СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направленность видов спорта на развитие физических качеств

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность видов спорта на развитие физических качеств

Просмотр содержимого документа
«Направленность видов спорта на развитие физических качеств»

Направленность видов спорта на развитие физических качеств.

Одной из главных задач самостоятельного тренировочного занятия является развитие и оценка основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты.

Выносливость – способность противостоять физическому и психическому утомлению. Развивается циклическими упражнениями: бег, быстрая ходьба, велосипед, гребля, коньки, лыжи, плавание. Эффективны ациклические виды спорта: альпинизм, бокс, борьба, спортивные игры, спортивные танцы, спортивное ориентирование, художественная гимнастика, шейпинг и др. при условии, что нагрузка выполняется длительно и средняя ЧСС = 110-120 уд/мин. или сумма пульса за время выполнения упражнений, деленная на количество минут занятия.

Для развития выносливости можно использовать систему циклических упражнений Кеннета Купера, разработанных для ходьбы, бега, езды на велосипеде, для плавания.

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Используются 3 вида упражнений:

1.Внешнее сопротивление (эффективно)

1.упражнения с тяжестями

2.упражнения с партнером

3.упражнения с предметами: амортизаторы, эспандеры, жгуты

4.упражнения с сопротивлением внешней среды

бег в гору, по песку, по снегу, воде, против ветра и пр.

2.Упражнения в преодолении собственного веса

подтягивания, отжимания, пресс, прыжки в глубину, 3. Гимнастические упражнения, шейпинг, ритмическая гимнастика, упражнения с натуживанием.

При выполнении упражнений необходимо соблюдение правил техники безопасности.

Гибкость – подвижность в суставах, способность выполнять движения с большой амплитудой.

1.Упражнения на растягивания, сгибание-выпрямление рук, круговые движения туловищем, наклоны и др.

2.Статическое растягивание – гимнастика «каланетик», упражнения в парах.

3.Совмещение силы и гибкости – упражнения с блоками, в тренажерном зале.

Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями, осознанно выполнять движения, уметь быстро перестраивать двигательную деятельность, находить оптимальное решение.

Виды упражнений - акробатика, борьба, спортивные игры, гимнастика, горные лыжи, прыжки в воду, батут, подвижные игры и др.

Проверка: тесты в волейболе и баскетболе, метание в цель, удержания равновесия.

Быстрота – способность совершать двигательные действия в минимальное время. Определяют:

  1. Латентное (запаздывающее) время двигательной реакции.

  2. скорость одиночного движения.

  3. частота движения

Средства: упражнения на реакцию (сигнал), максимальная частота отдельных движений, бег и плавание на короткие дистанции, прыжки, метания, единоборства, спортивные и подвижные игры.

Одной из главных задач самостоятельного тренировочного занятия является развитие и оценка основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, ловкости, быстроты.

Выносливость – это способность человека выполнять какую-либо напряженную работу в течение длительного периода времени. Эффективность деятельности организма снижают два основных фактора – физическое и нервное утомление. Говоря простым языком, выносливость является способностью человека длительный промежуток времени выполнять какую бы то ни было работу, требующую повышенной затраты энергии.

Выносливость бывает двух видов: эмоциональная и физическая.

Эмоциональная позволяет человеку достаточно спокойно, безмятежно и невозмутимо переносить тяжёлые изнурительные эмоциональные условия.

Физическая способствует затрачиванию организмом меньшего количества энергии, выполняя определенные действия, и быстро регенерировать её запасы.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определённой деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.

При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возраста, половых и индивидуальных особенностей человека.

Гибкость - абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

1.Упражнения на растягивания, сгибание-выпрямление рук, круговые движения туловищем, наклоны и др.

2.Статическое растягивание – гимнастика «каланетик», упражнения в парах.

3.Совмещение силы и гибкости – упражнения с блоками, в тренажерном зале.





Ловкость - способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво. В буквальном смысле термину «ловкость» соответствует хорошо развитая мелкая моторика руки и пальцев.

Виды упражнений - акробатика, борьба, спортивные игры, гимнастика, горные лыжи, прыжки в воду, батут, подвижные игры и др.

Быстрота – способность совершать двигательные действия в минимальное время.

Определяют:

  1. Латентное (запаздывающее) время двигательной реакции.

  2. скорость одиночного движения.

  3. частота движения


























Футбол

Развитие основных физических качеств футболиста.

Современный футбол предъявляет особые требования к силовой и скоростно-силовой подготовленности футболистов. Высокий уровень маневренности игроков, увеличение силы ударов, экономизация энергии при выполнении различных игровых приемов способствуют повышению работоспособности и мастерства футболистов.




В силовой подготовке футболистов основными являются следующие положения:

  1. Использование таких форм и методов построения тренировочных занятий, режимов сокращения мышечного волокна футболиста, при которых происходит наиболее эффективное развитие всех компонентов силовых способностей.

