СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«На ярмарку в Шампань»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка ролевой игры конкурсного типа по истории Средних веков в 6 классе. Цель занятия - сформировать у учащихся яркое образное представление о развитии торговли в Европе в XI - XII веках. Класс делится на несколько команд. Команды получают опережающее задание - прочитать дополнительную литературу и выполнить определенные задания.

Просмотр содержимого документа
««На ярмарку в Шампань»»

Сценарий ролевой игры конкурсного типа

«На ярмарку в Шампань»


Фролова Елена Геннадьевна

учитель истории, МБОУ гимназии №8,

г. Дубна, Московская область



Цель занятия:

  • Сформировать у учащихся яркое образное представление о развитии торговли в Европе в XI – XII веках.

  • Познакомить их с важнейшими центрами средневекового предпринимательского мира и особенностями международной торговли.

  • Способствовать развитию картографических, образных логических и оценочных представлений на основе разыгрываемой ситуации ярмарки.

Опережающее задание:

  • Прочитать учебник и дополнительную литературу;

  • Разбиться на группы по 5 человек;

  • Выбрать город, откуда приехала «гильдия», к которой принадлежали купцы;

  • Подготовить задания:

    1. Найти настоящий или придумать правдоподобный герб своего города, нарисовать и объяснить его символику.

    2. Сочинить небольшую историю освобождения своего города из-под власти своего сеньора, оформить документ в виде старинной грамоты.

    3. На контурной карте проложить путь из вашего города в Шампань и подготовить рассказ о дорожных приключениях.

    4. Составить грамоту купли-продажи, заполнив 1-ю и 3-ю графы таблицы:


Что продать

Результат

Что купить

Результат






Этапы игрового занятия:

  1. Этап. Все собравшиеся сдают «экзамен» на подтверждение купеческого звания:

    1. Понятийный диктант:

а) изделие, производимое на заказ или для продажи (товар)

б) хранилища больших сумм денег, впоследствии финансовые учреждения, представлявшие кредиты и займы (банки)

в) объединение купцов в средние века (гильдия)

г) денежная единица данной страны (валюта)

д) ежегодные торги, в которых принимали участие купцы разных стран (ярмарки)

2. Каждая команда получает вопрос и после минутного обсуждения отвечает, что значит данное выражение.

Вопросы:

а) «береговое право»

б) «что упало, то пропало»

в) «мешок с перцем»

г) «вечные подмастерья»

д) «городской воздух делает свободным»

II. Этап. Конкурс «Герб города».

Команды-гильдии представляют герб своего города и объясняют его символику. Она должна отра­жать особенности истории города.

Вопросы для учащихся

  1. Что означает название вашего города?

  2. В каком году (или веке) он был основан?

  3. Если это город, возникший в средневековье, то каким образом он появился именно в этом месте?

  4. Когда и при каких обстоятельствах город получил свой герб?

III. Этап. Конкурс «Коммуна».

Представители команд рассказывают истории освобождения своих городов от власти сеньоров, раскрывая причины и последствия такого шага.

  1. Этап. Конкурс «Путь в Шампань».

По настенной карте участники торговых экспедиций показывают проделанный к Шампани путь, описывая все страхи и приключения, поджидавшие их в дороге.

  1. Этап. Конкурс «Торги».

Купцы каждой гильдии по очереди зачитывают приготовленный заранее список привезенных товаров (графа «Что продать»), в это время другие команды проверяют свой список (графу «Что купить»). В случае совпадения спроса и предложения в графы 2 и 4 заносятся результаты: продающая команда ставит напротив проданного товара столько плюсов, сколько других гильдий приобрели этот товар, а покупающие команды столько раз отметят покупку, сколько раз он будет предложен.

Учителю стоит заранее сориентировать учащихся на возможный ассортимент их товаров, чтобы содержание игры не отрывалось от историко-экономической обстановки в Европе XIII—XIV вв. На Востоке европейцы покупали предметы роскоши, пряности (перец, корицу). На севере Европы торговали солью, мехами, шерстью, воском, лесом, железом. Многочисленные торговые связи и товары обозначены также на карте «Важнейшие торговые связи в XI — начале XIII вв.» в атласе.

  1. Этап.

По желанию можно перед торгами провести конкурс ме­нял. По нумизматической литературе заранее два-три ученика выяснят, какие монеты были в обращении в тех городах, откуда прибыли купцы, подготовят несколько экземпляров игровой ва­люты и попробуют обменять их на монеты, ходившие на ярмарке в Шампани.

Все результаты конкурсов освещаются на доске в сводной таблице.

Литература:

Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл. : Метод. пособие: в 2ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – ч.2, стр. 35-39