СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная песня в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы, при подготовке внеклассного мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Народная песня в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







Исследовательская работа

Тема: «Народная песня в романе

М. А. Шолохова «Тихий Дон».

предмет: литература





Работу выполнила: Гелемеева Виолетта,

обучающаяся 10 класса.

Руководитель: Гаунова И. А.











2016 г

Содержание


Введение 3


Глава I. Место и роль народной песни в художественном мире романа

М. А. Шолохова «Тихий Дон» 6

  

Глава II. Донские казачьи песни как способ раскрытия образов героев в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

   2.1. Обрядовые песни в романе 11

   2.2  Военные песни в романе 13

2.3 Роль песенных эпизодов в раскрытии образа Григория Мелехова 16

2.4 Связь лирических героин казачьих песен с женскими образами

«Тихого Дона» 20

Заключение 22


Список литературы 24























Введение

Перелистываю страницы «Тихого Дона» с мыслью

о высокой музыкальности романа. Музыкальная ткань его,

как и словесная, органически связана с устным народным

творчеством. Без преувеличения надо сказать, что

по «Тихому Дону» можно изучать фольклор:

с первой до последней страницы роман пронизан

народными песнями.

Михаил Никулин

  Донская казачья песня – выразительная часть необозримых богатств   народно - поэтического творчества (русского фольклора), тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства.

Донская песня сложилась за несколько столетий жизни русских людей на Дону. Широкая, раздольная, берущая за душу казачья песня.  Она пленяет своей эмоциональностью, чарующей напевностью. «Казачье народное творчество – мудрость, накопленная веками. Специалисты  отзываются о  казачьем фольклоре не иначе, как о богатейшем кладезе  для  творчества, источнике высочайшего  вдохновения. В нем вся жизнь народа, его боли и радости, думы  о будущем,» -  писал Владимир Шалыгин  в своей работе "Мой край родной, казачий".  Именно поэтому произведения писателей Дона немыслимы без фольклорных мотивов. К сожалению,   невозможно в рамках одной исследовательской работы  рассмотреть творчество нескольких писателей.  Мы остановили свой выбор на произведении великого Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Это крупнейший в ХХ веке эпический роман. В нём художник открыл не только собственное сердце, но и сердца, умы, души, опыт всех людей, о которых он пишет. "Тихий Дон" выхвачен из океана народной жизни во всей естественности и независимости, как жизнь степи, гор, колыхание лесов, движение облаков, звучание народных казацких песен.

М. А. Шолохова я открыла для себя в этом году. Мы привыкли, что открытия бывают в науке, технике, но я думаю, и в литературе они встречаются на каждом шагу. В любом писателе человек находит для себя что-то близкое своему миропониманию. И Шолохов стал для меня таким открытием. Мне очень полюбился «Тихий Дон». Жизнь донского казачества описана в романе так ярко, с такими подробностями, что просто удивляешься, как много можно для себя открыть, прочитав лишь одно произведение.

Читая страницы романа, я обратила внимание на то, как часто Шолохов обращается к песне. Песни народа и печальные, и озорные, и величественные, и поэтичные "звучат" на протяжении всего романа. Мы решили изучить этот вопрос и выяснить, с какой целью писатель вводит в роман народные песни.

Поэтому, начиная работу, мы поставили перед собой цель:

– раскрыть отношение М. А. Шолохова к казачьему песенному фольклору и  исследовать роль народных песен в создании художественного мира романа-эпопеи «Тихий Дон».

Эта цель обусловила постановку следующих задач:

- проанализировать многообразие видов казачьих песен в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»;

- выявить роль народных казачьих песен в романе;

- сделать вывод о том, как сказалось влияние казачьего песенного фольклора на создание художественного мира эпопеи «Тихий Дон».

Гипотеза: в ходе работы мы предположили, что народные казачьи песни - важный компонент «Тихого Дона», они служат раскрытию главных образов романа и событий.

