СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления деятельности школьного патриотического клуба "Сокол"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность школьного патриотического клуба "Сокол" включает несколько направлений. Отряд состоит из старшей группы 7-9 кл., средней группы "Соколята" - 6 класс и младшей - "Патриоты" - 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Направления деятельности школьного патриотического клуба "Сокол"»

Костина Е. Г.


Поисковая деятельность патриотического клуба «Сокол»


МКОУ «Травянская средняя общеобразовательная школа»


В выступлениях Президента РФ В.В. Путина отмечено, что именно школа должна развивать у обучающихся активную гражданскую позицию и патриотизм, как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, отражающие сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Коллектив педагогов Травянской школы, так же считает, что здоровая, физически развитая и патриотичная молодежь – залог стабильного развития и благополучия общества.

В нашей школе много внимания уделяется краеведению. Школьники не хотят быть «иванами», не помнящими своего родства. Кто-то составляет родословную, кто-то интересуется историей своего села, других волнуют более масштабные вопросы: история, культура, литература своего района, Свердловской области. За годы обучения в школе дети учатся не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открывают  для себя ещё одну науку – науку  любви к Родине. Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. И нам взрослым, и подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а на территории Травянской сельской администрации их уже нет, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Мы живем мирно и счастливо. Но бывают минуты, когда понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир. Именно поэтому патриотический клуб Травянской школы «Сокол» выбрал одним из направлений деятельности – поисковую работу. Девиз отряда: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память мертвых» (маршал СССР К. Рокоссовский). Поисковое направление появилось потому, что правды о войне хотелось знать больше. Не красивую сказку про то, что у нас всё в порядке… Живые ветераны - в почёте, а павшие - все, с почестями достойно преданы земле. А ведь не для кого уже не секрет, что сотни тысяч бойцов и командиров РККА, наших земляков уральцев, солдат Уральского Добровольческого Танкового Корпуса до сих пор лежат не захороненными. Воспитание патриотизма на примере подвига уже их прадедов – наша первоочередная задача, особенно сейчас, когда хоть и очень мало, но есть еще оставшиеся в живых участники тех событий. Краеведческая работа развивает интерес, воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям. Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, заставить думать! Подлинное краеведение – это краелюбие. Уральская, Каменская земля по красоте не уступает лучшим уголкам нашей планеты. Земля металлургов, беззаветных тружеников, вложивших душу и сердце в возрождение и развитие своей малой родины.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - школа - улица – границы личного мира ребёнка постепенно расширяются, дети хотят больше знать о том месте, где живут. Именно в раннем возрасте закладываются нравственные стороны личности. Поисковая краеведческая работа в нашей школе рассматривается как основа воспитания гражданина и патриота. Первым шагом первоклассников является посещение музея. Дети начинают интересоваться историей нашего государства, села, природой, культурой, бытом своего народа, вырастает познавательная активность учащихся. Но помимо познавательных целей, первоочередная задача - воспитать душу ребенка так, чтобы каждый смог ощутить, что дает ему его малая родина. Ведь дает она гораздо больше, чем мы порой осознаем: здесь рождаются самые первые понятия о добре и зле, о красоте и уродстве, о радости и печали, чтобы, повзрослев, наши ученики стали активными участниками обновления и преобразования своей малой родины. Приоритетными видами деятельности по этому направлению как раз и являются поисковая и исследовательская. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, в учащихся пробуждается чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Поисковая деятельность формирует в подростках чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Всего этого, конечно же, нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом целой системы работы патриотического клуба, в которой немаловажное место отводится краеведению. Поэтому разработка и реализация школьного проекта – стала актуальна для нашей школы, патриотического клуба «Сокол». Вся поисковая деятельность патриотического клуба осуществляется в рамках школьного проекта «Вечной памяти достойны…», в который в течение года включаются все учащиеся школы, например в такие акции, как «Бессмертный полк», «Обелиск», «Рука друга», «Ветеран», «Родниковая вода в ваш дом» и др.

Формирование личностных качеств гражданина-патриота - главная цель, которую мы ставим и достигаем через участие школьников в следующих масштабных мероприятиях: Пост №1 и Всероссийская вахта памяти, проходящая в г.Екатеринбурге, окружные и районные этапы военно-спортивной игры «Зарница», военно-полевые сборы во время осенний, весенних и летних каникул, районный молодёжный фестиваль-форум «Я-патриот» и патриотические вечера, встречи, краеведческие конференции.

