Анализ лирики
Г.Р. Державина
на основе стихотворений
"Властителям и судиям" и "Памятник".
Над какими проблемами заставляет задуматься лирика Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Сочинение № 5 в формате ОГЭ по литературе.
Державина по праву считают родоначальником русской реалистической поэзии. Отходя от принятых образцов, он изображает не идеальный, а реальный мир во всём его многообразии. Впервые перед русским читателем предстают привычные для него картины быта, мира красочного, зримого и слышимого, наполненного вещами. Поэзия Державина производит впечатление подлинной жизни, а не застывшего памятника литературы.
Творчество Державина
можно разделить на 3 периода.
Основным жанром следующего периода (1779–1791) стала торжественная ода, где воплотилось новаторство поэта в отступлении от строгих канонов жанра и создании уникального авторского стиля как в языке, так и в идейном содержании.
Третий этап творчества (90-е гг.) характеризуется отказом от жанра оды и обращением к лирике, прославляющей сельскую жизнь, человеческие радости и мудрую умеренность.
Поэзия раннего периода
(1773–1779)
отличается следованием традициям классицизма в героической и интимной лирике, подражанием
А. П. Сумарокову и
М. В. Ломоносову.
ТЕМЫ ЛИРИКИ
Тема жизни и смерти
Смерть поэт осознавал как один из самых могущественных законов природы. Но при всей своей трагической неизбежности смерть — составная часть жизни, такой философский взгляд на эту тему также новаторский для русской поэзии. Наиболее яркое воплощение тема жизни и смерти нашла
в стихотворении «На смерть князя Мещерского» (1779), в котором автор, используя антитезу на протяжении всего произведения, подводит читателя к мысли, что смерть не только неминуема, но и справедлива, перед ней все равны, все подчинены общему закону: «Монарх и узник — снедь червей»; «Приемлем с жизнью смерть свою, // На то, чтоб умереть, родимся»; «Сегодня Бог, а завтра прах».
Тема Бога
Религиозные мотивы.
Занимают ключевое место в лирике Державина. Поэт не разделяет природу и человека, во всём он видит Божественное начало, проявление «первоисточника, первопричины всего существующего», «Наивысшего Закона». Все существующие предметы и явления обладают высшим смыслом. Для Державина Бог — это Творец вселенной, источник жизни и высшая сущность, непостижимая для человеческого разума. Человек, являясь творением Бога, несёт в себе отпечаток божественной сущности. Наиболее показательным является ода «Бог» (1784).
Тема служения
на благо государства
По мнению критика В. Г. Белинского, «господствующим чувством» Державина был патриотизм . Более десяти произведений поэта, посвящённых победам русской армии и её великим полководцам, такие как «На взятие Измаила» (1790), «На победы в Италии» (1799), «На переход Альпийских гор» (1799), «Снигирь» (1800), «Атаману и Войску Донскому» (1807), наполнены героико-патриотическим пафосом и чувством гордости за русский народ.
Воспевая величие сильной и могучей Российской империи, поэт в то же время смело высказывает и свою гражданскую позицию по отношению к беззаконию государственной власти. В одах «Властителям и судиям» (1787) и «Вельможа» (1794) он обличает нравственную и духовную слепоту крупных чиновников и придворной знати.
Тема
природы
Державина считают основоположником русской пейзажной лирики, через его произведения в литературу впервые входят живописные картины русской природы. Пейзаж в стихотворениях Державина динамичный и многокрасочный, наполнен звуками. Описанию природы в её неисчерпаемости и изменчивости посвящено много стихотворений поэта, пейзажные зарисовки выступают также естественным фоном во многих стихотворениях другой тематики: «Ключ» (1779), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Утро» (1800), «Радуга» (1806), «Облако» (1806).
РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
Тема назначения поэта и поэзии
Державин видел своё предназначение в том, чтобы поэзия обращалась к жизни, для него поэт — защитник истины. Тему высокого назначения поэта и поэзии он представляет в таких стихах, как «Памятник» (1795), «Дар» (1797) «Видение мурзы» (1783), «Признание» (1807).
1 абзац. Вступление. Обозначение основной темы, проблемы, с которыми будут связаны дальнейшие рассуждения. Необходимо сформулировать чёткий ответ на поставленный вопрос (тезис), который нужно будет доказать в основной части.
Г. Р. Державин внёс огромный вклад в развитие русской литературы периода конца 18 - начала 19 века. В творчестве он создал образ поэта-неподкупного борца за правду: в стихотворениях лирический герой открыто высказывает мнение, не боясь осуждения. Благодаря этому в лирике Державина поднимаются разные проблемы, имеющие не только философский мотив, но и те, которые связанны с действиями власти.
2-3 абзацы. Основная часть. Каждый абзац основной части строится по одной и той же схеме:
тезис-аргумент-микровывод. Можно использовать цитаты для подтверждения своих мыслей. Необходимо опираться на конкретные эпизоды и обращать внимание на важные художественные детали. Нельзя забывать об употреблении терминов. Термины должны использоваться для анализа, а не просто упоминаться.
Так, например, в стихотворении "Властителям и судиям" автор поднимает проблему власти: лирический герой указывает управленцам-"земным богам"- на их обязанности:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать, ...
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров.
Он замечает их несправедливость и то, как они "не внемлют", "видят — и не знают", то есть позволяют твориться беззаконию в своих владениях. Поэт, будучи человеком из народа, при обращении к "царям", говорит, что властители такие же обычные люди, а значит им не следует возвышать себя над остальными,
ведь они также смертны:
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Он, видя угнетение слабых и преобладание неправды, осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам народов, которыми они правят, и предупреждает из об ответственности перед Богом. Властители, пренебрегающие своими обязанностями, по мнению лирического героя , непременно падут.
В другом стихотворении Г. Р. Державина "Памятник" поднимается философская проблема памяти, раскрывается тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Автор отмечает, что он собственноручно воздвиг себе памятник, неподвластный физическим законам природы, благодаря которому воспоминания о нём будут жить, пока существует "славянов род":
Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить.
Образ памятника в этом произведении является метафорой символа нерушимой памяти о поэте. Так, Державин пишет о том, достоин ли творец искусства бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру. "Памятник" наводит на мысли о том, почему каждая великая личность важна для истории всего народа, а также почему не должна забываться следующими поколениями.
4 абзац. Заключение Подведение итогов без повтора уже прозвучавших мыслей. В заключении не должно быть новых тезисов!
Таким образом, лирика Г. Р. Державина заставляет читателей размышлять над разными проблемами: и гражданскими, и философскими. В произведениях автор один из первых открыто выразил свою позицию на разные вопросы, причём сделал это, отходя
от строгих правил классицизма. Предназначение поэта,
по мнению Державина,- прославление великих поступков и
порицание неблаговидных, с чем и неразрывно связана
проблематика, затрагиваемых в его лирике.
Темы сочинений
по произведениям Г.Р. Державина
1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества? 2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов). 3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений
по Вашему выбору). 4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? 5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие
Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).