СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Н.Носов “Федина задача”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство с творчеством Н.Носова и  с его новым произведением “Федина задача”.

    2. Совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

    3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Просмотр содержимого документа
«Н.Н.Носов “Федина задача”.»

Тема урока. Н.Н.Носов “Федина задача”.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Продолжить знакомство с творчеством Н.Носова и с его новым произведением “Федина задача”.

2. Совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:


Общеучебные – ознакомление с рассказом Н.Носова «Федина задача»; осознанное восприятие литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД:

выполнение принятой учебной задачи; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли оказывать поддержку друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные УУД:

умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Ход урока:

Звучит детская веселая музыка «От улыбки»


I. Организационный момент. Настраивание на деловой лад.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.


- Сегодня на уроке у нас гости. А гостям мы всегда рады, так ведь, ребята? Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.


- Ребята, сейчас у нас урок чтения. Начнем урок с речевой разминки.


II. Речевая разминка .

Работа над скороговоркой.


- Послушайте скороговорку.


Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.


-Все ли слова понятны?


-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно


III. Постановка цели:

- Сегодня у нас в гостях детский писатель Николай Николаевич Носов. (Показ портрета.) Сегодня мы вспомним его произведения и, конечно, познакомимся еще с одним произведением – «Федина задача»

Для начала вспомним его биографию. (Подготовленный ученик знакомит детей биографией Н.Н.Носова.) Вязовский Д. Рассказ сопровождается презентацией.


Родился Николай Николаевич Носов 23 ноября 1908 года в городе Киев в семье актёра. Окончил институт кинематографии. Почти 20 лет работал в кино. Был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. Писать Никой Николаевич Носов начал в 1938 году. А как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке – Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1976 году Н.Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.


IV. Актуализация знаний.

Работа с заданием от Незнайки. (На доске портрет Незнайки, вокруг портрета – лепестки с заданиями)

1 - ый лепесток.

Отгадывай название произведения по отрывку:

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)

(читает отрывок текста Белич В.)


2 – ой лепесток.

Отгадывай название произведения по отрывку:

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

- Вот я тебя проучу как следует!.. («Карасик»)

(читает отрывок текста Винокурова С.)


3 – ий лепесток.

Отгадывай название произведения по отрывку:

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка»)

(читает отрывок текста Даниленко Л.)


4 –ый лепесток.

Отгадывай название произведения по отрывку:

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы»)

(читает отрывок текста Ансютин П.)


5 – ый лепесток.

Отгадывай название произведения по отрывку:

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх…(«На горке»)

(читает отрывок текста Айвенко А.)


- Оказывается, вы хорошо знаете произведения Н.Носова. Молодцы! А сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Федина задача»

-Открыли учебники на странице 164.


V. Работа над произведением.


Работа с текстом до начала чтения:

1)Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.

2)Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.

3) Проблемный вопрос:

- Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор).


Работа с текстом:

1) Словарная работа

На доске:

Полудённый – южный, полдневный

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России

Рокочущий бас – громкий грубый голос

Чурбан – глупый человек

Кафтан – удлиненный пиджак


2)Прослушивание текста по грамзаписи в исполнении Л.Дурова. (Следить за чтением артиста, проверить свои предположения)

- Понравился вам рассказ?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию, по рисунку.

- К какому жанру относится произведение? (Это рассказ, объем небольшой, сюжетов и героев мало)

- Столкнулись ли вы с непонятными словами, как сумели их истолковать? Назовите эти слова.


Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик».

(Напомнить детям, что слова этой песни – Н.Носов)


Чтение рассказа «Цепочкой»


Задания и вопросы перед чтением – по рядам:


1 – ый ряд:

Сколько всего задач прочитал Федя?(2) Найдите и прочитайте.

2 – ой ряд:

Сколько раз прочитал Федя задачу? (5)

3 – ий ряд:

Сколько концертных номеров прослушал Федя? (6) Найдите и прочитайте.