Абстрагироваться и отказаться от Интернета в наше время проблематично. Большая часть учащихся даже и в отдалённых сельских территориях имеют дома подключенные к Интернету компьютеры или флеш-модемы. Безусловно, интерес детей, их внимание и помыслы направлены в основном на сетевое общение и онлайн-игры, деятельность в сети носит развлекательный характер. Между тем, сеть является мощным средством создания образовательной среды. Навыки работы в Интернете, энергию и любознательность детей удается направить в новое русло посредством проведения сетевых проектов.

Когда ребята – члены клуба «Сокол» начали работу над проектом, то они столкнулись с проблемой:

  • сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях?

Выдвинули гипотезу:

  • память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.

Цель проекта:

  • различными доступными средствами и методами собрать биографический материал о наших прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, погибших, пропавших без вести. Восстановить солдатские судьбы – помочь родственникам найти места захоронений, получить залуженные награды, не успевшие найти своих героев.

  • Понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • собрать материал об участии в  Великой Отечественной войне близких родственников.

  • исследовать материал, касающийся истории наших семей и Великой Отечественной войны.

Чтобы узнать знания сверстников и взрослых по данной теме были подготовлены для них специальные анкеты. Вопросы анкет и результаты расположены на слайдах.

Учителя истории помогли организовать круглый стол, для того, чтобы выяснить отношение учащихся школы к Великой Отечественной войне. Для ребят были предложены следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты, кто охраняет и бережет покой твоей страны?

  2. Как ты считаешь, должны ли жить люди на всей планете в мире и согласии? Почему?

  3. Зачем нужен мир?

  4. Как ты думаешь, почему люди ведут войны?

  5. Чем закончилась Великая Отечественная война?

  6. Кто из твоих родных участвовал в боевых действиях, работал в тылу во время войны? Что ты знаешь о них? Расскажи.

  7. Как люди чтят память героев войны?

  8. Какой великий праздник отмечает наша страна 9 Мая?

  9. Нужно ли праздновать этот день? Почему?

Участники: учащиеся 5-8 классов – 68 человек, учителя, родители, соседи, знакомые взрослые – 30 человек. Анализ ответов показал, что подростки очень мало знают о Великой Отечественной войне (на вопросы №№4,6,7 – 20% детей сразу ответить не могли), самые большие затруднения они испытывали при ответе на вопрос № 6 , однако как показал повторный вопрос, по окончании проекта, дети не только называли родственников, участвовавших в ВОВ, но и рассказывали о том, как они воевали. Вопросы №1-3 у 75 % детей затруднений не вызвали.

На этом же этапе было проведено анкетирование среди взрослых: учителей, родителей, соседей. Анализ анкет показал следующие результаты:

Большинство взрослых (80 %) считают, что тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе и информация, по этой теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей, 15% взрослых, затруднялись ответить на этот вопрос. Основным источником получения представления и информации о войне 90 % взрослых считали средства массовой информации, телепередачи, рассказы, книги. Однако, только 20% имеют традицию праздновать 9 Мая. На вопрос «Чем для вашей семьи является дата 9 Мая» 65% ответили – праздником Великой Победы, 10% - Днем памяти погибших на войне, 25% - и то и другое.

На вопрос как мы можем помочь сохранить память о героях войны, помочь ветеранам, труженикам тыла, детям войны реально, все отвечали по-разному, но удалось сгруппировать ответы:

  1. Поздравлять с праздниками – 80%;

  2. Приглашать на школьные мероприятия, организовывать встречи – 40%;

  3. Помогать по дому, во дворе – 75%;

  4. Покупать и дарить подарки –20%;

  5. Изготавливать подарки своими руками – 45%.

  6. Другие варианты – 10%.

Проанализировав полученные результаты, были сделаны выводы:

  1. необходимо активизировать работу по изучению героических страниц Великой Отечественной войны;

  2. вовлечь сверстников в поисковую и исследовательскую деятельность,

  3. организовывать чаще викторины, конкурсы, классные часы, просмотр презентаций, фильмов о войне и т.п.

  4. создать копилку методических и информационных материалов в помощь как учащимся, так и детям.