  2. Одновременное развитие сократительных свойств и окислительных способностей мышечного аппарата спортсмена.

  3. Параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости и различных параметров их составляющих, координационных и силовых способностей футболистов.

В практике подготовки футболистов используются следующие методы развития силы: Метод повторных усилий. Наилучший эффект дает вес отягощения 60–80 % от максимального. Количество повторений, как правило, не может быть более 10–12 раз подряд. Всего 3–4 серии, интервал отдыха между сериями — 3–4 мин. Тренировочный эффект при этом методе достигается в последних повторениях упражнения. Основной недостаток метода — неэкономичность тренировочных заданий и не всегда достаточное соответствие соревновательным упражнениям. Особенно часто применяется на общеподготовительном этапе.

Метод максимальных усилий эффективен для повышения абсолютной (максимальной) силы. Он предполагает работу с предельными и около предельными внешними отягощениями, вес отягощений 80–90 % от максимального, при необходимости 100 %. Эффективность его обусловлена максимальным напряжениям мышц с незначительным энергозатратами. Количество повторений в подходе 1–3, количество подходов (серий) — 1–3, интервал отдыха между сериями — 3–5 мин. Этот метод используется во второй половине подготовительного периода 1–2 раза в недельном цикле.

Метод прогрессирующих отягощений предполагает постепенное увеличение веса отягощений от 50 %, затем 75 % и наконец, 100 % предельного веса. За тренировку делать не более трех подходов, между подходами интервал отдыха 3–4 мин. Причем движение следует выполнять с максимальной скоростью, ориентировочного по 10 раз в подходе (за исключением 100 % веса отягощения). Этот метод дает возможность избежать приспособительных реакций организма, причем наибольший эффект достигается в последствии движения. Ударный метод основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего тела или снаряда обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей. Наибольший эффект дает использование веса тела без дополнительных отягощений при прыжках в глубину, например, с тумбы, высотой 60–80 см с приземлением на слегка согнутые в коленях ноги с последующим быстрым и мощным выпрыгиванием вверх, влево-вправо. Этот метод целесообразно использовать в конце общеподготовительного и на специально- подготовительном этапах подготовки, когда мышцы футболиста окрепли, приобрели «рабочее состояние». Прыжки в глубину выполняются серией- 2–3 серии, в каждой по 8–10 прыжков, с интервалом отдыха между сериями 3–5 мин.


С целью развития общей выносливости используются:

1.Быстрая ходьба, чередуемая с медленным бегом 30–50 мин, частота сердечных сокращений не превышает 165 уд/мин.

2.Медленный бег 30–50 мин. при ЧСС 150–165 уд/мин.

3.Плавание 20–30 мин. при ЧСС 150–165 уд/мин.

4. Фартлек, состоящий из: медленного бега 3–4 мин; бега на 2 км с ЧСС на уровне 160–170 уд/мин; медленного бега 5 мин; 4–5 ускорений на 150–200м с ЧСС на уровне 160–165 уд/мин; медленного бега 5 мин.

5. Медленное ведение 1–2 мячей с одной стороны поля на другую с выполнением ударов по воротам. Проводится в течение 10–20 мин.

6. Двусторонняя продолжительная игра с установкой не выполнять ускорений.









Плавание

Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:

1) массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимого навыка, овладеть которым должен каждый человек с детских лет;

2) массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

3) средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

4) вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.

Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.

Актуальность плавания как средства физического развития детей обусловлена его влиянием на организм. Для понимания воздействия плавания на детский организм целесообразно выделить специфические особенности данного вида физической активности.

Первая особенность плавания как средства физического развития детей заключается в том, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность, удельный вес, сжимаемость) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение теплорегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания). Раздражая весь комплекс рецепторов тела, вода оказывает стимулирующее, управляющее воздействие на центральную нервную систему.

Второй характерной особенностью плавания как средства физического развития детей является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности, и содействует их развитию. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей и, следовательно, продолжению роста тела пловца в целом. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту; ловкость, выносливость.

Третья особенность плавания как средства физического развития детей заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для корректирования нарушенной осанки, восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий[6].

Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плавания на физическое развитие детей, является горизонтальное положение тела, циклические движения, связанные с чередующимися сокращениями мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела. Все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечнососудистой системы.

Кроме того, плавание оказывает общий оздоровительный эффект на детский организм.

Пребывание в воде оказывает благоприятное влияние на организм ребенка. Однако, в первые дни обучения плаванию, пока еще не происходит условно-рефлекторного включения механизма терморегуляции. Достижение закаливания температурой воды бассейна при этом наблюдается обычно к 7-8 занятиям. Заболеваемость юных пловцов-детей и подростков в среднем в три раза меньше по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.