Актуальность: тема исследовательской работы не случайна. Её выбор – следствие моего глубокого интереса к творчеству Шолохова. Также одной из причин, побудивших меня обратиться к этой теме, является ​​ возрастающий в последние годы интерес к песенному наследию Донского края и его литературы.

Новизна: тема народной песни в творчестве Шолохова мало исследована и поэтому представляет интерес.

Объект исследования: роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Предмет исследования: народная песня в романе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материал на уроках литературы, во внеурочной деятельности, спецкурсах по литературе.

Изучение данного вопроса я начала со знакомства с биографическими сведениями о писателе и закончила  статьями о мировом значении романа «Тихий Дон». Прочла об  истории создания произведения, о том, как отреагировала общественность на  появление романа, а также о мнении критиков, историков и литературоведов.










Глава 1

1.1Место и роль народной песни в художественном мире романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Всю свою жизнь  М.А.Шолохов писал о людях, которые живут на Донской земле, - о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Веселые и грустные – эти песни всегда были с писателем. А когда было настроение, и сам пел, искусно выводя мелодию. Писатель сохранил для нас яркость и точность казачьей песни, ее образность, показал житейскую мудрость этого народа, описал его обычаи и нравы. Благодаря таланту автора, читатель начинает любить этот край, даже если никогда не был на Дону, и населяющих его людей. «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им..»,- признавался сам М.Шолохов.

Работая над «Тихим Доном», Шолохов обращался к фольклору, прежде всего – к казачьей песне. Каждая песня, упоминаемая в романе, ярче отражает душевное состояние героев, сложившуюся ситуацию или обстановку. Песня у Михаила Александровича – это не просто эмоциональная окраска сюжета, но и его смысловое насыщение. В ней и ярко выраженные боевые традиции донского казачества, и мотивы самоотверженной борьбы за свободу, и поэзия неповторимой донской природы. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние.  Остановились ли казаки на привале или отдыхают во время работы в поле, собрались на вечернее гуляние или свадьбе – всюду песня. Она вместе с героями в радости и горе, помогает выразить самое сокровенное, о чем нельзя сказать словами. Застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Каждый казак знал более тысячи песен. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье.

Песню любит автор, любят и его герои. Невозможно понять духовный мир казаков без народного творчества. Наряду с отзывчивостью, моральной чистотой, на хуторе Татарском ценят в человеке способность «играть песню», душою откликаться на неё. Сложилась несчастливо супружеская жизнь Степана и Аксиньи Астаховых – и лишь задушевная песня в лад растапливала лёд отчуждения между ними. Недолюбливал простых казаков, преследовал вольнодумцев офицер Листницкий. А когда случалось слушать «несказанно печальную» казачью песню, «чувствовал, что и его властно волнует искренняя печаль песни… чувствовал, что слёзы увлажняют ему глаза, остро и сладко режут веки».
И через эти песни мы понимаем, как казаки любят свой край, как они воспевают его красоту. Именно через нее в романе рисуется образ Дона, образ не только величественной реки, но и земли, которую издавна заселили казаки. Дон – река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для очень многих народов. В непогоду же он становится опасным; в старых казачьих песнях он то "чистехонек", то "мутен" – и в этом образе-символе заключено главное внутреннее противоречие, присущее казачеству; оно соединяет в себе самую мирный и созидательный труд – землепашество – с военной подготовкой, постоянной готовностью к войне. Исторически сложилось, что из казаков происходят самые рьяные русские бунтари и, наоборот, люди, жестоко подавляющие бунты (вспомнить хотя бы Емельяна Пугачева и царские казачьи сотни). 

Само название романа «Тихий Дон» пришло автору из старинной казачьей песни: «Ой ты, наш батюшка тихий Дон!»:

Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?

Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.

В старинной  казачьей  песне, взятой автором эпиграфом к роману, предваряется рассказ о противоестественной, братоубийственной войне, о гибели казачьих родов, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь, не тем засеяна, не тем полита и не тот урожай собран будет:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...

         Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

        А засеяна славная землюшка казацкими головами,

       Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

       Цветен  наш батюшка тихий  Дон  сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими ,

материнскими слезами.

