Урок литературы в 10 классе «Мысль семейная»( по роману Л.Толстого «Война и мир»
Цели и задачи урока: формирование моральных ценностей;
помочь учащимся разобраться в сложных вопросах и проблемах семьи, отношениях между родителями, помочь выбрать главный стержень счастливой семьи.
Слово учителю:
Беседа с классом:
-Как вы понимаете значение слова СЕМЬЯ?.
- А СМОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРОЖИТЬ ОДИН?
ИТАК,РАЗГОВОР СЕГОДНЯ ПОВЕДЕМ О СЕМЬЕ.
Постараемся ответить на вопрос:
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?
А теперь вместе попробуем построить цепочку:
1СЕМЬЯ.(в семье растем ,общаемся, трудимся ,любим,ссоримся,соглашаемся или не соглашаемся друг с другом,радуемся друг другу . Так формируется характер. 2 В результате - личность
А ДАЛЬШЕ?
Сформировавшаяся личность со своим пониманием жизни уходит в общество (учеба,работа,круг друзей )
***КакуюРОЛЬ Л И Ч Н О С ТьвыполняетВ ЖИЗНИобщества? (именно здесь ,вне семьи ,проявляется ,обнажается все то ,что заложено семьей!!!)
***Какие ценности должна воспитать семья ,чтоб вам ,оказавшимся в обществе, было комфортно,чтоб окружающим вас людям было комфортно с вами?
Наконец,роль личности в судьбе страны. Получая образование ,мы заботимся о своем будущем.Конечно ,это так. Но если благодаря своему развитому вами таланту, вашему трудолюбию вы сделаете открытие или будете знающим специалистом, то конечно же польза ,огромная польза будет и стране!!!Если вы займете достойное место в обществе,вами будут гордиться в первую очередь РОДИТЕЛИ!!! ***А чтоб гордиться ,ЧТО ,ПО-ВАШЕМУ, ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ, воспитывать в ребенке С Е М Ь Я ? КАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ?(УВАЖЕНИЕ,ПАТРИОТИЗМ,ЧЕСТНОСТЬ,доброе отношение взрослых друг к другу )
ДЛЯ МНОГИХ ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВРЕМЕН ПРОБЛЕМА СЕМЬИ СТАЛА ОСНОВНОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ.
ТАК И ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ПРОЯВЛЯЛ НЕУСТАННЫЙ ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ, ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ОТНОШЕНИЯМ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ.
Среди всех его произведений роман «Война и мир» является энциклопедией семейной жизни.
Вспомнить план написания сочинения ,напомнить ,что можно роман использовать в любом сочинении!)
РОМАН ПОДНИМАЕТ МНОГО ПРОБЛЕМ: (НАЗВАТЬ ПРОБЛЕМЫ И ГЕРОЕВ,О КОТОРЫХ ВЫ БЫ МОГЛИ НАПИСАТЬ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ: ВСПОМНИТЕ,КАК МЫ УЧИЛИСЬ ПИСАТЬ АРГУМЕНТЫ. ОТВЕТ ПОСТРОЙТЕ ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ . (ДАТЬ ПО ПРОБЛЕМЕ КАЖДОМУ 1-2 МИН )
Н:-ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМААВТОР РОМАНА «ВОЙНА И МИР» ПОДНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ ПАТРИОТИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕДЕНИЯ СТАРИКА БОЛКОНСКОГО,КОТОРЫЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ,ОСТАВЛЯЯсыну мемуары о Суворове, просит написать книгу -учебное пособие,ДУМАЛ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ О РОССИИ
-ПРОБЛЕМА ВОЙНЫЛ. ТОЛСТОЙ ,РАССКАЗЫВАЯ О ГЕРОИЗМЕ РУССКОГО НАРОДА,НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВСЕ-ТАКИ ВЫВОДИТ МЫСЛЬ О ТОМ ,ЧТО ВОЙНА –ЭТО ГРЯЗНАЯ МУЖСКАЯ РАБОТА ,ЭТО ПРОТИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУПРЕДПРИЯТИЕ,ПОЭТОМУ МЫ ВИДИМ ГОЛОДНЫХ СОЛДАТ,ПРОМАХИ ОФИЦЕРОВ,ПРЕДАТЕЛЬСТВО..К ЭТОМУ МНЕНИЮ ПРИШЕЛ И А .БОЛК.НА ПОЛЕ АУСТЕРЛИЦА
-ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА(ЖЕРКОВ …
-ПРОБЛЕМА ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ (Болконский и Берг)
-ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ(Наташа ,Пьер..