Также значительно повышается уровень приспособительных реакций у занимающихся с дозированным плаванием в бассейне с морской водой при комплексном лечении больных хроническими бронхитами и пневмониями, оказывающего более существенное влияние, чем обычные купания. Использование лечебных свойств плавания для больных атеросклерозом, гипертонической болезнью, которое способствуют нормализации и улучшению функционального состояния сердечнососудистой системы. Длительное малоинтенсивное плавание способствует улучшению деятельности нервной системы. Малые и средние физические нагрузки при плавании оказывают стимулирующее влияние на функции пищеварительного аппарата, а большие угнетают, затормаживают. Наблюдается также значительное изменение психических процессов у детей, которое характеризуется их значительным снижением и последующим восстановлением только после 3-х часового промежутка времени.








Фигурное катание





Фигурное катание на коньках — это один из наиболее популярных и массовых видов спорта. Оно способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья у людей разного возраста. Величину нагрузки при занятиях фигурным катанием на коньках дозировать легко, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Фигурное катание на коньках относится к наиболее любимым и популярным видам спорта в России. Сущность данного вида спорта заключается в передвижении спортсмена на коньках по льду под музыку. Одиночное катание имеет целью продемонстрировать технику движения по льду с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов - шагов, спиралей, вращений и прыжков. Популярность фигурного катания связана с выступлением спортсменов перед зрителями, что оказывает огромное эстетическое воздействие на них.

Специфичность фигурного катания на коньках заключается в особенности выполняемых движений: с высокой скоростью, с внезапными торможениями и ускорениями, с резкой сменой положения тела в пространстве, с быстрыми вращениями тела.

Независимо от возраста и мастерства большинство фигуристов выступает перед зрителями. Умение сосредоточиться, преодолеть боязнь выступать перед многочисленной аудиторией - ценные качества, хорошо развиваемые занятиями фигурным катанием. Занятия данным видом спорта способствует снятию нервного напряжения, приведению в норму веса, сохранению стройности фигуры, укреплению легких, приобретению и развитию гибкости тела и сопротивляемости организма заболеваниям. Еще одно свойство, развивающиеся у человека, занимающегося фигурным катанием, — быстрота реакции и совершенная координация. Перемещение фигуристов на льду представляет собой хаотическое движение, при котором спортсмены часто движутся навстречу друг другу на большой скорости. Столкновения же случаются весьма редко. Развитию быстроты двигательной реакции способствуют многие элементы фигурного катания, например, исполнение прыжков с вращением в воздухе, когда спортсмен за десятые доли секунды производит целый комплекс движений. Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение многолетней подготовки фигуристов, 4 учитывая специфику данного вида спорта на этапах начальной подготовки, этапах спортивной специализации, спортивного совершенствования.

Физическую подготовку разделяют на общую и специальную. Объединяют эти виды подготовки, во-первых, развитие двигательных качеств, а во-вторых, функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма. На начальных этапах развития юных спортсменов общая и специальная подготовка направлена на выполнение сходных задач. Однако на этапах спортивного совершенствования цели общей и специальной подготовки начинают различаться.

Основной целью общей физической подготовки (ОФП) является развитие сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц. С помощью ОФП решаются также задачи восстановления функциональных систем организма после интенсивных нагрузок, переключения на другой характер работы для снятия эмоционального утомления.

Фигурист должен 'обладать хорошо развитой мышечной системой. Этот раздел подготовки решается с помощью подвижных и спортивных игр с использованием легкоатлетических упражнений, тренажеров и различных отягощений. Для юных фигуристов особую роль приобретает укрепление стопы, мышц спины и брюшного пресса. Прочность мышц и связок стопы, несущих основную функцию в прыжках, дорожках шагов и вращениях, можно приобрести путем многократного выполнения с непредельными нагрузками достаточно простых по координации упражнений. С ростом спортивного мастерства значение постоянной работы над укреплением стопы сохраняется, однако с переходом на жесткие ботинки, в значительной мере снижающих нагрузку на стопу, повышается необходимость развития мышц и связок коленного сустава и приводящих мышц бедра.









Легкая атлетика

Бег — это занятие для многих далеко не из приятных. Но как показывает практика, он является самым оптимальным, дешевым способом следить за своим здоровьем. Бегают все: дети, взрослые, старики со своими собаками...

Бег можно использовать для достижения очень разных целей – от духовного самосовершенствования до сброса веса. Каждый человек при желании найдёт ответ на свой вопрос с помощью бега. Но есть несколько основных процессов, которые стимулируются во время бега – об этом надо знать как начинающему, так и опытному спортсмену.

1. Во время и после бега активизируется процесс кроветворения – образуется «молодая», здоровая кровь.

2. Активизируется дыхание, стимулируется поглощение организмом свободных электронов из воздуха. Этот процесс происходит в лёгких за счёт активизации газообмена и через кожу. Увеличение количества свободных электронов повышает работоспособность (физическую и умственную) и стимулирует все функции и системы человека.

