Просмотр содержимого документа
««На ярмарку в Шампань»»
Сценарий ролевой игры конкурсного типа
«На ярмарку в Шампань»
Фролова Елена Геннадьевна
учитель истории, МБОУ гимназии №8,
г. Дубна, Московская область
Цель занятия:
Сформировать у учащихся яркое образное представление о развитии торговли в Европе в XI – XII веках.
Познакомить их с важнейшими центрами средневекового предпринимательского мира и особенностями международной торговли.
Способствовать развитию картографических, образных логических и оценочных представлений на основе разыгрываемой ситуации ярмарки.
Опережающее задание:
Прочитать учебник и дополнительную литературу;
Разбиться на группы по 5 человек;
Выбрать город, откуда приехала «гильдия», к которой принадлежали купцы;
Подготовить задания:
Найти настоящий или придумать правдоподобный герб своего города, нарисовать и объяснить его символику.
Сочинить небольшую историю освобождения своего города из-под власти своего сеньора, оформить документ в виде старинной грамоты.
На контурной карте проложить путь из вашего города в Шампань и подготовить рассказ о дорожных приключениях.
Составить грамоту купли-продажи, заполнив 1-ю и 3-ю графы таблицы:
Что продать | Результат | Что купить | Результат |
| | | |
Этапы игрового занятия:
Этап. Все собравшиеся сдают «экзамен» на подтверждение купеческого звания:
Понятийный диктант:
а) изделие, производимое на заказ или для продажи (товар)
б) хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, представлявшие кредиты и займы (банки)
в) объединение купцов в средние века (гильдия)
г) денежная единица данной страны (валюта)
д) ежегодные торги, в которых принимали участие купцы разных стран (ярмарки)
2. Каждая команда получает вопрос и после минутного обсуждения отвечает, что значит данное выражение.
Вопросы:
а) «береговое право»
б) «что упало, то пропало»
в) «мешок с перцем»
г) «вечные подмастерья»
д) «городской воздух делает свободным»
II. Этап. Конкурс «Герб города».
Команды-гильдии представляют герб своего города и объясняют его символику. Она должна отражать особенности истории города.
Вопросы для учащихся
Что означает название вашего города?
В каком году (или веке) он был основан?
Если это город, возникший в средневековье, то каким образом он появился именно в этом месте?
Когда и при каких обстоятельствах город получил свой герб?
III. Этап. Конкурс «Коммуна».
Представители команд рассказывают истории освобождения своих городов от власти сеньоров, раскрывая причины и последствия такого шага.
Этап. Конкурс «Путь в Шампань».
По настенной карте участники торговых экспедиций показывают проделанный к Шампани путь, описывая все страхи и приключения, поджидавшие их в дороге.
Этап. Конкурс «Торги».
Купцы каждой гильдии по очереди зачитывают приготовленный заранее список привезенных товаров (графа «Что продать»), в это время другие команды проверяют свой список (графу «Что купить»). В случае совпадения спроса и предложения в графы 2 и 4 заносятся результаты: продающая команда ставит напротив проданного товара столько плюсов, сколько других гильдий приобрели этот товар, а покупающие команды столько раз отметят покупку, сколько раз он будет предложен.
Учителю стоит заранее сориентировать учащихся на возможный ассортимент их товаров, чтобы содержание игры не отрывалось от историко-экономической обстановки в Европе XIII—XIV вв. На Востоке европейцы покупали предметы роскоши, пряности (перец, корицу). На севере Европы торговали солью, мехами, шерстью, воском, лесом, железом. Многочисленные торговые связи и товары обозначены также на карте «Важнейшие торговые связи в XI — начале XIII вв.» в атласе.
Этап.
По желанию можно перед торгами провести конкурс менял. По нумизматической литературе заранее два-три ученика выяснят, какие монеты были в обращении в тех городах, откуда прибыли купцы, подготовят несколько экземпляров игровой валюты и попробуют обменять их на монеты, ходившие на ярмарке в Шампани.
Все результаты конкурсов освещаются на доске в сводной таблице.

Литература:
Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл. : Метод. пособие: в 2ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – ч.2, стр. 35-39