-ПРОБЛЕМА СЕМЬИ
ДА, МНОГО ПРОБЛЕМ ПОДНИМАЕТСЯ В РОМАНЕ И КАЖДАЯ ВАЖНА,НО ПО МНЕНИЮ КРИТИКА Н.СТРАХОВА:
«ЭТО НЕ РОМАН ВООБЩЕ, НЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН, ДАЖЕ НЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА, ЭТО ХРОНИКА СЕМЕЙНАЯ… И МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ»
ЦЕЛЬ:
-ПОНАБЛЮДАЕМ, КАК семьи ЖИВУТ
-ПРИСЛУШАЕМСЯ К ИХ РАЗГОВОРАМ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
-ПОРАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ С НИМИ ИХ УДАЧАМ
-ОСУДИМ или пожалеем, ЕСЛИ СОЧТЕМ НУЖНЫМ-понаблюдаем за взаимоотношениями взрослых и детей.
Работа в группах:
Я ПРЕДЛАГАЮ СОБРАТЬ СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО ТРЕХ ФАМИЛИЙ: *Болконские *Курагины *Ростовы
ПРЕДЛАГАЮ НАЧАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙ С СЕМЬИ РОСТОВЫХ.
РОСТОВЫ
**ИМЕНИНЫ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЬИ ОТ ЛИЦА НАТАШИ, ВЕРЫ.(Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СЕМЬЮ…ИЛИ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ МНОГОЕ В МОЕЙ СЕМЬЕ…ХОТЯ ЕСТЬ В НЕЙ..
** ЧТО МОЖЕТ ИСПЫТАТЬ ЧЕЛОВЕК ,ПОПАВШИЙ В ДОМ РОСТОВЫХ ?(ЗАБОТУ,РАДОСТЬ)
**ВСПОМНИТЬ ИМЕНИНЫ ГРАФИНИ И НАТАШИ **КАК ВЕДУТ СЕБЯ ХОЗЯЕВА,ГОСТИ ,ДЕТИ?
** ОТНОШЕНИЯ С ДВОРОВЫМИ (ТАНЕЦ ОТЦА С МАРЬЕЙ ДМИТРИЕВНОЙ-( ВСЕ ВОСХИЩАЮТСЯ)
** ВСПОМНИТЕ ЭПИЗОД РАЗГОВОРА ГРАФИНИ И СОНИ .ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИКАЗУ ГРАФИНИ ТРЕБОВАТЬ ОТКАЗАТЬСЯ СОНЮ ОТ НИКОЛАЯ.
** ВЫ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ СТАРИКА БОЛКОНСКОГО,КОТОРЫЙ НАЗОВЕТ ГРАФА РОСТОВА РАСТОЧИТЕЛЬНЫМ? Оправдать нет желания?
**ЭПИЗОДЫ ТЕКСТА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОСТВЫХ,.КОТОРЫЕ ОСОБО ЗАПОМНИЛИСЬ И ПОЧЕМУ? (ПРОИГРАННЫЕ ДЕНЬГИ,ПОДВОДЫ РАНЕНЫМ,РАЗГОВОР НАТАШИ С МАМОЙ ПОСЛЕ ПОМОЛВКИ С БОЛКОНСКИМ,) ***Ваши родители смогли бы простить вам как Николаю Ростову проигранные деньги?