3. Во время бега активизируется выработка организмом углекислоты, что очень благотворно сказывается на всех биохимических процессах, происходящих в клетках. В частности в тканях увеличивается количество кислорода, что способствует улучшению обмена веществ в организме.

4. Во время бега средней продолжительности (30–60 минут) в организме активизируется распад клеток, что, в свою очередь, после беговой тренировки стимулирует синтез новых молодых и здоровых клеток. В первую очередь разрушаются старые больные клетки, а на их место синтезируются новые. С помощью бега происходит омоложение и обновление всего организма.

5. В организме взрослого человека находится примерно 35 литров жидкости (5 литров крови, 2 литра лимфы и 28 литров внутриклеточной жидкости). При малоподвижном образе жизни вся эта жидкость застаивается. Во время бега жидкость начинает активно циркулировать, устраняя застойные зоны в организме.

6. Снабжение клеток питательными элементами и кислородом происходит по такой схеме. На первом этапе необходимые вещества с помощью диффузии через стенки капилляров перемещаются из крови в межклеточную жидкость. На втором этапе происходит перенос кислорода и питательных элементов из межклеточной жидкости через мембрану внутрь клетки. На третьем этапе происходит распределение питательных элементов и кислорода внутри клетки. Точно так же, но в обратном порядке, происходит вывод из клеток продуктов жизнедеятельности. Во время и после бега все эти процессы происходят с большой скоростью, что увеличивает жизненные силы организма и активизирует самооздоровление. Клеточки организма избавляются во время бега от продуктов собственной жизнедеятельности, что исключает вариант самоотравления.

7. Каждое мгновение в организме человека отмирают миллионы клеток. Чтобы всё это самостоятельно утилизировать, необходима неинтенсивная нагрузка средней продолжительности. Лучше всего для этого подходит медленный бег. В противном случае мёртвые клетки организма начинают разлагаться с образованием ядов, которые с током крови разносятся по всему организму, вызывая отравление и, например, такое состояние, как хроническая усталость.

8. Во время бега выделяется гормон серотонин, который всем известен, как гормон счастья, благодаря чему улучшается настроение, проходят симптомы депрессии, снимается напряжение.

Среди средств физического воспитания подростков, средства легкой атлетики (виды бега, прыжков и метаний) занимают одно из главных мест. Это объясняет их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью. Правильные организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другими средствами физического воспитания должны содействовать: 1). укрепление здоровью детей; 2). гармоничному физическому воздействию; 3). развитию физических, моральных и волевых качеств; 4). воспитанию организационно- физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.

Легкоатлетические упражнения при правильном применении содействуют улучшению обмена веществ, укрепление нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также вырабатывание правильной осанки. Так же следует не забывать, что организм подростка отличается от организма взрослого человека.

Сердечно-сосудистая система первой получает оздоровительный импульс при занятиях бегом. Как утверждают специалисты, сердце и сосуды очень положительно реагируют именно на неторопливые нагрузки средней (30–60 минут) продолжительности. Занятия на силовых тренажёрах или со штангой (гантелями) хорошо развивают скелетную мускулатуру, при этом, абсолютно не стимулируя развития сердечной мышцы и сосудов. В отличие от этого бег считается одним из лучших способов восстановления и поддержания сердечно-сосудистой системы на должном уровне.

Такое положительное воздействие объясняется несколькими причинами.

1. Периодическое напряжение и расслабление мышц ног. Для сердечно-сосудистой системы очень важно во время тренировки именно чередование напряжения и отдыха мышц ног. Например, занимаясь со штангой (приседания, выпады), человек не получает и десятой части того оздоровительного эффекта для кровеносных сосудов, который можно получить во время пробежки. Это происходит потому, что при обычной тренировке мышцы сначала испытывают сильное напряжение (выполняется приседание со штангой), а затем отдых. Такой режим тренировки часто приводит к застойным процессам в ногах с возможностью появления варикозного расширения вен. В отличие от этого во время бега происходит мягкая, естественная нагрузка на мышцы ног.

2. Во время бега тело человека выполняет периодические колебательные движения вверх-вниз. При движении вверх преодолевается земное притяжение, и так многие сотни раз за время тренировки. Такое колебательное движение очень положительно сказывается на всей жидкости (лимфа, кровь, внутриклеточная жидкость) организма, вызывая колебательные движения в самых мелких сосудах.

3. Во время бега дыхание становится глубоким и частым, что приводит к активному движению диафрагмы вверх-вниз, что само по себе является отличным массажем всех органов брюшной полости. Такой массаж активизирует кровообращение в этих органах со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. Активное движение диафрагмы способствует оттоку венозной крови от ног вверх к сердцу.





Фехтование

Фехтование — один из многочисленных видов спорта, распространенных в Советском Союзе. В основе фехтования лежит спортивное единоборство на одном из принятых видов спортивного холодного оружия.

