СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наречие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаки признаков и отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КУДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ? КОГДА? ЗАЧЕМ?   напишу завтра  уеду далеко  чересчур сложно  относиться по-дружески   Наречие – неизменяемая часть речи , т.е. не имеет рода, числа, падежа, не склоняется, не спрягается.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаки признаков и отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ МЕРЕ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КУДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ? КОГДА? ЗАЧЕМ? напишу завтра уеду далеко чересчур сложно относиться по-дружески Наречие – неизменяемая часть речи , т.е. не имеет рода, числа, падежа, не склоняется, не спрягается.

Разбери наречия по составу:

Разбери наречия по составу:

Выпишите из предложений словосочетания в таблицу: Наречие относится К глаголам К особым формам глагола К прилагательным и наречиям

Выпишите из предложений словосочетания в таблицу:

Наречие относится

К глаголам

К особым формам глагола

К прилагательным и наречиям

1. В светлом и людном дом.. очень т..пло после цел.. дня на холод.. в пол… 2. Ветер в..лновал сад рвал непр..рывно б..гущую из трубы людской струю дыма и снова наг..нял зл..вещие космы пеп..льных обл..ков. 3. Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу – первый признак б..гатой деревн… 4. Когда на другой день после обеда я приш..л к Волчаниновым стекля..ая дверь в сад была открыта настежь. 5. Вдали повсюду звучали девические песни – была Троица. 6. Тропа идет вниз но уже не так круто. 7. Только что прош..л дождь, короткий, буйный, из нечаянно подв..рнувш..йся по-летнему единстве..ой тучи.

1. В светлом и людном дом.. очень т..пло после цел.. дня на холод.. в пол… 2. Ветер в..лновал сад рвал непр..рывно б..гущую из трубы людской струю дыма и снова наг..нял зл..вещие космы пеп..льных обл..ков. 3. Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу – первый признак б..гатой деревн… 4. Когда на другой день после обеда я приш..л к Волчаниновым стекля..ая дверь в сад была открыта настежь. 5. Вдали повсюду звучали девические песни – была Троица. 6. Тропа идет вниз но уже не так круто. 7. Только что прош..л дождь, короткий, буйный, из нечаянно подв..рнувш..йся по-летнему единстве..ой тучи.

Наречие имеет следующие смысловые группы:    образ действия как? каким образом?  время когда? с каких пор? до каких пор? место где? куда? откуда? причина почему?  цель зачем? мера и степень сколько? во сколько? в какой мере? в какой степени? смело, дружно с утра, вчера внизу, далеко, вперед поневоле, сгоряча, сослепу назло, нарочно  очень, немного, чересчур, совсем

Наречие имеет следующие смысловые группы:

  • образ действия как? каким образом?
  • время когда? с каких пор? до каких пор?
  • место где? куда? откуда?
  • причина почему?
  • цель зачем?
  • мера и степень сколько? во сколько? в какой мере? в какой степени?
  • смело, дружно
  • с утра, вчера
  • внизу, далеко, вперед
  • поневоле, сгоряча, сослепу
  • назло, нарочно
  • очень, немного, чересчур, совсем
Запишите предложения. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, определите их разряд.

Запишите предложения. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, определите их разряд.

     Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какой группе относится каждое:  1.Скоро ест, мелко жует,  Сама не ест, другим не дает.   2. Его мы изредка встречаем на дороге,  Без палки ходит он, безглазый и безногий.  Боится не собак, не кошек, не коров,  А кур и петухов.   3. Всегда шагаем мы вдвоем,  Похожие, как братья.  Мы за обедом – под столом,  А ночью – под кроватью.

    Отгадай загадки, найди в них наречия и определи, к какой группе относится каждое: 1.Скоро ест, мелко жует, Сама не ест, другим не дает. 2. Его мы изредка встречаем на дороге, Без палки ходит он, безглазый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов. 3. Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью.

    Выпишите в столбик словосочетания, над наречиями со значением причины поставьте цифру 1, со значением цели – 2, меры и степени действия – цифру 3. Составьте с любыми словосочетаниями два побудительных предложения.  Явиться вечером, грубить назло, говорить впопыхах, обидеть невзначай, писать неразборчиво, выполнить работу наспех, возмутиться сгоряча, повторить дважды, очень спешить, не узнать сослепу, слегка исправить, слишком полагаться на себя, выполнить старательно, весьма стараться, избегать нарочно, действовать продуманно, не ответить спросонья, мало заниматься, быть осторожным вдвое, работать втроем.

    Выпишите в столбик словосочетания, над наречиями со значением причины поставьте цифру 1, со значением цели – 2, меры и степени действия – цифру 3. Составьте с любыми словосочетаниями два побудительных предложения.

