5
Тема урока: Начало правления Петра I
Педагогические задачи:
1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
2. Создать условия для развития умений работать с историческим источником и
текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
4.Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к
общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XYII века;
рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);
показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;
объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока ( слайд 1)
Детство Петра.
Двоецарствие. Царевна Софья.
Начало царствования Петра.
Азовские походы.
Великое посольство.
Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.
Оборудование: экран, видеопроектор, учебник,
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация
Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком, она продолжается.
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и боярского правления.
Начиналось новое время с новыми героями.
Ребята, сегодня мы поговорим об одном великом государственном деятеле начала 18 века, о котором А.С. Пушкин сказал:
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
«Медный всадник» А.С. Пушкин ( слайд 2)
О ком были сказаны эти строки?
Давайте попытаемся вместе с вами определить тему нашего урока.
Итак, тема урока «Начало правления Петра 1».
Ребята, сегодня мы работаем по плану:
1.Детство Петра I.
2. Двоецарствие. Царевна Софья.
3. Начало царствования Петра.
4. Азовские походы
5. Великое посольство
( слайд 5)
Эпоха Петра связана с преобразованиями в России. Мы еще не изучали реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления.
(С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.
( слайд 6)
29 мая 1682 года в Московском Кремле состоялась коронация двух братьев – царей Ивана и Петра. Регентом при них была коронована Софья Алексеевна, родная старшая сестра двух братьев, фактически Российским государством правила она, т.к. братья были несовершеннолетние.
Петр стал царем в 10 лет, Иван был чуть старше.
Царевна Софья ненавидела Петра и свою мачеху и мать Петра Наталью Кирилловну Нарышкину
И им пришлось выехать в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе. У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие. Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии
Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.
( Слайд 7)
В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он
был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.
В итоге формально стали править два брата, а Софью заключили в
Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.)
Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра.
4. Азовские походы. ( слайд 9)
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ.
Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт
необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.
Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять
крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.
Для похода русские собрали 30 тысяч солдат, командовать которыми, было
поручено графу Шереметьеву. Петр тоже числился в армии, бомбардиром. Войска при поддержки речных судов двинулись по Волге на юг.
В июле 1695, русские войска начали осаду, но она принесла неудачу.
Основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.
Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и он приказал начать
строить новые суда, определив место строительства реку Воронежка. За один год появился пусть не очень качественный, но флот. Уже в апреле 1696 года, на воду было спущено несколько десятков кораблей.
Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят.
Правда, это не означало ещё выхода к Чёрному морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве и выпущена памятная медаль.
Азовские походы были первой военно-стратегической победой Петра.
Но эту победу надо было еще удержать. А для этого нужны были союзники.
6.Великое посольство. ( слайд 10)
По приказу Петра в 1697 г. в Западную Европу направилось Великое Посольство, в состава 250 человек во главе с генерал-адмиралом Лефортом, главой Посольского приказа генералом Головиным и думным дьяком Вознициным.
Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.
Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией,
изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником. В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию.
Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий
мятеж под руководством его сестры Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Петр узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. Расправа с заговорщиками была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.
Но итог Великого Посольства был очевиден.
Ребята, каков же был итог деятельности Великого посольства?
(Союзников для войны с Турцией он не нашёл, зато нашёл союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю)
О Петре 1 А.С. Пушкиным были сказаны и такие строки:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
Давайте прочтём вывод в учебнике на странице 23 о начале правления Петра 1
(Слайд 11)
Закрепление изученного материала
Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще многое узнать о царе-реформаторе, о его соратниках, о великом и мужественном российском народе, которые превратят Россию в великую империю
Слайд 12 . Сущность и особенности петровских преобразований.
Рефлексия. Мы много говорили сегодня о начале правления Петра I, что нового вы сегодня узнали?
Выставление отметок.
Д/З. Параграф 3 пересказ.
Вопросы, история в лицах, термины