Правильно организованные занятия фехтованием, в которых, кроме специальной подготовки, разрешаются и общие задачи улучшения состояния здоровья и физических, моральных и волевых качеств, являются эффективным средством физического воспитания и развития человека.

В фехтовании повышаются быстрота, ловкость, сила и воспитываются важнейшие психические качества — воля, самообладание, инициативность, уверенность, сообразительность. Это позволяет ставить фехтование как спорт в ряд ценнейших для формирования навыков и качеств, нужных в трудовой и оборонной деятельности.

Регулярные тренировки и участие в спортивных соревнованиях по фехтованию развивают и воспитывают: способность к быстрой оценке технических и тактических возможностей противников и в связи с этим и своих; повышенную остроту, точность и быстроту зрительных восприятий и двигательных реакций; тонкую проприоцептивную и тактильную чувствительность; общую и специальную выносливость к преодолению больших и длительных физических и психических напряжений.

Воспитательное значение фехтования состоит, прежде всего, в специфике этого спорта и в необходимости развития ряда важнейших морально-волевых качеств. Овладение специальными техническими навыками требует внимания, сообразительности, сосредоточенности, ловкости « точности». Правила соревнований предъявляют большие требования к каждому движению и заставляют фехтовальщика строго относиться даже к незначительным отклонениям в технике, которые могут повлечь за собой поражение. Важное значение имеет правильная манера боя и всего поведения на соревнованиях, что накладывает отпечаток требовательности и контроля на весь тренировочный процесс. Необходимость внимательной оценки поведения и действий различных противников развивает наблюдательность и находчивость. В бою оказывается сильнейшим тот, кто сумеет захватить инициативу, действовать быстро и уверенно и правильно реагировать на постоянно изменяющуюся обстановку.

Необходимо воспитывать у фехтовальщика способность к преодолению трудностей, постоянно возникающих в тренировке, и особенно в острой борьбе с равными или даже более сильными соперниками. Нужно уметь объективно оценивать успехи и неудачи, не зазнаваться при успехах и не разочаровываться при неудачах, черпая в том и другом случае новые стремления к совершенствованию. Для этого нужно быть трудолюбивым, настойчивым, целеустремленным и организованным.

Разнообразные формы работы фехтовальщиков в обучении и тренировке, необходимость выполнять индивидуальные задания, зависимость результата коллектива фехтовальщиков от персонального успеха каждого (при командных встречах) развивают чувство товарищества, взаимной выручки и коллективизма. Воспитанию помогают также знания вопросов теории, истории, методики фехтования и других предметов, которые сообщаются! во время занятий и в специальных беседах. Эти знания расширяют кругозор по общим и

специальным вопросам. Воспитательное значение фехтования еще более усиливается применением индивидуального подхода и воздействия тренера в тренировочной работе, где приходится большое внимание уделять занятиям с каждым фехтовальщиком отдельно.

Фехтование имеет и оздоровительное значение, осуществляемое через средства самого фехтования и других видов спорта, которыми должны заниматься фехтовальщики для улучшения состояния здоровья и развития специфических физических качеств. Фехтование особенно сильно действует на обмен веществ, повышает жизненный тонус, хорошо влияет на костно-связочный и мышечный аппарат.

В ряде случаев фехтование может быть использовано как специальное средство для предупреждения отклонений в деятельности организма, как лечебное средство при вялости, ожирении, плохом обмене веществ, некоторых искривлениях позвоночника (сколиозы).

Спортивное фехтование в наше время утратило непосредственное прикладное значение, так как движения фехтовальщика не имеют прямой связи с боевыми и трудовыми движениями, а спортивное оружие мало похоже на боевое.




Методы самоконтроля 2-я часть лекции.

11 В. Цели и задачи самоконтроля

Цель занятия – знать методы дозирования физических нагрузок и уметь контролировать физическое состояние и уровень здоровья при занятиях физической культурой и спортом. Методически правильно дозировать физические нагрузки и осуществлять самоконтроль морфофункциональных показателей, уровня физического состояния, анализировать реакцию организма на физическую нагрузку для ее коррекции.

+Особенно важно осуществлять самоконтроль лицам, занимающимся самостоятельно и имеющим отклонения в состоянии здоровья. Основным условием обеспечения оздоровительного эффекта при занятиях физической культурой и спортом является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.


Критерии дозирования физических нагрузок.

Существуют два основных принципа дозирования нагрузки:

  1. На возмещение недостающих энерготрат до оптимального уровня (Р.Паффенбергер)

  2. Учет физического состояния занимающихся.

13в. Принцип дозирования физических нагрузок на возмещение недостающих энерготрат. Р.Паффенбергер дал физиологические обоснования оздоровительных физических тренировок на возмещение энерготрат. В основу положен следующий расчет:

- Суточная потребность человека в энергии составляет 2200-3800 ккал и зависит от рода профессиональной деятельности

- 50 % энергии (1100-1900 ккал) является энергией основного обмена и расходуется на обеспечение реакций гидролиза, синтеза, диссимиляции.

