Конспект непосредственно -образовательной деятельности с детьми II младшей группы «Наблюдение за живым объектом – черепахой».
Подготовила : Бурганова О.А.
Программное содержание. Сформировать у детей знания о черепахе, как о живом существе: она ест, двигается, дышит; о способах знания детей о внешнем виде черепахи: когти, лапы, шея, хвост, панцирь.
Способствовать поддержанию интереса дошкольников в жизни черепах, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным.
Развивать умение анализировать факты, делать простейшие умозаключения. Развивать координацию, мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.
Методические приёмы: показ живого объекта, вопросы к детям, рассказ педагога, использование художественного слова.
Словарная работа: черепаха, панцирь, когти, хвост, шея, толстая кожа, медлительная.
Ход .Организационный момент.
Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел.
Вы хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет…
Дети: Черепаха.
Основная часть.
Сегодня к нам пришла гостья. Нашу черепаху зовут Тортила .(Даю 1-2 минуты, чтобы дети переждали радостные впечатления и успокоились).
Давайте рассмотрим черепаху. (Помещаю черепаху на стол).
Сейчас я вам расскажу о черепахе.
Черепахи – мирные, спокойные животные. Они никогда никого не кусают, не обижают. Едят траву, листья одуванчиков, сочные овощи и фрукты. Черепахи – самые медлительные и неповоротливые животные на земле.
Черепаха медленно по песку ползет.
Тяжеленный панцирь на себе несет.
Но без этой ноши ей не обойтись,
Панцирь ей поможет от врагов спастись.
В отличии от животных, которые живут в норках и дуплах, черепаха носит свой дом на спине.
Кто скажет, как называется домик черепахи? (Панцирь).
Давайте все вместе скажем- панцирь. Какой он? ( Твёрдый, жёсткий, как камень).
Панцирь гладкий или нет? (Не гладкий, на нем нарисованы узоры).
Давайте рассмотрим панцирь черепахи: положите ладонь сверху на панцирь. Попробуйте погладить черепаху по панцирю; надавите на него. (Дети обследуют панцирь).
Черепаха всегда может спрятаться в него, если настигнет опасность или захочет спать.
Что находится по бокам, слева и справа? ( Ножки).
Ноги у нее толстые, короткие, на кончиках находятся коготки.
А что у черепашки сзади панциря? ( Маленький хвостик).
Что спереди панциря? ( Голова).
А что на голове? (ответы детей)
Для чего черепашке глаза и ротик? (Чтобы видеть и кушать).
Что сейчас делает черепаха? (Ползает, ходит).
Черепаха ползает очень медленно: домик ее тяжелый и мешает быстрому передвижению, а ноги короткие. Хотите я прочитаю вам стихотворение о черепахе ?
Черепаха всех смешит
Потому что не спешит,
А куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому.(Б.Заходер).
Давайте попробуем дотронуться до ног и головы черепахи.
Что сделала черепаха?
Правильно, она втянула голову и ноги в панцирь, спряталась.
Как вы думаете можно ли встретить черепашку на улице?
Сейчас я вам расскажу о том, как живут черепахи на воле.
Черепахи водятся в теплых странах , на юге. Там ярко светит солнце и бывает долгое жаркое лето. Когда тепло, черепахи ползают по земле, ищут и едят разные сочные растения. Она очень медлительная, неуклюжая. У нее толстая кожа. С наступлением холодов они забираются в норы, которые сами роют с помощью лап и спят там до весны.
Ребята, давайте с вами превратимся в черепашек?
Физминутка «Черепаха»
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Говорит она: Кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» ( отрицание –указательным пальцем)
Ребята, а как вы думаете, что ест наша черепашка? (Ответы детей)
Черепаха ест капусту, морковку, яблоки и любую сочную траву.
Давайте накормим нашу Тортилу : положим ей кусочки яблок и понаблюдаем что будет.
Чем черепаха кушает? ( Ртом).
Вместо зубов у черепахи пластины, которыми она отхватывает куски быстро, ровно, отрезая их как ножницами. (Дети наблюдают, как кушает черепаха).
Вот мы с вами накормили нашу черепашку. Давайте её положим в корзиночку, пусть отдыхает.
Итог: Ребята, с кем вы познакомились? Как зовут нашу черепашку? Чем питается? Что любит? Где живет? Предлагаю пройти посмотреть мультфильм: «Как львёнок и черепаха пели песенку».