    Явиться вечером, грубить назло, говорить впопыхах, обидеть невзначай, писать неразборчиво, выполнить работу наспех, возмутиться сгоряча, повторить дважды, очень спешить, не узнать сослепу, слегка исправить, слишком полагаться на себя, выполнить старательно, весьма стараться, избегать нарочно, действовать продуманно, не ответить спросонья, мало заниматься, быть осторожным вдвое, работать втроем.

    Сравнительная простая составная Превосходная Суффиксы –ее, -ей, -е, -ше простая Более, менее + наречие сильнее Более сильно составная Выше Не образует Допускается разговорный вариант наистрожайше  Наречие в простой сравнительной степени + всех Менее высоко Сильнее всех _________ Выше всех

    Сравнительная

    простая

    составная

    Превосходная

    Суффиксы –ее, -ей, -е, -ше

    простая

    Более, менее + наречие

    сильнее

    Более сильно

    составная

    Выше

    Не образует

    Допускается разговорный вариант наистрожайше

    Наречие в простой сравнительной степени + всех

    Менее высоко

    Сильнее всех

    _________

    Выше всех

    Выполните орфографическое и пунктуационное задания. Подчеркните наречия в сравнительной степени. Обозначьте в них суффиксы. Бульвары и скверы в центр.. Москвы покрылись (бледно) з..леной кисеёй а в воздух.. все явственнее ощущался тонкий ар..мат ра..пускающихся листочков тополя. Соотношение личных вп..чатлений и художестве..ых созданий значительно более сложно. Солнце подн..малось все выше. Тогда мы жили легче и смелей. Дитя подойди к нам поближе тебямы научим л..тать.

    Выполните орфографическое и пунктуационное задания. Подчеркните наречия в сравнительной степени. Обозначьте в них суффиксы.

    • Бульвары и скверы в центр.. Москвы покрылись (бледно) з..леной кисеёй а в воздух.. все явственнее ощущался тонкий ар..мат ра..пускающихся листочков тополя.
    • Соотношение личных вп..чатлений и художестве..ых созданий значительно более сложно.
    • Солнце подн..малось все выше.
    • Тогда мы жили легче и смелей.
    • Дитя подойди к нам поближе тебямы научим л..тать.
    Внимание: наречия в сравнительной степени часто совпадают со сравнительной степенью прилагательных. Чтобы не ошибиться, нужно правильно задать вопрос:  прыгнул (как?) выше – наречие  он стал (каким?) выше - прилагательное

    Внимание: наречия в сравнительной степени часто совпадают со сравнительной степенью прилагательных. Чтобы не ошибиться, нужно правильно задать вопрос: прыгнул (как?) выше – наречие он стал (каким?) выше - прилагательное

    Над наречиями в сравнительной степени напишите Н, над прилагательными - П

    Над наречиями в сравнительной степени напишите Н, над прилагательными - П

    Теперь не то: разгульный праздник наш  С приходом лет, как мы перебесился,  Он присмирел, утих, остепенился,  Стал глуше звон его заздравных чаш;  Меж нами речь не так игриво льется,  Просторнее, грустнее мы сидим,  И реже смех средь песен раздается,  И чаще мы вздыхаем и молчим.   А.С.Пушкин

    Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш; Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим. А.С.Пушкин

    1. Звезды в такое время подн..маются выше и смотрят устало. 2. Все на мест.., да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевш..х избах и ра..творились ворота во дв..ры. 3. Старуха Дарья, высокая и поджарая, на гол..ву выше сидящ..й рядом Симы, чему (то) согласно кивала. 4. На шум из кустов вышел мужик – этот поменьше, помоложе и поаккуратней, но тоже оглоблей (не) свернешь и тоже в з..леной бр..зентовой сп..цовке – вышел с т..п..ром в руке и ост..новился. 5. Павел пр..езжал все реже. 6. И сильней, пр..ятней запахло за ст..лом сам..варным духом, душистей пок..зался чай и важней уместней пок..зался с..мейный разг..вор.  В.Распутин

    1. Звезды в такое время подн..маются выше и смотрят устало. 2. Все на мест.., да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевш..х избах и ра..творились ворота во дв..ры. 3. Старуха Дарья, высокая и поджарая, на гол..ву выше сидящ..й рядом Симы, чему (то) согласно кивала. 4. На шум из кустов вышел мужик – этот поменьше, помоложе и поаккуратней, но тоже оглоблей (не) свернешь и тоже в з..леной бр..зентовой сп..цовке – вышел с т..п..ром в руке и ост..новился. 5. Павел пр..езжал все реже. 6. И сильней, пр..ятней запахло за ст..лом сам..варным духом, душистей пок..зался чай и важней уместней пок..зался с..мейный разг..вор. В.Распутин

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните как члены предложения прилагательные и наречия в степени сравнения. Образуйте от них исходную форму . Ивану Васильевичу вдру.. послышался отд..ленный гул, который всё становился слышнее (_______). Но вот со..нце нач..нает жарче (_____) печь мне гол..ву, д..рога ст..новится пыльнее. Лес по г..ре стал реже (____). Люся пошла в..селее (___), увереннее (___); до леса ост..валось немного. В Раевске становилось тревожнее (___), и мама т..р..пилась с от..ездом. Вверху, на сопках, дожд..к л..жился белым снегом, за ноч.. Зима м..гла спустит..ся ниже (____). Он искуснее всех (____) в..зал сети и (не) отставал на рыбалк.. .