- другие 50 % энергии запрограммированы генотипом человека для энергетического обеспечения работы мышечного двигателя.

За последние 100 лет доля физического труда в обеспечении жизнедеятельности человека снизилась в 200 раз. У современного цивилизованного человека на физическую работу расходуется 500-350 ккал, что в 2-2,5 раза меньше, чем заложено в генотипе человека и необходимо ля нормальной жизнедеятельности, при этом получается дисбаланс порядка 500-750 ккал в сутки.

Для приведения организма в гармоничное состояние необходима компенсация энергозатрат за счет средств физической культуры порядка 300-500 ккал в сутки или 2 000 – 3 000 ккал в недельный цикл.

Именно такая нагрузка является оздоровительной, способной, прежде всего, эффективно предупреждать возникновение ИБС (ишемии сердца) и инфаркта миокарда.

Для определения ориентировочно суточных энерготрат К.Купер предлагает использовать такой метод расчета:

при подвижном образе жизни помножить массу тела в килограммах на коэффициент 33, например, человек массой тела 70 кг расходует в день 2310 ккал, при физической работе используется коэффициент 45, при малоподвижной работе – коэффициент 26. Однако можно использовать и более точный расчет с помощью таблиц определения энерготрат за каждый день. Для этого необходимо провести контроль за своими действиями в течение дня и сосчитать расход килокалорий согласно таблице.

Выбор физических упражнений также можно сделать согласно таблице расхода энергии.

14 в. Критерии дозирования нагрузок по относительным значениям мощности (в % от МПК – максимальное потребление кислорода)

При дозировании величины нагрузок в соответствии с уровнем МПК или максимальной мощности необходимо проведение тестов, например, тест Купера (12-минутный бег).

Учитывая линейную зависимость между величиной МПК и ЧСС можно определить мощность выполняемой нагрузки на занятиях физической культурой или спортом в зависимости от пола и возраста.

Шкала оценки физического состояния (УФП - уровень физической подготовки) по результатам 12-минутного теста (км) 18-30 лет

УФП

Пол

результат

УФП

Пол

результат

Очень плохой

Муж

Жен

1,6

1,5

Хороший

Муж

Жен

2,5 -2,7

2,1-2,6

Плохой

Муж

Жен

1,6-1,9

1,5-1,8

Отличный

Муж

Жен

2,8 и б.

2,65 и б.

Удовлетворительный

Муж

Жен

2,0-2,4

1,85-2,15




ЧСС при работе на различных уровнях МПК зависит от пола и возраста (по Н.М. Амосову и А.А. Бендет, 1989 г.)

Возраст 20 – 39 лет

Аэробная производительность от % МПК

Пол

ЧСС

40 % мощности

Муж

Жен

115

120

60 % мощности

Муж

Жен

138

143

75 % мощности

Муж

Жен

156

160

100 % мощности

Муж

Жен

187

189

Таким образом, мы можем рассчитать мощность нашего тренировочного занятия по ЧСС, периодически проверяя пульс во время занятия.

  1. Нулевая зона тренировочного режима

ЧСС = 100-130 уд/мин. Мощность не превышает ПАНО (порог аэробного обмена)

Это зона занятий для лиц с отклонениями в ЧСС и для пожилых людей. Заминка в спорте.

  1. Первая зона. Средняя нагрузка ЧСС 130-150 уд/мин.

Аэробная зона обеспечения.

Кислородный запрос полностью удовлетворяется и кислородный долг не образуется.

Это режим-основа общего оздоровления, рекомендуется для неподготовленных и пожилых людей.

  1. Вторая зона – высокая интенсивность нагрузок. ЧСС – 150-170 уд/мин. Соответствует ПАНО, включается анаэробный обмен, образуется кислородный долг, образуется молочная кислота.

Используются нагрузки для здоровых людей и тестирования.

  1. Третья зона. ЧСС = 180-190 уд/мин. И выше. Чрезмерная нагрузка, в оздоровительной физической культуре не используется.

При выполнении физических упражнений соблюдается соотношение объема интенсивности нагрузки:

+

  1. чем больше интенсивность, тем меньше ее объем

  2. чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность.

  3. Индивидуальная максимальная нагрузка.

  4. Модификация формулы Карванена.

  5. Границы тренировочной зоны, основанной на показателях пульса в спокойном состоянии:

  6. 50 % - нижняя граница нагрузки от максимальной ЧСС

  7. 80 % - верхняя граница

    ЧСС максимальная

    Пол

    Возраст

    20 – 29 лет

    Возраст

    30 -39 лет

    Поставить получ.

