СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальная школа в пространстве новой системы образования: опыт апробации стандартов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа в пространстве новой системы образования:

опыт апробации стандартов.

На данный момент ценность образовательной системы не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», а где есть тезис «Ищу – и нахожу», «Думаю – и узнаю», «Тренируюсь – и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

Просмотр содержимого документа
«Начальная школа в пространстве новой системы образования: опыт апробации стандартов.»

Начальная школа в пространстве новой системы образования:

опыт апробации стандартов.

И.Н. Биливская

МБОУ «СОШ № 7» г. Обнинска

учитель начальных классов



За окном 21 век. Всё чаще мы слышим, что это век информационных технологий, развития любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования. Сегодня во всех школах России работа в 1-2-х классах организуется по новому образовательному стандарту. Это принципиально новый способ, метод взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающий эффективное достижение результата педагогической деятельности.

На данный момент ценность образовательной системы не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею», а где есть тезис «Ищу – и нахожу», «Думаю – и узнаю», «Тренируюсь – и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков.

Огромные различия существуют между тем, как большинство учеников занимаются в школе, как они ведут себя за пределами школы, и теми навыками, которые им необходимы для преуспевания в обществе. В нашей школе применяется метод сотрудничества. Сотрудничество между одноклассниками может наблюдаться как в школе, так и за её пределами. Ученики должны учиться занимать своё место в сообществе, брать на себя больше ответственности за собственное обучение и приобретать навыки сотрудничества и работы с ИКТ, которые необходимы в современном мире.

Процесс обучения строится мной таким образом, чтобы ученик мог, по возможности, добывать знания самостоятельно, а я, как учитель, только помогаю ему, направляя в нужное русло. Урок строю в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не соглашаться не только с мнением одноклассников, но и с мнением учителя. Детям предоставляю право спорить, отстаивать, но обязательно и аргументировать свою точку зрения.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы:

  1. работа в парах;

  2. работа в четвёрках;

  3. работа в «больших» группах.

При организации работы в парах и группах каждый ученик:

  • получает эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

  • приобретает возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

  • накапливает опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться.

Работая в группе, каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимодействие детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Совместная работа помогает ученикам углубить и расширить понимание материала обучения. Одним из способов является распределение заданий, и затем совместное обсуждение, предназначенное для обмена информацией. В маленьких группах ученики разрабатывают пути выхода из сложившейся ситуации. Сложные проблемы гораздо сложнее решать одному, чем в сотрудничестве с другими. Объединение знаний, умений и ресурсов нескольких людей зачастую даёт большие плоды, чем индивидуальная работа. Групповая работа является продуктом эффективных усилий группы. Каждый член группы вкладывает в работу свои качества и умения так, что коллективно группа может достигнуть большего, чем каждый её член по-отдельности.

В нашей школе работу в парах и группах начинаем вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения:

  • как сидеть за партой: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени;

  • как соглашаться, как возражать;

  • как помогать, просить о помощи: внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е на любом этапе, на любом виде урока.

Работая в группах, учащиеся:

  • решают, составляют задачи;

  • ищут наиболее рациональный способ решения;

  • готовят коллективный пересказ;

  • пишут продолжение рассказа;

  • разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке русского языка по теме «Текст. Виды текста» одна группа пишет текст-повествование «Осень пришла», вторая группа – текст-описание «Осенний лес», третья – текст-рассуждение «За что я люблю осень?»

Коллективные виды работы делают мои уроки более интересными, живыми, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Я получаю возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объему учебного материала.

Когда ученики помогают одноклассникам, они улучшают собственное понимание учебного материала, развивают свои мыслительные умения и лучше усваивают материал. Ученики, получающие помощь от одноклассников независимо от учителя, могут устранить недопонимание, более глубоко разобраться в учебном материале и получить отзыв, который поможет улучшить их работу.

Учебники, веб-сайты, знания учителя и другие источники информации не всегда могут заменить приобретенные знания на собственном опыте.

Совместная работа учеников является одним из способов перехода от системы преподавания, ориентированной на учителя, к созданию системы, ориентированной на учеников, в которой применяются различные методы обучения.

Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность.

В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивает ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность.

Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, секции, олимпиады и др. Изучив возможности школы (материальную базу, кадровый потенциал), администрация определила, какие направления внеурочной деятельности могут быть реализованы силами учителей школы, а какие направления помогут реализовать педагоги дополнительного образования.

В определении содержания программ школа руководствовалась педагогической целесообразностью и ориентировалась на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

Содержание программ внеурочной деятельности отражают динамику становления и развития интересов обучающихся.

В школе организованы следующие виды внеурочной деятельности:

1. Художественно-эстетическое направление:

  • «Прекрасное рядом»;

  • «Путешествие в страну Читалия»

2. Культурологическое направление:

  • «Секреты речи»

  1. Научно-техническое направление:

  • «Умники и умницы»

  • «Информатика и ИКТ»

  1. Физкультурно-спортивное направление:

  • «Чемпион»

  • Гандбол

  1. Кружки на базе клуба «Факел»

  • «Рукоделие»

  • «Фантазия и жизнь»

  • «Мягкая игрушка»

  • «Народные промыслы»

  • «Шахматы»

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности.

Вся система моей работы направлена на то, чтобы по окончании ребятами начальной школы, в результате реализации программы развития школы, образовательной программы, которая включает в себя множество разделов, в том числе и программу формирования универсальных учебных действий, мы получили обучающихся, соответствующих «портрету» выпускника начальной школы, который прописан в Федеральных образовательных стандартах начального общего образования.

Портрет выпускника начальной школы

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.





3