вывод:**ПОДБЕРИТЕ КЛЮЧЕВУЮ ЧЕРТУ ХАРАКТЕРА СЕМЬИ РОСТОВЫХ(ЛЮБОВЬ…
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЬИ КУРАГИНЫХ
КУРАГИНЫ
** -СЕМЬЯ КУРАГИНЫХ ГЛАЗАМИ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ.И АННЫ ШЕРЕР
** Почему наше знакомство не в доме КУРАГИНЫХ? (ДОМ –ЭТО СЕМЬЯ.УЮТ,В ДОМЕ ЦАРИТ ЛЮБОВЬ ,ЗАБОТА ДРУГ О ДРУГЕ,А МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ КУРАГИНЫХ НЕТ ЭТОГО)
**ВАМ ЖАЛЬ ОТЦА БЕСПУТНЫХ ДЕТЕЙ? (ЖАЛЬ ,ЧТО НЕ ОСОЗНАЕТ,КОГДА ШЕРЕР ПРЕДЛАГАЕТ СВАТАТЬ МАРЬЮ ,ТО ПЕРВЫЙ ВОПРОС О БОГАТСТВЕ)
**ПОЧЕМУКНЯЗЬ БЕЗУХОВ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ВСЕ СВОЕ НАСЛЕДСТВО ЗАВЕЩАЛ ПЬЕРУ И ДАЖЕ НЕ УПОМЯНУЛ СТАРИКА КУРАГИНА?
**ПОЧЕМУ СТАРИК БОЛКОНСКИЙ ОТКАЗАЛ АНАТОЛЮ? (ЛИШЬ БЛАГОДАРЯ ОДНОЙ ФРАЗЕ, СКАЗАННОЙ АНАТОЛЕМ, СЛОЖИЛОСЬ МНЕНИЕ О НЕМ: «ПРИПИСАН К ПОЛКУ, К КАКОМУ, ПАПА»-РАССМЕЯЛСЯ АНАТОЛЬ
**ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ БЫТЬ ЧЛЕНОМ ЭТОЙСЕМЬИ? ПОЧЕМУ?
вывод:И СНОВА ЧЕРТА ХАРАКТЕРА …ТОЛЬКО СЕМЬИ КУРАГИНЫХ?
(ФАЛЬШЬ, ЛОЖЬ-КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ СЕМЬЮ КУРАГИНЫХ)Вот он круг,начало которого в семье! Не дай Бог вашим родителям даже думать о том ,что вы можете стать им обузой в старости!
СЕМЬЯ БОЛКОНСКИХ.
**ПРЕДСТАВИМ СЕМЬЮ ОТ ЛИЦА ГЛАВЫ СЕМЬИ, И ОТ ИМЕНИ СЫНА АНДРЕЯ
**НУЖНО ЛИ БЫЛО ТАК СТРОГО ВОСПИТЫВАТЬ МАРЬЮ? **ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ АНДРЕЕМ И МАРЬЕЙ?(ПЕРЕД УХОДОМ НА ВОЙНУ ИКОНКУ)
**ПОЧЕМУ ОТЕЦ ПОСОВЕТОВАЛ СЫНУ ОТЛОЖИТЬ СВАДЬБУ С НАТАШЕЙ НА ГОД?(ЖАЛЕЛ СЫНА,ЧТОБ НЕ ОШИБСЯ СНОВА.)
**ЗАЧИТАТЬ ПРОЩАНИЕ СЫНА С ОТЦОМ (ЧТО ЗНАЧИТ НЕ ОТДАВАТЬ ЖЕНЕ?ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ЭТИХ СЛОВ ДРОГНУЛ ПОДБОРОДОК ОТЦА?)
**ЗА ОБЕДЕННЫМ СТОЛОМ АРХИТЕКТОР. ПОЧЕМУ?( ПРИВЕЧАЛ ЛЮДЕЙ НЕ ПО ЧИНАМ ,А ПО УМУ)
**ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ВОСПИЫВАТЬ ТАК СВОИХ ДЕТЕЙ ,КАК КНЯЗЬ БОЛКОНСКИЙ? ПОЧЕМУ?
ВЫВОД: МОЖНО СКАЗАТЬ О БОЛКОНСКИХ :ВЕЛИКИЕ СЫНЫ РОССИИ?