    Муж

    195 уд/мин

    187 уд/мин

    результат

    Жен

    198 уд/мин

    189 уд/мин

  8. Для мужчин и женщин 18 лет

  9. 1 действие.У мужчин от 205 отнять ½ возраста, например, 205-18=196 уд/мин

  10. У женщин от 220 отнять возраст 220 – 18 = 2002 уд/мин

  11. Это максимальная ЧСС

  12. 2 действие. Отнять значение пульса в покое (значение ЧСС в покое – свой результат, подсчитанный дома). Пример:

  13. У мужчин 196 – 60 = 136 уд/мин

  14. У женщин 202 – 65 = 137 уд/мин

  15. 3 действие. Определение нижней границы тренировочной зоны (умножить на 50 %)

  16. Мужчины 136 х 0,50 = 68 уд/мин + 60 уд/мин (в покое) = 128 уд/мин

  17. Женщины 137 х 0,50 = 68,5 + 65 (в покое) = 133,5 уд/мин

  18. 4 действие: верхняя граница (умножить на 80 %)

  19. Мужчины 136 х 0,80 = 108,8 + 60 = 168,8 уд/мин

  20. Женщины 137 х 0,80 = 109,6 + 65 = 175 уд/мин

  21. Оптимальная ЧСС

  22. Для начинающих: ЧСС = 170 уд/мин – (минус) возраст

  23. Для занимающихся 1 -2 года: ЧСС = 180 уд/мин – (минус) возраст

  24. Для спортсменов ЧСС = 170 уд/мин – (минус)½ возраста

  25. Поддерживать оптимальный пульс на тренировочном занятии необходимо по 20 – 30 мин., занимаясь 3- 4 раза в неделю или при пульсе 130 уд/мин. в течение 30 мин. 4 раза в неделю или

  26. при пульсе 150 уд/мин. в течение 10 минут.

  27. 16 В. Субъективные показатели самоконтроля (дневник самоконтроля)
  28. 1. настроение

  29. 2. самочувствие

  30. 3. сон

  31. 4. аппетит

  32. 5. болевые ощущения

  33. 17В. Объективные показатели самоконтроля
  34. Физическое развитие

  35. Функциональное состояние
  36. Физическая подготовленность

  37. Физическое состояние (в количественном и качественном измерении)

  38. 18 в. Методы самоконтроля. Определение физического развития.

  39. Физическое развитие – это совокупность долговременных изменений морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливости и работоспособности, достигнутых в процессе роста и под влиянием занятий физическими упражнениями. Уровень физического развития определяется методами антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

  40. Критерии физического развития – состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся:

  41. Соматоскопические - осанка, состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма грудной клетки, спины, живота, ног. При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз) происходит изменение осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

  42. Соматометрические – длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.п.

  43. Физиометрические (функциональные) - результаты функциональных проб: ЖЕЛ, мышечная сила рук (определяется кистевым динамометром), становая сила (становой динамометр), ЖЕЛ – средний показатель муж. – 3200-4200 мл, жен. – 2500-3500 мл, и т.д.

  44. Методы стандартов, корреляции, индексов.

  45. Методы стандартов. Антропометрические стандарты – это система объективных средних данных о физическом развитии человека, включающая рост, массу тела, объемы.

  46. Метод корреляции – наиболее объективный, т.к. учитывается связь (корреляция) показателей. В результате статистической обработки определяется коэффициент корреляции, по которому строятся номограммы.

  47. Методы индексов. Индекс – величина соотношения нескольких антропометрических признаков. Например, весоростовой индекс Кетле (см. выше). Индекс Брока-Бугше. Отношение массы тела к росту:

  48. При росте до 165 см нужно вычесть 100 ед.

  49. При росте 166-175 см - вычесть 105 ед.

  50. При росте 176-185 см и более - вычесть 110 ед.

  51. 20 В. Функциональные пробы
  52. Функциональное состояние организма – это уровень развития и проявления основных систем жизнеобеспечения человека.

  53. 1.Тест Купера: 12-тиминутный бег. Метод определения физической работоспособности. (См. таблицу выше).

  54. 2.Проба Руфье. Определение восстановимости сердечной мышцы после физической нагрузки. Чем реже ЧСС, тем мощнее сердечная мышца.

  55. После 5 минут спокойного состояния подсчитать пульс за 15 секунд(Р1), затем выполнить 20 приседаний за 30 секунд, сразу же в положении стоя подсчитать пульс за 15 секунд(Р2), затем через 1 минуту отдыха еще раз подсчитать пульс за 15 секунд(Р3).

  56. Индекс Руфье = 4 х ( Р1 + Р2 + Р3) – 200 / 10

  57. Оценка:

  58. Менее 0 - атлетическое сердце

  59. 1 – 5 - отлично

  60. 5 – 10 - хорошо

  61. 10–15 - удовлетворительно (сердечная недостаточность средней степени)

  62. 15–20 - плохо (сердечная недостаточность сильной степени)

  63. 3.Частота дыхания (ЧД). Определение работы органов дыхания.

  64. 14-18 вдохов в минуту – оценка - «нормально».

