«Начинающий педагог дополнительного образования, его профессиональные затруднения и пути их устранения»
Дополнительное образование – это целый мир, раскрывающий множество горизонтов и возможностей, главное выбрать направление по душе и добиваться успехов.
Полноценное развитие личности не сводится лишь к получению знаний по школьным предметам или к обучению в колледже и вузе. Уже с раннего возраста дети демонстрируют выраженную склонность к какой-либо творческой, изобретательской или спортивной деятельности. Именно педагоги дополнительного образования (ДО) – это люди, которые первыми замечают ростки особенных способностей в ребенке, бережно их культивируют и нередко выращивают полноценные таланты.
Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства, будь то хореография, вокал, туризм, прикладное творчество, лидерство или краеведение. Только глубочайшее знание своей профессии, своего предмета, и внутренняя увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества. Поэтому от педагога ДО требуется желание и умение находить подход к любому учащемуся.
Молодые педагоги требуют особого нравственно-психологического, морально-этического и профессионального поля деятельности. Каждый год в образовательные учреждения приходят молодые педагоги, окончившие педагогические вузы или колледжи и перед ними встает целый ряд проблем: выстраивание отношений с детьми, педагогами, администрацией, нехватка педагогических и социально-психологических знаний и опыта построения социальных взаимодействий.
Я хотела рассказать об основных затруднениях, которые встречаются у молодых неопытных педагогов ДО и трудности, с которыми встречалась лично я.
Проблемы с дисциплиной и завоеванием авторитета. Ошибка, которую допускают многие молодые специалисты, — это панибратские отношения с учениками, которые мешают дисциплине.
Как избежать? Избегать слишком близкого общения с детьми. Проще начать с длинной дистанции и постепенно её сокращать, чем наоборот. Тщательно готовиться к занятиям. Когда учащиеся увлечены, проблемы дисциплины не возникает. Не повредит иметь и «запасные» пути: интересные факты или упражнения на случай слишком быстрого темпа занятия.
Отсутствие системного подхода в работе. Знание многочисленных методик может сыграть с педагогом злую шутку. Педагог может слишком увлечься самим процессом и забыть о результате, к которому должны прийти обучающие в конце года.
Как избежать? Прочитать требования программы. Выбрать одну методику для работы. Регулярность применения и чёткое следование требованиям — основа формирования прочных базовых знаний по предмету.
Перфекционизм. Многие молодые педагоги руководствуются правилом: «Педагог не должен ошибаться». Это может обернуться негативными последствиями и для самого педагога, и для его обучающихся.
Как избежать? Допустив ошибку, важно её признать и исправить. Если обучающий задаёт вопрос, на который у педагога нет ответа, лучший вариант — честно сказать об этом и поискать ответ позже самостоятельно или вместе с детьми.
Неумение попросить помощи. Часто молодой педагог варится в своих проблемах, не сообщая о них никому.
Как избежать? Не ждать. Люди вокруг могут даже не догадываться о возникших у вас трудностях. Поделитесь проблемой с более опытными коллегами. Вам обязательно помогут.
Возникновение конфликта с родителями обучающихся. У молодого педагога не всегда получается найти общий язык с родителями и свести к минимуму возможные конфликты с ними.
Как избежать? Оставаться спокойным и доброжелательным даже во время споров. Стараться вовремя донести до родителя объективную информацию об учебном процессе. Говорить о ребенке один на один, отмечая положительные результаты, а проблемы обозначать как совместные действия педагога с родителями.
Неумение заинтересовать учащихся преподаваемым предметом. Молодой педагог нередко сталкивается с тем, что его предмет оказывается неинтересным для детей. Это грозит рассеиванием внимания обучающихся и потерей контроля над дисциплиной в объединении, уходом ребенка из дополнительного образования по программе.
Как избежать? Избегать «сухого» повествовательного стиля преподавания. Педагогу необходимо актуализировать знание возрастных особенностей и согласно этим особенностям применять образовательные технологии и методические приемы.
Пробелы в методических знаниях. Бывает так, что молодой педагог хорошо знает и любит свой предмет, но не может качественно преподавать его детям из-за пробелов в методических знаниях. Это ведёт к ухудшению качества образовательного процесса.
Как избежать? Приучать себя к постоянному самообразованию. Использовать эффективное средство приобретения профессионализма – наставничество. Обращаться за помощью к более опытным коллегам, специалистам методической службы, посещать курсы повышения квалификации, и т.д.
Сложности с включением в сложившийся педагогический коллектив. Когда молодой педагог приходит работать в давно сформированный педагогический коллектив, в котором сложились свои традиции, он может чувствовать себя неуютно и одиноко.
Как избежать? Включаться в жизнь коллектива путём участия во внутренних мероприятиях. Самостоятельно и с помощью наставника знакомиться с новыми коллегами, с благодарностью принимать возможность обмена опытом.
Эмоциональное выгорание в связи с «загруженностью». Молодой педагог на первых порах может ощутимо уставать от того объёма работы, который привычен для педагога опытного. Постоянная загруженность является ещё одним шагом к эмоциональному выгоранию.
Как избежать? Здоровый образ жизни с помощью психолога.
В начале своей педагогической деятельности я, как молодой педагог столкнулась со многими трудностями, которые в дальнейшей работе будут казаться такими пустяками. Ведь неумение грамотно, чётко, логично выстроить последовательность занятия, трудность в объяснении материала — это далеко не полный перечень того, с чем встречается молодой начинающий педагог. Этих проблем я смогла избежать, благодаря моему опытному педагогу – наставнику, который может поддержать, дать совет и поможет пройти по извилистым тропам педагогической деятельности.
Дубовая Наталья Ивановна стала для меня, прежде всего примером, мудрым советчиком, который может поделиться опытом своей работы, всегда готова прийти на помощь в любой ситуации.
С её помощью я училась видеть свои профессиональные достоинства и недостатки.
Я не боюсь трудностей в своей профессии! Я горжусь тем, что я – педагог! Я готова идти вперед!
Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.