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
БЕРГ И ВЕРА | ПЬЕР И НАТАША | НИКОЛАЙ И МАРЬЯ |
КАКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ МЫ ВИДИМ В НОВЫХ СЕМЬЯХ? ТОЛЬКО ТРАДИЦИИ! |
ВСПОМНИТЬ СВАТОВСТВО БЕРГА *ОН НАПОМИНАЕТ МОЛЧАЛИНА: УМЕРЕННОСТЬ И АККУРАТНОСТЬ. *БЕРГ РАСЧЕТЛИВ, ЭГОИСТИЧЕН И СКУП *УВЕРЕН, ЧТО ИНАЧЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОЭТОМУ НЕ СТЫДНО ЕМУ РАСКАЗЫВАТЬ, КАК ВЫЙГРАЛ ПЕРЕВОД В ГВАРДИЮ У ТОВАРИЩА ПО КОРПУСУ. *ВЕРА КРАСИВАЯ, ХОЛОДНАЯ. *В ИХ ДОМЕ ЖЕНА В ТАКОЙ ЖЕ КРУЖЕВНОЙ ПЕРЕРИНКЕ, КАК У КНЯГИНИ ЮСУПОВОЙ , ПЕЧЕНЬЕ, КАК У ПАНИНЫХ * НЕТ ДЕТЕЙ- НАПОМИНАЕТ ДОМ АДУЕВЫХ? *СЧАСТЛИВЫ? ДА! ТАК ЖЕ ДУМАЛ АДУЕВ,НО ПРИШЛА МИНУТА И ПОНЯЛ ,ЧТО НЕТ У НЕГО НИЧЕГО:НЕ ДРУЗЬЯ ,А ПОРТНЕРЫ, НЕТ ДЕТСКИХ ГОЛОСОВ… *ПРИДУТ ЛИ К ЭТОМУ БЕРГИ? | НАТАШЕ 21 ПЬЕРУ 28. С ЭТОЙ ВСТРЕЧИ МОГЛА НАЧАТЬСЯ КНИГА, НО ОНА ИДЕТ К КОНЦУ, ТАК КАК ЦЕЛЬ ТОЛСТОГО – *ПОКАЗАТЬ, КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЧЕЛОВЕК. *НАТАША И ПЬЕР, ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ СОБЛАЗНЫ И СТРАДАНИЯ ПОДГОТОВИЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ *ЧЕМ СТАРШЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ТРУДНЕЕ ПОЛЮБИТЬ, Т.К. ОПЫТ РОЖДАЕТ СТРАХ, НО НЕ МОЖЕТ ПОЛЮБИТЬ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК С ОПУСТОШЕННОЙ ДУШОЙ. * ЛЮБОВЬ К НАТАШЕ ЕГО НАПОЛНИЛА ГОРДОСТЬЮ *МЫ СЛЫШИМ РАЗГОВОРЫ О ДЕКАБРИСТАХ КТО ЗНАЕТ, ВОЗМОЖНО НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ БУДЕТ ПЬЕР КАК ВСЕ ЛУЧШЕЕ И ОБРАЗОВАННОЕ ДВОРЯНСТВО *ЗА МУЖЕМ ПОЕДЕТ В ССЫЛКУ, СТАНЕТ ЖЕНОЙ ДЕКАБРИСТА. | ПРОШЛО 8 ЛЕТ, КАК УМЕР СТАРИК БОЛКОНСКИЙ *КНЯЖНА МАРЬЯ ТЕПЕРЬ РОСТОВА *НИКОЛАЙ РОСТОВ ВСЕ ПЕРЕСТРОИЛ: У НЕГО ВСЕ ПРОЧНО И КРЕПКО В ИМЕНИИ, *ОН ЗАБОТИТСЯ О СВОЕМ И КРЕСТЬЯНСКОМ. *МНОГО ЧИТАЕТ, ЧТОБ НЕ ОТСТАТЬ ОТобразованной ЖЕНЫ *ОНА- ЭТО ДОМ, МУЖ, ДЕТИ. ЕЕ УМ , СКРОМНОСТЬ, РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ ВОСХИЩАЕТ НИКОЛАЯ. *МАРЬЯ НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ ДАЖЕ ДУМАТЬ, ЧТО ОНА УМНЕЕ НИКОЛАЯ *В ИХ ДОМЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ СЫН АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО –НИКОЛЕНЬКА – ЭТО ТРЕТЬЕ ПОКОЕНИЕ БОЛКОНСКИХ |
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
НИКОЛЕНЬКА( Задание классу: попытаться пройти весь жизненный путь вместе с Николенькой, связывая с историческими датами)
РОДИЛСЯ 19 МАРТА 1806 ГОДА.
