СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало правления Петра 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Начало правления Петра 1»

5


Тема урока: Начало правления Петра I



Педагогические задачи:

1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале    XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.

         2. Создать условия для развития умений работать с  историческим источником и

текстом учебника, извлекать необходимую информацию.

        3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.

    4.Способствовать воспитанию  интереса к истории России и уважения к
общечеловеческим ценностям.


Планируемые результаты:


Учащиеся должны:

  1. познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;

  2. определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XYII века;

  3. рассмотреть основные  мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;

  4. называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.),  Великого посольства (1697-1698 гг.);

  5. показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;

  6. объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.


  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

          - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией                          (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.

  • Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);

          - знание хронологии изучаемого периода;

          - знание исторических фактов изучаемого периода;

          - рассказ об исторических событиях, их участниках;

          - соотнесение исторических фактов и общих явлений.


Тип урока:  урок изучения нового материала.





План урока ( слайд 1)

  1. Детство Петра.

  2. Двоецарствие. Царевна Софья.

  3. Начало царствования Петра.

  4. Азовские походы.

  5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.



Оборудование: экран, видеопроектор, учебник,



Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация



Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком, она продолжается.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и боярского правления.

Начиналось новое время с новыми героями.

Ребята, сегодня мы поговорим об одном великом государственном деятеле начала 18 века, о котором А.С. Пушкин сказал:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Медный всадник» А.С. Пушкин ( слайд 2)



О ком были сказаны эти строки?



Давайте попытаемся вместе с вами определить тему нашего урока.



Итак, тема урока «Начало правления Петра 1».



Ребята, сегодня мы работаем по плану:

1.Детство Петра I.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

3. Начало царствования Петра.

4. Азовские походы

5. Великое посольство



( слайд 5)

Эпоха Петра связана с преобразованиями в России. Мы еще не изучали реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления.



(С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.

( слайд 6)

29 мая 1682 года в Московском Кремле состоялась коронация двух братьев – царей Ивана и Петра. Регентом при них была коронована Софья Алексеевна, родная старшая сестра двух братьев, фактически Российским государством правила она, т.к. братья были несовершеннолетние.

Петр стал царем в 10 лет, Иван был чуть старше.

Царевна Софья ненавидела Петра и свою мачеху и мать Петра Наталью Кирилловну Нарышкину

И им пришлось выехать в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе. У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие. Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии



Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

( Слайд 7)

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он

был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, а Софью заключили в

Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.)

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра.



4. Азовские походы. ( слайд 9)



АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ.

Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт

необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять

крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Для похода русские собрали 30 тысяч солдат, командовать которыми, было

поручено графу Шереметьеву. Петр тоже числился в армии, бомбардиром. Войска при поддержки речных судов двинулись по Волге на юг.

В июле 1695, русские войска начали осаду, но она принесла неудачу.

Основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и он приказал начать

строить новые суда, определив место строительства реку Воронежка. За один год появился пусть не очень качественный, но флот. Уже в апреле 1696 года, на воду было спущено несколько десятков кораблей.

Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят.

Правда, это не означало ещё выхода к Чёрному морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве и выпущена памятная медаль.

Азовские походы были первой военно-стратегической победой Петра.

Но эту победу надо было еще удержать. А для этого нужны были союзники.



6.Великое посольство. ( слайд 10)

По приказу Петра в 1697 г. в Западную Европу направилось Великое Посольство, в состава 250 человек во главе с генерал-адмиралом Лефортом, главой Посольского приказа генералом Головиным и думным дьяком Вознициным.

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией,

изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником. В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию.

Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий

мятеж под руководством его сестры Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Петр узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. Расправа с заговорщиками была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Но итог Великого Посольства был очевиден.



Ребята, каков же был итог деятельности Великого посольства?



(Союзников для войны с Турцией он не нашёл, зато нашёл союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю)



О Петре 1 А.С. Пушкиным были сказаны и такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин «Стансы»



Давайте прочтём вывод в учебнике на странице 23 о начале правления Петра 1

(Слайд 11)

Закрепление изученного материала



Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще многое узнать о царе-реформаторе, о его соратниках, о великом и мужественном российском народе, которые превратят Россию в великую империю

Слайд 12 . Сущность и особенности петровских преобразований.



Рефлексия. Мы много говорили сегодня о начале правления Петра I, что нового вы сегодня узнали?



Выставление отметок.

Д/З. Параграф 3 пересказ.

Вопросы, история в лицах, термины