Важны направлением поисковой деятельности стало изучение документальных источников о важнейших событиях истории Великой Отечественной войны, её героях.

На данном этапе проекта изучалась литература по данной тематике. Ребята узнали не только о героических страницах Родины, но и познакомились с неизвестными героями. А результаты работы в ОБД выявил большое количество без вести пропавших солдат, которые не были увековечены на обелисках Травянской сельской администрации. Заинтересовались военной техникой. Отобрали информацию о героях-Каменцах. Подробнее познакомились с Днями воинской славы. Выписали и создали свои словари военных терминов, необходимых для проведения викторин, классных часов для одноклассников. В интернете нашли интересные факты о городах-героях. Вместе с учителем истории подобрали видеоролики, видеохроники по важнейшим военным событиям и датам для Уроков Мужества и классных часов. В расширении знаний о Великой Отечественной войне очень помогли школьная библиотека, сельские библиотеки в с.Травянском и Большой Грязнухе. По материалам библиотек были созданы справочник литературы о городах-героях. Учителя истории оказывали помощь и консультировали при затруднениях. Созданы буклеты, календарь, закладки для ребят на тематику Великой Отечественной войны.

Содержание деятельности по реализации проекта. Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный этап, проведение опросов, анкет.

  1. Формулирование проблемы.

  1. Сбор и систематизация информации из различных источников о событиях войны .

  2. Обработка отобранного материала по предназначению: для викторин, для классных часов, для информационных стендов и т.п.

  1. Практическая деятельность: выступления, презентации.

  1. Оформление итогов деятельности

При реализации подростки столкнулись с рядом проблем и совместно с педагогами нашли пути решения этих проблем

Затруднения одноклассников

Пути решения проблем

Учащиеся не имеют опыта проведения интервью

тренинги по заполнению анкет
совместная разработка опросников
тренинги общения

Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации

использование образцов
редактирование,
отработка навыка работы на ПК в режимах Word и PowerPoint в кабинете информатики

Недостаточно развиты оформительские навыки

организация взаимопомощи, взаимообучения

Отсутствие помощи со стороны родителей

мотивирование родителей на совместную деятельность

Нежелание пожилых людей выходить на контакт с детьми

установление контакта с тружениками тыла, детьми войны,
отработка правил поведения учащихся
организация помощи ветеранам


Для реализации намеченных действий был составлен план, реализовывать который помогали не только члены патриотического клуба.

Мероприятия

Сроки

Продукт деятель­ности

Экскурсия в школьный музей

сентябрь

Выбор поисковой темы, встречи с жителями сел Травянское, Большая Грязнуха

Классный час «Что такое героизм?»

Декада , посвящённая Дню Героя Отечества

Декабрь

Конспект кл. часа, Урока Мужества


Поиск информации и устный журнал о событиях Великой Отечественной войны

Цикл классных часов.

Ежемесячно

Подборка и презентации, разработка викторин


Поиск информации и презентация о Днях воинской славы

Январь

Презентации.

Экскурсия в городской краеведческий музей, музей школы №3

Февраль

Фото и видео материалы

Конкурс стихотворений на тему Великой Отечественной войны

Ноябрь, апрель

Подборка стихотворений, пословиц и поговорок на данную тематику.

Изготовление подарков для ветеранов

Февраль, май

Открытки для ветеранов.

Праздник, посвященный 70 –летию Победы

Май


Сценарий праздника, слайд-шоу «Великая отечественная война», «День Победы»

Возложение цветов к обелискам

Декабрь, февраль май

фотоматериалы

Экскурсия к обелискам, очистка обелисков от снега

Декабрь, февраль май

фотоматериалы

Конкурс поделок «Никто не забыт, ничто не забыто» (совместное творчество детей и родителей)

Май

Выставка работ

Оформление выставки в уголке книги «По страницам Великой Отечественной войны»

Декабрь, февраль, апрель

Создание списка

книг для чтения школьникам о защитниках

Отечества.

Встреча с детьми войны, тружениками тыла

В теч. года

Оформление папок в школьный музей

Школьная краеведческая конференция

Апрель 2015

Презентации

Конкурс рисунков «Пусть всегда будет мир»

Февраль, май

Выставка

Конкурс сочинений «Нам не нужна война!»