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните как члены предложения прилагательные и наречия в степени сравнения. Образуйте от них исходную форму .

    Ивану Васильевичу вдру.. послышался отд..ленный гул, который всё становился слышнее (_______).

    Но вот со..нце нач..нает жарче (_____) печь мне гол..ву, д..рога ст..новится пыльнее.

    Лес по г..ре стал реже (____). Люся пошла в..селее (___), увереннее (___); до леса ост..валось немного.

    В Раевске становилось тревожнее (___), и мама т..р..пилась с от..ездом.

    Вверху, на сопках, дожд..к л..жился белым снегом, за ноч.. Зима м..гла спустит..ся ниже (____).

    Он искуснее всех (____) в..зал сети и (не) отставал на рыбалк.. .

    От исходной формы наречий, помещенных в скобках, образуйте сравнительную степень и впишите в предложения. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые. Ст..руха пр..слушалась к себе ______ (внимательно). Ночь гасла звез..ный свет ослаб стал (сухой, бледный) ____, ____. Холодный ра..вет все (ясно) ___ очерчивал контуры предметов ра..двигал дали. Потом со..нце подн..малось лениво карабкалось по ст..не все ____ и ____ (высоко, высоко), пока (не) скрылось за д..мами.

    От исходной формы наречий, помещенных в скобках, образуйте сравнительную степень и впишите в предложения. Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие запятые.

    • Ст..руха пр..слушалась к себе ______ (внимательно).
    • Ночь гасла звез..ный свет ослаб стал (сухой, бледный) ____, ____.
    • Холодный ра..вет все (ясно) ___ очерчивал контуры предметов ра..двигал дали.
    • Потом со..нце подн..малось лениво карабкалось по ст..не все ____ и ____ (высоко, высоко), пока (не) скрылось за д..мами.
    Небо с утра пр..спустилось ____ (низко) вроде бы задумалось. Старуха верила что там, куда уехал ее сын, _____ (хорошо) ему не стало. А в..роны так вес..ло кувыркают..ся взмывают – и вниз, к мал..нькому ручью. А потом опять ____ (высоко) сопок. Душа его стала _____ (светлый) и как будто расширилась. Передняя лошадь увязает в тр..сине все _____ (глубоко).
    • Небо с утра пр..спустилось ____ (низко) вроде бы задумалось.
    • Старуха верила что там, куда уехал ее сын, _____ (хорошо) ему не стало.
    • А в..роны так вес..ло кувыркают..ся взмывают – и вниз, к мал..нькому ручью. А потом опять ____ (высоко) сопок.
    • Душа его стала _____ (светлый) и как будто расширилась.
    • Передняя лошадь увязает в тр..сине все _____ (глубоко).
    Морфологический разбор наречия.  План разбора. I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Неизменяемое слово. 2. Степень сравнения (если есть). 3. Разряд по значению. III. Синтаксическая роль. Образец разбора. Ложатся тихо ночи тени. I. Тихо (как?) –наречие; признак действия. II. Неизменяемое; нейтральная степень, наречие образа действия. III. Ложатся (как?) тихо.

    Морфологический разбор наречия. План разбора.

    I. Часть речи. Общее значение.

    II. Морфологические признаки. 1. Неизменяемое слово. 2. Степень сравнения (если есть). 3. Разряд по значению.

    III. Синтаксическая роль.

    Образец разбора.

    Ложатся тихо ночи тени.

    I. Тихо (как?) –наречие; признак действия.

    II. Неизменяемое; нейтральная степень, наречие образа действия.

    III. Ложатся (как?) тихо.

    Произведите морфологический разбор наречий из текста. Ежедневно перед зрителем выступает с группой львов укр..титель Иванов. И спр..сонья на ра..вете зах..дила рыба в сети. Мне пок..залось, что справа кто-то смотр..т. Жар все усил..вается, барашки нач..нают вздуват..ся, как мыльные пузыри, выше и выше. Шире и п..чальнее стала тума..ая осе..яя даль..

    Произведите морфологический разбор наречий из текста.

    • Ежедневно перед зрителем выступает с группой львов укр..титель Иванов.
    • И спр..сонья на ра..вете зах..дила рыба в сети.
    • Мне пок..залось, что справа кто-то смотр..т.
    • Жар все усил..вается, барашки нач..нают вздуват..ся, как мыльные пузыри, выше и выше.
    • Шире и п..чальнее стала тума..ая осе..яя даль..