В  «Тихом Доне»  встречается 34 текста песен. Чаще всего в романе это даже не песня целиком, а отдельные отрывки. Но от этого мелодия произведения не теряет своей красоты и самобытности. Иногда и слов нет, но песня присутствует. Читатель слышит тоненький голосок Дуняши, поющей вечером после покоса, представляет Степана и Аксинью Астаховых, которые слаженно выводят мелодию.

В первых главах романа Шолохов даёт широкую картину жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Мы погружаемся в трудовую жизнь семьи Мелеховых, нас охватывает чувство наслаждения и счастья: рыбная ловля, сенокос, семейные сборы Петра в военный лагерь на службу. В начале романа - свои ритмы.  Ритмы безмятежности и покоя.  И песни мирные, безмятежные:

- Колода-дуда, иде ж ты была?

-Коней стерегла.

- Чего выстерегла?

- Коня с седлом, с золотым махром…

Но и эта колыбельная, которую в начале романа поет Дарья своему ребенку, не только подчеркивает детали семейного быта, но и пророчески предсказывает будущее. Героическое начало, проникающее в такую сугубо мирную песню, призвано с младенческих лет воспитывать казака-воина.

А какие проводы на службу без песен?

…-Степан!

- А?

-…на! Давай служивскую заиграем?

Степан откидывает голову, - прокашлявшись, заводит низким звучным голосом:

Эх ты, зоренька - зарница

Рано на небо взошла…

Молодая, вот она, бабёнка

Поздно поводу пошла…

Здесь писатель приводит слова любовной песни : «Эх ты, зоренька – зарница». Она отвечает думам, настроениям казаков, только что покинувших жен, любушек. Шолохов подробно рисует эту сцену: мы слышим голоса поющих, видим мимику, понимаем их душевное состояние. Писатель мастерски передает, как «дишканит» низким звучным голосом Степан, как «по-бабьи тонко» подхватывает Томилин, как «ревет» Христоня. Но казаки не привыкли долго печалиться и быстро переходят от грустной мелодии к веселой плясовой:

Не садися возле меня,

Не садися возле меня…

А я роду не простого,

Не простого – воровского…

Вихри времени пронеслись над домом семьи Мелеховых, сорвали крышу, разметали людей, навсегда, невосстановимо разрушили прежний порядок. И совсем другие песни,  полные скорби и печали,  звучат вдали от родного дома, родных и близких сердцу людей:

Поехал казак на чужбину далёку

На добром своём коне вороном,

Свою он краину навеки покинул…

Печальные песни поют казаки на войне, но ещё грустнее звучат песни женщин-казачек:

…Как мой милый на войне, сам он пушку заряжает, сам думает обо мне…

 …Как пришло письмо, да с печатью, то мой милый убит.

 Ой, убит, убит мой милёночек,

Под кустиком лежит…
Используя казацкие песни, автор раскрывает кульминационные моменты романа, помогает лучше понять его героев. В этих исторических событиях меняются судьбы героев романа, но, используя старинные казачьи песни, автор выражает свою любовь к землякам, гордость за них:

     …Но и горд наш Дон, тихий Дон,наш батюшка -

    Басурманину он не кланялся, у Москвы, как жить, не спрашивался.

    А с Туретчиной - ох, да по потылице шашкой острою век здоровался…

    А из года в год степь донская, наша матушка,

    За пречистую мать богородицу, да за веру свою православную,

   Да за вольный Дон, что волной шумит, в бой звала со супостатами…








Глава 2. Донские казачьи песни как способ раскрытия образов героев в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