Февраль

Публикация в школьной газете

Сбор информации о городах-героях»

ноябрь

Выпуск календаря «Города-герои», школьного расписания

Сбор информации о Днях воинской славы.

январь

Закладки для учебников «Дни воинской славы» и презентация. Оформление стенда

Сбор информации о героях-каменцах

февраль

Презентация с фото героев.

Оформление стенда

Участие в Вахте памяти, шефство над обелисками и тружениками тыла, детьми войны

май

Видеофильм

Реализация программы  создает условия для психологической подготовки школьников-руководителей поисковых отрядов, участников поисковых экспедиций, развития индивидуальных способностей, дальнейшего самообразования.  Программа помогает подготовить учащихся к общественной деятельности по увековечению памяти погибших земляков, глубокому изучению истории своей семьи и Уральского региона, к участию в поисковых экспедициях.  Программа включает в себя как теоретический материал, так и практические работы на местности, работу с документами, архивами, на компьютерах, также предусмотрено выполнение творческих заданий.  После года обучения, молодой человек при желании может получить допуск к полевым работам. Каждому предлагается принять участие в учебно-тренировочной Вахте Памяти – многодневных полевых сборах.

 Учитывая специфику занятий в поисковом отряде, отличную от кружков и секций, в программу включены мероприятия, свойственные клубам по интересам или общественным организациям. Такие, как, телефонный опрос населения, работа с письмами, участие в митингах, торжественных собраниях, благоустройство братских захоронений, подготовка к экспонированию музейных реликвий и т.д. Ребята осваивают работу в архивах через электронные базы данных. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД «Мемориал»). Данные для него взяты из официальных архивных документов, хранящихся в Центральном архиве Минобороны РФ, Центральном военно-морском архиве Минобороны РФ, Российском государственном военном архиве, Государственном архиве РФ и его региональных отделениях, Управлении Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Основной массив документов – это донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.), а также паспорта захоронений советских солдат и офицеров, хранящиеся в ВМЦ ВС РФ. Ученики Травянской школы – члены клуба, которые уже не первый день работают в ОБД, создали памятку для новичков – как и какими базами данным нужно работать.

Члены клуба «Сокол» восстанавливает по крупицам солдатские судьбы погибших в боях героев, пропавших без вести солдат, разыскивает родственников солдат, представленных посмертно к наградам. Вот, например, из наградного листа Слязина Семена Петровича, 1918 года рождения, младшего сержанта, призванного Каменским РВК Челябинской области в 1940 году. Семен Петрович повторил подвиг нашего земляка Г.П. Кунавин.

Вот подлинное содержание личного боевого подвига. «Товарищ Слязин в боях с немецкими захватчиками показал образцы мужества, отваги и геройства. В наступательном бою 26 мая 1943 года на с. Киевское подразделение, в котором дрался т. Слязин, перешло в наступление. При продвижении вперед подразделению мешал уцелевший вражеский «ДЗОТ». Тогда тов. Слязин, жертвую своей жизнью, по-пластунски подобрался к «ДЗОТУ» и противотанковой гранатой подорвал его, уничтожил гарнизон и пулемет противника.

Достоин посмертного награждения правительственной наградой орденом «Ленина».

Командир 265 ГСП майор (Леонов).

14 июня 1943 год»

Семену Петровичу Слязину было всего 25 лет. Может быть там, на Урале, в Каменском районе, в никому неизвестной Б.-Грязнухе или Травянке осталась семья…

Сегодня поисковики Травянской средней школы проводят работу по установлению контактов с родственниками Слязина Семена Петровича и рассказать о подвиге солдата.


Но без практических навыков никак не обойтись. А.В. Кузнецов – представитель областной Ассоциации патриотических отрядов «Возвращение» каждые каникулы организует и проводит сборы, которые дают много ценного опыта подрастающему поколению. На базе МКОУ «Рыбниковская СОШ» с 10 по 14 июля 2015 г.. организованы и проведены очередные сборы учащихся военно-патриотических клубов школ Каменского района. Учредителями и организаторами ВПЛ являлись:

  • Свердловская областная общественная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение»;

  • ООО Интерсвязь-3;

  • «Союз десантников» г. Каменска-Уральского;

  • Свердловское областное отделение общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд".

