Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру,
неведомый ему,
Но я ему служил –
и сердцем я спокоен…
Н.А. Некрасов
Родился поэт
Детство поэта
«Если переехать в Ярославле Волгу и пройти прямо… то очутимся на столбовом почтовом тракте.
Поехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева песок, мелкий кустарник и вереск… увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью «Сельцо Грешнево, душ столько-то, господ Некрасовых».
Проехав длинную бревенчатую деревню, увидишь садовый деревянный забор, за ним – барский сад. Тотчас за садом большой серый неуклюжий дом».
В этом доме провел свое детство Николай Алексеевич Некрасов.
Детство поэта
Детство поэта
Детство поэта
Юность поэта
Юность поэта
Юность поэта
С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп.
«Ровно три года», - рассказывал он впоследствии, - «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».
Юность поэта
Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно.
Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 копеек прошение.
Юность поэта
Творчество поэта
Творчество поэта
Прочитай статью о Некрасове
на с. 171 и ответь на вопросы:
- Что нового вы узнали из статьи учебника?
- Что вы можете сказать об отношении поэта к матери?
- Стихи каких русских поэтов полюбил Некрасов с детства?
- Как назывался первый сборник поэта?
- Когда он вышел в печати?
- Как вы думаете, почему он вошел в сознание народа как заступник, певец народной жизни?
Поэма «Мороз, Красный нос»
В декабре 1862 года
в Ярославле
Н.А. Некрасов
начал писать поэму
«Мороз, Красный нос», которая в основном
была написана
в имении Карабиха
летом 1863 года.
Словарь
- БОР – сосновый лес;
- ДОЗ ÓР – обход владений для осмотра, проверки;
- ОБÓЗЫ – повозки с грузом;
- КАЗНÁ – денежные накопления;
- «...царство своё УБИРАЮ...» – (убор, убранство) - УКРАШАЮ.
- ВОЕВÓДА - в старое время на Руси начальник войска или большого владения.
Что такое эпитет?
Эпитет – это средство художественной выразительности, образное определение предмета.
Подберите эпитеты по прослушанному отрывку.
Мороз-воевода. Какой он?
- Волшебник
- Сильный
- Суровый
- Умелый
- Хвастливый
- Великий
- Могучий
- Могущественный
- Всесильный
- Заботливый
Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
«Есть женщины в русских селеньях…»
И. Аргунов
«Портрет крестьянки»
«Есть женщины в русских селеньях…»
А. Венецианов
«Крестьянка
с косой и граблями»
«Есть женщины в русских селеньях…»
К. Маковский
«Русская красавица»
«Есть женщины в русских селеньях…»
Ф.В. Сычков
«Барышни-крестьянки»
«Есть женщины в русских селеньях…»
В. Суриков
«Девушка»
«Есть женщины в русских селеньях…»
Ф.В. Сычков
«Девушка»
Аналитическая беседа, работа с текстом
Выпишите из текста слова и выражения,
которые являются синонимами к слову крестьянка.
Это слова: «царица», «красавица».
Почему именно эти слова выбрал поэт?
«Размышляем о прочитанном»
с. 175 - 176 № 1 - 3
Внешность
Черты характера
Спокойная важность лица;
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц;
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива;
Тяжелые русые косы;
Ноженьки босы;
Лицо величаво;
Красивые, ровные зубы, Что крупные перлы, у ней; Румяные губы;
Она улыбается редко…
Вывод:
Внешность
Черты характера
Спокойная важность лица;
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц;
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива;
Тяжелые русые косы;
Ноженьки босы;
Лицо величаво;
Красивые, ровные зубы, Что крупные перлы, у ней; Румяные губы;
Она улыбается редко…
Вывод:
Лежит на ней дельности строгой И внутренней силы печать.
Внешность
Черты характера
Спокойная важность лица;
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц;
Ко всякой работе ловка;
И голод и холод выносит, Всегда терпелива, ровна;
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива;
По будням не любит безделья;
Тяжелые русые косы;
Такого сердечного смеха, И песни, и пляски такой За деньги не купишь;
Ноженьки босы;
Лицо величаво;
В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет; Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Ей некогда лясы точить…
Красивые, ровные зубы, Что крупные перлы, у ней; Румяные губы;
Она улыбается редко…
Вывод:
Лежит на ней дельности строгой И внутренней силы печать.
Внешность
Черты характера
Спокойная важность лица;
Ко всякой работе ловка;
С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц;
И голод и холод выносит, Всегда терпелива, ровна;
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива;
Тяжелые русые косы;
По будням не любит безделья;
Ноженьки босы;
Такого сердечного смеха, И песни, и пляски такой За деньги не купишь;
В игре ее конный не словит, В беде — не сробеет, — спасет; Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Ей некогда лясы точить;
Лицо величаво;
Красивые, ровные зубы, Что крупные перлы, у ней; Румяные губы;
Вывод:
Она улыбается редко…
В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде…
Вывод:
Лежит на ней дельности строгой И внутренней силы печать.
Продолжите фразу
Сегодня на уроке я…
- научился…
- узнал…
- заинтересовался…
Домашнее задание
1. Выучить наизусть отрывок
из поэмы «Мороз Красный нос»:
со слов «Есть женщины в русских селеньях»
до слов «Ко всякой работе ловка».
2. Подготовиться к чтению
по ролям первой части стихотворения
«Крестьянские дети» с.176-178.
План анализа стихотворения:
1. В каком году написано стихотворение?
2. Время, события в жизни поэта, сопутствующие созданию стихотворения.
3. Тема, композиция – точнее движение поэтической мысли в стихотворении.
4. Каков основной мотив стихотворения, настроение поэта, чувство, которое испытывал во время написания.
5. К чему призывает поэт своих читателей?
6. Художественные особенности стихотворения.
7. «Что считаете нужным взять с собою в жизнь из поэзии Некрасова?»