КОГДА УМИРАЛ ОТЕЦ: ОН ВСЕ ПОНЯЛ И НЕ ПЛАЧА (7 ЛЕТ!) ВЫШЕЛ ИЗ КОМНАТЫ.(ЗАЧИТАТЬ)
В 20-ОМ ГОДУ ЕМУ 15 ЛЕТ.С РАЗРЕШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СИДИТ И СЛУШАЕТ ИХ РАЗГОВОРЫ О НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ ЖИЗНИ,О БУДУЩЕМ ВОССТАНИИ ДЕКАБРИСТОВ.НЕ ПО-ДЕТСКИ ВНИМАТЕЛЕН..СДЕРЖАН
ВПЕРЕДИ 1825- ДЕКАБРЬСКОЕ ВОССТАНИЕ. ЕМУ 20. ОН КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ- БОЛКОНСКИЕ ЖИВЫ В ЭТОМ ЮНОШЕ, С ЛУЧИСТЫМ ВЗГЯДОМ ОТЦА.
СЛУШАЯ РАЗГОВОРЫ ВЗРОСЛЫХ О БУДУЩЕМ ДЕКАБРЬСКОМ ВОССТАНИИ, ОН ЗАДАСТ ВОПРОС: ЕСЛИ БЫ ПАПА БЫЛ ЖИВ, ОН СОГЛАСИЛСЯ БЫ С ВАМИ?
-ДУМАЮ, ДА- ОТВЕТИЛ ПЬЕР.(ЗАЧИТАТЬ)
САМ СЕБЕ ОН СКАЖЕТ: «Я СДЕЛАЮ ТО, ЧЕМ БЫ ДАЖЕ ОНБЫЛ ДОВОЛЕН!» МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ ,ДАЖЕ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ ,ЧТО В 20 ЛЕТ ОН СФОРМИРУЕТСЯ И БУДЕТ КОПИЕЙ СВОЕГО ОТЦА И ДЕДА.ТАКИМ ЕГО ВОСПИТАЕТ МАРЬЯ И ВМЕСТЕ С ПЬЕРОМ ПОЙДЕТ НА СЕНАТСКУЮ ПЛОЩАДЬ
-В СИБИРИ ОН ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ КНЯЗЕМ, Т.К. ЦАРЬ ЛИШИТ ДЕКАБРИСТОВ ДВОРЯНСТВА, НО ОН ВЕЗДЕ ОСТАНЕТСЯ БОЛКОНСКИМ. ОН ПРОЙДЕТ ПОЧЕТНЫЙ ПУТЬ ЧЕСТНОГО РУССКОГО ДВОРЯНИНА, НЕ ПОСРАМИТ ИМЯ БОЛКОНСКИХ.
*«КОЛИ ТЕБЯ УБЬЮТ, МНЕ, СТАРИКУ БУДЕТ БОЛЬНО. А КОЛИ УЗНАЮ, ЧТО ТЫ ПОВЕЛ СЕБЯ НЕ КАК СЫН НИКОЛАЯ БОЛКОНСКОГО, МНЕ БУДЕТ СТЫДНО»-СКАЖЕТ СТАРИК БОЛКОНСКИЙ СЫНУ АНДРЕЮ В 1806 ГОДУ
«ЭТОГО ВЫ МОГЛИ МНЕ НЕ ГОВОРИТЬ, БАТЮШКА»- БУДЕТ КОРОТКИЙ ОТВЕТ.
-ДУМАЮ, ТАКЖЕ МОГ ОТВЕТИТЬ И КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ
А ТЕПЕРЬ ВАШИ 5 МИН, НО НЕМНОГО ПО-ДРУГОМУ:
* 1 ВАРИАНТ:****ВЫВОД ПО УРОКУ ДЕЛАЕТ КАЖДЫЙ САМ
*2 ВАРИАНТ ****У КОГО ИЗ ОДНОКЛАССНИКОВ ОТВЕТ ,РЕПЛИКУ ,ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВЫ ЗАПИШЕТЕ В ТЕТРАДЬ?