Тема летней Вахты памяти 2015: «Гражданская война на Урале». ВПЛ проводился с целью развития творческого потенциала личности, укрепления здоровья детей и молодежи, патриотического воспитания, получения молодыми людьми начальных знаний в области обороны государства и подготовка их по основам военной службы. В рамках ВПЛ также осуществлялось решение следующих задач: изучение истории Урала в период гражданской войн и установление ранее неизвестных мест захоронений солдат и офицеров погибших в период гражданской войны.

Лагерь расположился на берегу удивительного озера Сунгуль в селе Рыбниковском Каменского района. В сборах приняли участие 29 учащихся из Покровской («Исетская застава»), Каменской («Белые волки»), Травянской («Сокол») и Бродовской («Булат») школ, отряд «Сокол» г. Екатеринбурга, а также руководители этих отрядов. На пять дней ребята добровольно отказались от свободного времяпровождения летних каникул и окунулись в новые, непривычные для них условия. В течение пяти дней мальчишки и девчонки жили по законам армейской жизни. Джинсы и кроссовки, компьютер и социальные сети - в обмен на камуфляж, кирзовые сапоги и жизнь строго по распорядку: "Рота, подъем!" - утром, и "Отбой!" - вечером.

Каждый день в лагере начинался в 7.30 с подъёма, умывания, зарядки, а поле завтрака у каждого из трёх отделений начинались свои учебные занятия. Скучать никому не приходилось! За время сборов ребята изучили азы специальной тактики - передвижение по местности и маскировку, оказание первой медицинской помощи. Также отрабатывались строевая, общефизическая подготовка, сборка, разборка макета автомата, рукопашный бой. Каждый из бойцов заступал в наряды по столовой и казарме. Казармой на 5 дней стали спортивный и актовый зал Рыбниковской школы.

Для ребят были организованы и познавательные занятия по истории и краеведению. Состоялись встречи с местным краеведом Иваном Петровичем Фёдоровым и ветераном десантных войск Григорием Чемезовым. На парашютной вышке в г.Каменске-Уральском каждый из 29 учащихся испытал себя на выдержку и выносливость. Для многих это был далеко уже не первый прыжок, но были и новички, которые не «ударили в грязь лицом» перед более опытными товарищами.

Дождливая погода стала хорошей проверкой подростков на выносливость. Два дня подряд марш броски на Красную речку сопровождались сюрпризами погоды. Но это не мешало участникам сборов практиковаться в поисковой деятельности. Не один десяток метров ребята прочесали с металлоискателями, но, к сожалению находок, относящихся именно к гражданской войне, так и не нашли. По местным преданиям в Красной речке, возможно, находится пушка Пугачёвских времён, именно она, может, станет целью новой поисковой экспедиции поисковых отрядов нынешней осенью. Отсутствие находок не огорчило ребят – ведь они получили большой опыт в поисковой практике.

В вечернее время, кроме "боевых тревог", предусматривалась досуговая программа. На территории Рыбниковской школы есть все для физической подготовки: перекладины, волейбольные и баскетбольные площадки, беговые дорожки, полоса препятствий, военный городок. Рыбниковский Центр культуры радушно открыл двери для участников сборов – для них были организованы просмотры документальных и художественных фильмов патриотической направленности и даже игровая программа. За это короткое время все успели друг к другу привыкнуть, успели подружиться.

В течение всей лагерной смены учебные и спортивные занятия готовят участников ВПЛ главному итоговому мероприятию, представляющему собой квалификационные испытания на право ношения берета. А те, кто не первый раз на сборах – борются за присвоение званий.

Кто же предпочитает военно-патриотический лагерь традиционному загородному? Настоящие парни, сильные духом девчонки. Те, для кого слова «Отечество», «патриотизм», «герой», «подвиг» не пустой звук. Все практические навыки, приобретенные ими на сборах, дополняют знания, полученные на занятиях в школьных патриотических отрядах. Конечно, и ребята демонстрируют волевые, морально-психологические качества, хорошее здоровье и большое личное желание. Поэтому в состав участников сборов никого не загоняют и не упрашивают, для большинства это честь и возможность осознать свой долг – гражданский, человеческий, патриотический.

Народное придание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьёт её воду, дышит её воздухом и проникается её красотой. Вот почему профессия воина, защитника Отечества всегда была и будет почётной на Руси. Поэтому деятельность патриотического клуба будет продолжаться и завтра, и через год, и через десятилие.


14.09.2015г.