2.1 Обрядовые песни в романе


  Шолохов с любовью описывает традиции и обряды, суеверия и предания казачьей старины, которые и определяют самобытные характеры и Григория Мелехова, и Степана Астахова, и Пантелея Прокофьевича, и Мирона Григорьевича, и Христони, и многих других героев романа. 
Большое место в композиции первой части романа занимает женитьба Григория: сватовство, сговор и сама свадьба после венчания. В критике довольно долго держалось мнение, что Шолохов, описывая свадебный обряд, подчеркивает невежество казачества, грубость его нравов. Трудно согласиться с подобным мнением, потому что при внимательном прочтении романа, ничего подобного мы не находим. 
Григорий охотно женится на Наталье. Если бы Пантелей Прокофьевич женил его на «Марфушке-дурочке», то Григорию это не пришлось бы по душе, а Наталья понравилась ему: «и подумал: «хороша» — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня». После этой встречи Григорий предложил Аксинье «прикончить эту историю», то есть любовную связь. 
Свадьба со всеми обрядами — одна из красочных картин мирной жизни донского казачества. Здесь много поэтичности, юмора, бесшабашного разгула. На этих страницах Шолохов особенно часто пользуется фольклорными средствами, чтобы обрисовать психологический облик казачества. Не только все традиции этого древнего обряда с удивительной точностью описывает Шолохов: «Кладка должна быть! У ней своего наряду сундуки, а ты мне-е-е уважь, ежли по сердцу она вам пришлась!..» 
Кладка — это выкуп за невесту в виде определенного набора одежды, которую обязаны были предоставить родители жениха. Наряду с обычаями писатель показывает суеверия и приметы, связанные со свадьбой: «…выступила Василиса, ерзая по табурету (ее колол украденный и сунутый под кофту веник: по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа». 
А вот и сама свадьба. Шутки, прибаутки, пословицы, поговорки то и дело расцвечивают и без того яркую речь казаков, готовящихся к свадьбе. Все они празднично одеты, с веселым настроением собираются ехать за невестой. У Петра «под пшеничными усами постоянная твердая усмешка». Он не отходит от жениха. Видно, не раз уже ему приходилось быть на свадьбах, и он хорошо знает все обряды, присловья, задорной шуткой старается поддержать оробевшего Григория. 
И дальнейшее описание обрядов венчания и свадебного застолья Шолохов насытил песнями, пляской, юмором. Мы не встречаем в романе традиционных величальных песен. Следуя композиционной скупости изображения свадебного обряда, автор приводит две семейные песни и то не целиком, а в отрывках:

Вот и речка, вот и мост,

Через речку перевоз…

А кто ба нам поднес,

Мы бы вы-пи-ли.  
Характер исполнения подчеркнуто непоэтичный: Христоня «грохотал», в спальне «сплошной бабий визг», чей-то старческий голосок был «дребезжащий, как обруч на бочке». Описание такого нестройного пения, видимо, предсказывает несчастливый брак.
С одной стороны, по некоторым фразам можно подумать, что Мелехов не хотел жениться на Наталье: «Хмурясь, Григорий целовал пресные губы жены, водил по сторонам затравленным взглядом…» Но здесь, скорее, боязнь нового положения («Отгулялся, отгулялся…»), чем сознательное и открытое неприятие будущей жены. Ведь поначалу он искренне старался наладить семейную жизнь и лишь спустя некоторое время осознает, что не в силах забыть Аксинью, что его казавшееся пустяковым увлечение переросло в нечто большее. 
Так или иначе, сцена свадьбы примечательна во всех отношениях. С одной стороны, здесь показана народная жизнь, обряды, традиции, обычаи коренного донского казачества, и показаны они отнюдь не в сатирическом плане. С другой стороны, это своеобразный переломный момент в судьбе Григория. Именно здесь начинается «любовный треугольник» между ним, Натальей и Аксиньей, который пройдет через весь роман и завершится лишь со смертью обеих соперниц. Здесь начинаются мучительные поиски Григорием Мелеховым своего пути: сначала в личной, а потом и в общественной жизни.


2.2 Военные песни в романе

По - другому звучат военные песни. Казак – это прежде всего воин, для него военная служба – это жизнь, честь. И потому в песнях, сопровождающих казаков на войне, слышится готовность постоять за свое Отечество, за веру.

Песни военной тематики охватывают все моменты службы казака, начиная с его сборов, призыва, проводов на службу. В них описываются походы, сражения, тяготы военной службы, победы, поражения, ранения, смерть на поле боя, тоска по родному краю и возвращение в родные места. К военно-бытовым относятся и песни, посвященные душечке, - добру коню. Большое и почетное место в казачьем фольклоре отводится боевому коню, верному спутнику.

