Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ «Ругельдинская СОШ» Шамильский район
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 5 КЛАССЕ
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
«Крестьянские дети»

Подготовила:
Якубова Патимат Кебедгаджиевна,
учитель русского языка и литературы
Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»
Цель:
1.познакомить с биографией и творчеством Н.А. Некрасова, с идейно-тематической направленностью стихотворения;
2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;
3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.
Оборудование:
1. Портрет Н.А.Некрасова;
2. Грамзапись стихотворения «Крестьянские дети»;
3. Картина Маковского «Игра в бабки».
Ход урока
I. Орг. момент
II. Знакомство с биографией поэта.
Вступительное слово учителя.
Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из выдающихся русских поэтов
Ребята, в начальной школе вы уже встречались с его стихотворениями.Послушайте. Попробуйте угадать автора.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой землиКонец формы
Начало формы
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
****
****
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
****
- Вспомнили, правильно это стихотворения Н.А. Некрасова.О чем эти стишки? Какие картины вы себе представили?
Природа у Некрасова существует не сама по себе, а с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы - в основном простой народ.
Некрасов хорошо знал жизнь, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли. Много говорил о детстве, о той дружбе с крестьянскими детьми, которую он перенес через всю свою жизнь.
Вам дома надо было подготовить сообщение о детстве Николая Алексеевича Некрасова.
Слово ученикам
-Будущий великий поэт родился 28 ноября в семье мелкопоместного дворянина, в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.
Детство свое он провел в селе Грешневе, в родовом имении отца. Это небольшая деревня, а позднее село в Ярославском уезде, стоявшее на дороге, связывавшей по левому берегу Волги Кострому и Ярославль. Усадьба Некрасовых была построена дедом Сергеем Алексеевичем Некрасовым в самом начале XIX в. За господским домом в глубине сада прятался небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская, дальше - псарня.
-Николай Некрасов рос в большом кругу братьев и сестер. С сестрой Анной Некрасов был близок до конца своих дней.Очень рано Николай Некрасов начал писать стихи. В заметках поэта в одном месте говорится: «Начал писать с 6-ти лет». В другом месте сказано: «Писать стихи начал с семи лет, помню, я что-то посвятил матери в день её именин».
По примеру отца, поэт страстно любил охоту, эта тема оставила заметный след в его творчестве. Внимательно и любовно будущий поэт воспринимал окружавшую его природу.
-В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию.Братья Некрасовы поступили в первый класс, однако в 1833 году ярославскую гимназию из четырехклассной преобразовали в семиклассную, в силу чего Николай и Андрей вместо второго класса перешли сразу в четвертый.Читал Некрасов в годы учебы очень много, хотя и беспорядочно. Книги он брал гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии. Кроме того, в Грешневе была небольшая библиотека. Именно в гимназический период 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку.
-Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой. Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке. Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.
-Именно свои детские годы и вспоминает Некрасов в своем стихотворении «Крестьянские дети"
III Работа над стихотворением «Крестьянские дети»
1.Словарная работа.
вирши - стихи.
вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим
кинулись прочь - убежали.
мякина - остатки колосьев.
2. Первичное знакомство с текстом.
Прослушивание грамзаписи.
Ребята, проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)
-Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?
- О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?
- Для чего автор вводит в эту часть диалог?
- На какие части можно разделить стихотворение?
3. Деление текста на части и составление плана.
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
IV. Анализ стихотворения по частям.
1.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).
Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.
2.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?
3.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление.Я детского глаза люблю выраженье...)
Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)
- Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?
-Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...
- Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.
- Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?- ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)
Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.
-Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?
(Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).
- Почему так серьезен маленький Влас?
- Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.
- Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?
- Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?
- Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?
- Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?
- Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?
V. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».
- Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?
Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.
VI. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, выучить небольшой понравившийся вам отрывок