*** ДОМ. ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ 4 АРГУМЕНТА ПО ПРОБЛЕМАМ ,КОТОРЫЕ ПРОЗВУЧАЛИ НА УРОКЕ .Т.Е. ОТРЫВОК ИЗ СОЧИНЕНИЯ
Тест по роману Л. Толстого «Война и мир»
1* Во внешнем облике этого героя простота ,доброта и правда.(1-Болконский , 2- Наполеон, 3- Кутузов 4-,Багратион)
2*.Кто, в пониманииТолстого,является решающей силой в истории? (1-светское общество. 2-офицеры. 3-народ.4-полководцы)
3*.Пьер вступает в : 1-буддистскую ложу.2-христианскую ложу .3- масонскую ложу.4- католическую ложу)
4*Кутузов предстает перед нами учеником умудренного опытом полководца(1-Блюхера. 2-Нахимова.3-Суворова..4-Багратиона)
5.*Жизненное кредо Л.Толстого:»Чтобы жить честно, надо рваться,путаться,биться,ошибаться ,начинать и бросать,опять начинать …» Что ,по Толстому, является душевной подлостью?(1- терпение.2-эгоизм.3-спокойствие.4-терпение)
6*.Кому принадлежат слова:»…чтобы ты походила на наших глупых барышень? Не хочу!(1-Ростовой.2-Курагиной.3-Болконскому.4-Марье)
7*. « Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей , вульгарность выражений,свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу…»(1-Наташа.2-Соня.3-Элен.4-Марья)
8.*Вошедший князь был в придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах ,с светлым выражением плоского лица.(1-Пьер.2-князь Болконский.3-князь Курагин.4-Кутузов)
9* .»Бойко ,не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехалот Багратиона,силы ему изменили. На него нашел страх,он не мог ехать туда, где было опасно»(1-Александр 1. 2-адъютант Кутузова.3-Жерков.4-Несвицкий)
10*.Кому принадлежат слова: «Счастлив в любви,но несчастлив в картах»
(1-Друбецкому. 2-Ростову. 3-Долохову.4-Тимохину)
11* Определить жанр романа(1-поэма.2-хроника 3-эпопея.4-книга)
12* За какие заслуги капитан Бонапарт получилзвание генерала?(1-Бородино.2-Аустерлиц.3-Тулон.4- Египет)
13* .Кто из героев романа остается в Москве и попадает в плен к французам?(1-Друбецкой .2-Тимохин.3-Пьер.4-Болконский)
14* Какая историческая эпоха отражена в романе?(1-Екатерины 2.Николая 2.Александра1.Александра2)
15*. О ком? »Это был небольшого роста весьма красивый молодой человек с усталым скучающим взглядом»(1-Пьер.2-Берг.3-Болконский.4-Тимохин)
16* «Этим сражением мы обязаны ему»- скажет Болконский. О ком?(1-Несвицкий.2-Кутузов.3-Тушин.4-Наполеон)
17* « Я Вам одной могу признаться, что мои дети- моя обуза » Кому жалуется князь ? (1-Ростовой . 2-Друбецкой.3-Шерер.4-Элен)
18* « Погибла Россия»- Кому принадлежат эти слова?(1-Кутузову.2-Наполеону.3-Болконскому.-Александру1)
19* « Какое бы горе ни было.обратитесь к этому человеку за помощью.Это самый рассеянный и смешной человек.,но самое золотое сердце».О ком эти слова?(1-князе Андрее.2-Анатоле 3-Пьере.4-Наташе)
20*К 20 году у нее были уже три дочери и один сын. О ком? (1-Марья2- Вера 3- Наташа. 4- Элен )
21*«Христос с тобой! Благословляю тебя на великий подвиг»(кому принадлежат эти слова:1-Александру.2- Наполону.3-Кутузову.4-Багратиону)