Урок 3. Наполеоновские войны и крушение Французской империи
История, 9 класс
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о Наполеоновских войнах как ключевом явлении европейской истории начала XIX века и причинах краха наполеоновской империи.
Задачи:
1. Образовательные:
Выявить причины, характер и периодизацию Наполеоновских войн.
Проанализировать ход основных военных кампаний (от Аустерлица до Ватерлоо).
Объяснить причины поражения Наполеона в России и решающую роль «Битвы народов» под Лейпцигом.
Сформулировать политические и исторические последствия Наполеоновских войн для Европы.
2. Развивающие:
Развивать умение работать с исторической картой («Наполеоновские войны»).
Совершенствовать навыки анализа документов, составления таблиц и формулирования выводов.
Развивать критическое мышление через оценку противоречивой роли Наполеона Бонапарта.
3. Воспитательные:
Формировать понимание трагических последствий завоевательных войн для народов Европы.
Способствовать осознанию значения национального самосознания и патриотизма (на примере Отечественной войны 1812 г.).
III. Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация опорных знаний. Тест по теме «Объявление империи Наполеона 1»
3. Мотивация. «Проблемная ситуация»:учитель показывает два изображения: триумфальное («Наполеон на Аркольском мосту») и пораженческое («Отступление из России»). Вопрос классу: «Как получилось, что величайший полководец, покоривший почти всю Европу, потерпел сокрушительное поражение и потерял все? Что стало главной причиной краха его империи: стратегическая ошибка, народное сопротивление или что-то иное? Давайте найдем ответ вместе».
4. Объяснение нового материала (25 мин)
Этап 1: Причины, цели и характер войн
Работа с классом: Объяснение учителя с элементами беседы.
Причины:
Стремление Наполеона к мировой гегемонии.
Борьба буржуазной Франции с феодально-монархической Европой.
Желание английской буржуазии устранить главного конкурента.
Характер: Захватнический со стороны Франции и освободительный со стороны стран, боровшихся за независимость.
Этап 2: Основные этапы войн. Работа с картой и таблицей
Задание для учащихся: Заполнить таблицу по учебнику.
Дата | Событие | Основной противник Франции | Итог и значение события |
1805 г. | Трафальгарское сражение | Англия | Уничтожение флота Франции. Наполеон отказался от планов высадки в Англии. |
1805 г. | Битва под Аустерлицем | Россия, Австрия | Разгром 3-й коалиции. Триумф Наполеона. |
1806 г. | Объявление континентальной блокады | Англия | Запрет на торговлю с Англией для всей Европы. Удар по экономике союзников. |
1812 г. | Вторжение в Россию | Россия | Отступление русской армии, Бородино, гибель «Великой армии». Перелом в войне. |
1813 г. | «Битва народов» (Лейпциг) | Россия, Пруссия, Австрия | Поражение Наполеона. Распад его империи. |
1814 г. | Вступление в Париж | Коалиция | Отречение Наполеона, реставрация Бурбонов. |
1815 г. | «Сто дней». Ватерлоо | Англия, Пруссия | Окончательное поражение Наполеона |
Работа с картой: Учитель показывает основные направления походов Наполеона, места ключевых сражений.
Этап 3: Отечественная война 1812 года
Объяснение учителя: Подчеркнуть народный, отечественный характер войны для России.
Ключевые моменты: Тактика Кутузова, Бородинская битва (как моральная победа), партизанское движение, гибель «Великой армии» при отступлении.
Вывод: Поход в Россию стал «катастрофой», подорвавшей военную мощь и миф о непобедимости Наполеона.
Этап 4: Завершающий этап и итоги
«Битва народов» под Лейпцигом (1813): Объяснение названия (участие многих народов Европы). Итог – поражение Наполеона и освобождение Германии.
«Сто дней» (1815): Краткая история возвращения Наполеона к власти и его окончательное поражение при Ватерлоо от сил англо-прусской коалиции.
Итоги и последствия войн (запись в тетради):
1. Сокрушительные человеческие и материальные потери по всей Европе.
2. Крах наполеоновской империи.
3. Возвращение к власти династии Бурбонов («Реставрация»).
4. Закрепление на территориях многих немецких и итальянских государств буржуазных реформ (Кодекс Наполеона).
5. Рост национального самосознания народов Европы.
6. Решения Венского конгресса (1814-1815) о новом переделе Европы.
\
5. Закрепление изученного материала.
Метод: дискуссия по проблемному вопросу, заданному в начале урока.
Вопросы для закрепления:
1. Какая из причин поражения Наполеона вам кажется главной и почему? (Ошибка в России, сопротивление народов, превосходство коалиции).
2. Можно ли считать Наполеона одновременно продолжателем идей революции и их предателем? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Каковы были главные последствия Наполеоновских войн для дальнейшего развития Европы?
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель подводит итоги, оценивает работу класса на уроке.
Рефлексия: «Что на уроке было для вас самым интересным? Что вызвало затруднение?»
7. Домашнее задание.
Обязательное: Прочитать соответствующий параграф учебника. Выписать в тетрадь причины поражения Наполеона.
На выбор (дифференцированное):
Для всех: Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему "Битву народов" 1813 года называют ключевым сражением в борьбе с Наполеоном?»
Повышенной сложности: Написать эссе-рассуждение на тему: «Наполеон Бонапарт: гениальный полководец или авантюрист, погубивший миллионы людей?»