Ответьте на вопросы :

Всем:

А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? (2)



4) Найдите и прочитайте строчки со словом «колокольчик»

5) -Кто автор данных строк?

-Кто прочтет это произведение по памяти?


По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

утомительно гремит… (А.Пушкин «Зимняя дорога»)


*****************************************

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые? (А.Толстой «Колокольчики мои»)

*********************************************************

6) Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы и скажите:

- Какая пословица больше подходит к нашему тексту?


На доске:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.



7) ответ на проблемный вопрос:

-Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

- Нет ли среди вас таких детей?

- Чему нас учит это произведение?

- Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?


VI. Рефлексия.

Учитель:

– С каким произведением познакомились на уроке?

– Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание?


Вывод:

Если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, несмотря на то, что она сложная.

VII. Итог урока.

Выставление оценок за работу на уроке. (Оценочная лесенка)

Благодарность детям, которые нарисовали рисунки к произведениям Н.Носова. (Называются фамилии)

- А вот такие книги у нас имеются в школьной библиотеке, можете взять их и прочитать.


VIII. Домашнее задание (вариативное)

1.Прочитать рассказ

2. Решить задачу из рассказа.


Резервный материал.

Викторина по произведениям Н.Н.Носова.

Рассказ «Шурик у дедушки».

*Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?

- пескари

- щука

- окуньки

- ершик.

* «Заплатка»

Штаны у Бобки были замечательные:

- школьные

- солдатские

- спортивные

- джинсовые.

* «Карасик»

На что променял Виталик карасика?

- фонарик

- конфета

- монета

- свисток

* «Про репку»

Что посадил Павлик и ребята на даче?

- горох

- редис

- редьку

- репку.

* «Мишкина каша»

Чем смогли поднять воду из колодца?

- чайником

- ведром

- самоваром

- кружкой.

Самоанализ урока литературное чтение.

Тема урока. Н.Н.Носов “Федина задача”.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Продолжить знакомство с творчеством Н.Носова и с его новым произведением “Федина задача”.

2. Совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор. Развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

3. Воспитывать прилежание к учёбе через рассказы Н.Н.Носова.

Развитие навыка чтения в третьем классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое чтение) и овладение рациональными приёмами чтения.


Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.


Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, обучаясь переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.


На уроке чтения был использован дидактический тип интегративных связей.

Вид урока – последовательная интеграция.

На таком уроке материал организован в своеобразные блоки, и все его блоки должны связываться между собой общими темами, идеями, проблемами и т.д.

Цель педагога: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.


Задачи педагога:

на базе интереса к чтению формировать технику чтения;

приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа;

развитие устной речи, творческих способностей детей.


На уроке используются следующие виды работ:

упражнения творческого характера;

групповая и индивидуальная форма работы;

логопедическая зарядка.


На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• игровые(скороговорки, пословицы, вопросы для викторины)

• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы, рассказ, выразительное чтение);

• информационно – коммуникационная технология (компьютер)

• проблемное обучение (частично – поисковое, проблемный вопрос).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока, самостоятельным оцениванием своей работы на уроке (оценочная лесенка).

Оживляют урок игровые моменты.

Оформление кабинета:

Выставка книг “Мы любим и читаем Н.Н.Носова”,

Выставка рисунков «По рассказам Н.Носова…»

Оформление доски:

Скороговорка, словарные слова, портрет Н.Носова, пословицы, портрет Незнайки, лепестки с заданиями.

План урока, хронометраж времени.

1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (2 минуты).

2. Речевая разминка (3 минуты).

3. Сообщение темы и цели урока (1 минута).

4. Актуализация знаний (7 минут).

5. Физминутка (2 мин)

6.Работа по теме урока (25 минуты):

7. Рефлексия (2 минуты).

8. Итог урока (2 минуты).

9. Домашнее задание (1 минута).