  65. Отношение чсс к чд в покое 4 : 1 – 5 : 1 – оценка «нормально»
  66. Нормальное артериальное давление 110 / 70 мм рт. ст. АД – 120 / 70

  67. 4.Проба Серкина. Определение работоспособности и тренированности сердечной мышцы. 3 фазы. 5 минут отдыха до начала пробы.

  68. Задержка дыхания сидя на вдохе. Результат записать и сравнить с таблицей.

  69. Выполнить 20 приседаний за 30 секунд и повторить задержку дыхания на вдохе стоя, результат записать и сравнить с таблицей.

  70. 1 мин отдыха стоя и время задержки дыхания сидя, результат записать и сравнить с таблицей.

  71. Оценка результатов: определить, к какому контингенту Вы относитесь?

    Контингент обсл.

    1-я фаза

    2-я фаза

    3-я фаза

    Здоровые тренированные

    60 сек и более

    30 секунд и более

    Более 60 сек

    Здоровые нетренированные

    40 -55

    15 – 25

    35 -55

    Лица со скрытой недостаточностью

    20-35

    12 и менее

    24 и менее

  72. 5.Ортостатическая проба.
  73. После 5-10 мин. отдыха посчитать пульс за 1 минуту лежа, , далее встать и измерить пульс стоя. По разнице в пульсе определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная – 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24 уд/мин.

  74. 6.Проба Штанге. Проба на устойчивость к кислородному голоданию.

  75. Сидя, после 5 минут спокойного состояния, после глубокого вдоха задержать дыхание, зажав ноздри.

  76. Оценивается время в секундах:

  77. 1. Меньше 30 сек неудовлетворительно

  78. 2. 30 сек удовлетворительно

  79. 3. 30 – 60 сек хорошо

  80. 4.Свыше 60 сек отлично

  81. 7.Проба Генчи (Бутейко) (задержка дыхания после спокойного выдоха)

  82. 1. Менее 20 сек неудовлетворительно

  83. 2.20 – 30 сек удовлетворительно

  84. 3. 30 – 45 сек хорошо

  85. 4. более 45 сек отлично

  86. 8.Подвижность (гибкость) позвоночника

  87. Наклон вперед, стоя на скамейке, ноги вместе, в коленях не сгибать. Измерить результат в см от края скамейки до кончиков пальцев.

  88. 20 см отлично

  89. 10 см хорошо

  90. 0 -5 см удовлетворительно

  91. меньше 0 см неудовлетворительно

  92. 9.Проба Ромберга. Показатель координационной функции нервной системы. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. 1-я – ноги на одной линии, руки вперед, пальцы врозь, глаза закрыты. Наблюдение за тремором пальцев. 2.Стоя на одной ноге, другая касается стопой колена опорной ноги. 3-я опорная нога на полу, другая поднята вперед на 45 град., 4-я - стоя на опоре, нога поднята вперед.

  93. Устойчивость позы более 15 сек – хорошо, менее 15 сек – плохо.

  94. 10.Теппинг - тест – показатель функционального состояния двигательной сферы и силы нервной системы (выявление максимальной частоты движений кисти).

  95. Лист бумаги разделить на 4 прямоугольника 6 х 10.

  96. Ставить точки ручкой или карандашом 10 сек в одном прямоугольнике, затем перерыв 20 сек, 10 сек во 2-ом прямоугольнике, и т.д.

  97. Максимальное количество – 79 точек в одном прямоугольнике. Снижение количества точек указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

  98. Или

  99. Разделить лист на 4 части и в каждой части ставить точки в течение 5 секунд, переходя по команде без паузы в другой квадрат Средний показатель – 30-35 точек в каждом квадрате.

  100. 11.Проба Яроцкого. Определяет порог чувствительности вестибулярного анализатора.

  101. Выполнять вращательные круги головой в быстром темпе вправо или влево, закрыв глаза, до потери равновесия, и зафиксировать начало времени сохранения равновесия во время проведения теста.

  102. У незанимающихся спортом потеря равновесия происходит в пределах 28 сек, у тренирующихся - через 40 – 80 сек

  103. Порог чувствительности вестибулярного аппарата, в основном, зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.

  104. Снижение времени равновесия указывает на возникновение утомления.

  105. 12. Для оценки быстроты движений можно использовать тест с монетой. Одна рука, в которой зажата монета, находится на расстоянии 40 см выше от другой по вертикали. Упражнение выполняется 10 раз, если монета поймана, то быстрота развита хорошо.

  106. 13. Тест с линейкой. Выполняется из положения стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами ребром ладони вниз вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-см линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка находится на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» помощник в течение 5-ти секунд должен отпустить линейку. Задача обследуемого: как можно быстрей сжать пальцы и задержать падающую линейку. 3 попытки. Результат 13 см для мужчин и 15 см для женщин считаются хорошим показателем.







© 2021, 325 0