М. А. Шолохов в романе приводит казачью песню, ставшую своеобразным лейтмотивом только что начавшейся Первой мировой войны:

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв монарха он.

Это начало гимна Всевеликого Войска Донского, написанного Ф. И. Анисимовым в 1853 году. В то же время в воинских частях слышатся песни другого содержания:

Девица красная, щуку я поймала…

Нескромная песня, бойкое исполнение помогают казакам скрыть под напускной веселостью свои подлинные чувства: всю горечь разлуки с мирной жизнью, с мирным трудом. Донской гимн и противопоставленная ему непристойная песня особо оттеняют настроение казаков во время ухода на войну.

Казачьи песни ритмичны. Это связано, прежде всего, с историей русского казачества, которое было призвано оборонять родную землю и по роду службы постоянно находилось в движении. Пелись казачьи лихие песни чаще всего верхом на коне, под звон копыт, а протяжно-лирические – ночью на отдыхе у костра. Шолохов подробно описал одну такую грустную песню, пронизанную тоской по дому, по возлюбленной. В песне говорится о том, как «поехал казак на чужбину далеку» и сразила его там смерть:

Напрасно казачка его молодая

Все утро и вечер на север смотрит.

Все ждет она, поджидает – с далекого края

Когда ж ее милый казак-душа прилетит.

Повествуя о смерти казака на чужбине, голоса продолжают «нехитрую повесть» казацкой жизни, и «тенор-подголосок трепещет жаворонком над апрельской талой землей». Сравнение тенора с жаворонком усиливает для читателя яркость исполнения. Весь хор «хлопочет» над песней, «хмелеет» от ее скорбных слов.

Шолохов в своем описании исполнения песни отмечает не только характерные признаки каждого голоса, но и подчеркивает нарастающую силу песни в зависимости от смысла отдельных частей произведения.

Таким образом, летний ночной пейзаж, голоса, так ясно звучащие, слаженный хор – все тут является прекрасным орнаментом, делающим песню предельно слышимой. По содержанию, по настроению, которое она создает, ее можно считать прологом к тяжелым событиям, пришедшим на Дон с первой империалистической войной.

В 1916 году сложилась тяжелая обстановка для русской армии на всех фронтах: она терпела поражения, а это оказывало влияние на дух войск. Казаки стали тоже не те, что были раньше. Они болезненно реагировали на вынужденное сидение в окопах. Недовольство, усталость преобладали в их настроениях. Даже песни и те «были новые, рожденные войной, окрашенные черной безрадостностью»:

Просвистела пуля свинцовая,
Поразила грудь она мою… как
Пришло письмо, да с печалью,
Что милый мой убит…

Чаще всего на фронте можно было слышать в это время «тоскливую, несказанно грустную» песню:

Ой, да разродимая моя сторонка,

Не увижу больше я тебя.

Не увижу, голос не услышу

На утренней зорьке в саду соловья.

А ты, разродимая моя мамаша,

Не печалься дюже обо мне.

Ведь не все же, моя дорогая,

Умирают на войне.

Она пользовалась среди казаков большой любовью, так как в ней жила безысходная грусть по родной стороне, что соответствовало настроениям казаков и выражало их сокровенные думы. По красоте исполнения эта песня не уступает другим. Так изливается душа казака, которого измучила война.

2.3. Роль песенных эпизодов в раскрытии образа Григория Мелехова.


Используя казацкие песни, автор раскрывает кульминационные моменты романа, помогает лучше понять его героев. Одним из основных героев является Григорий Мелехов.

Многим героям «Тихого Дона» свойственно мастерское исполнение песни, эмоционально чуткое её восприятие. Голосисто, складно  «играют» песни Степан и Аксинья Астаховы. В самом начале романа Степан говорит Петру Мелехову: «Ну, заводи. Да ты не мастак. Эх, Гришка ваш славно дишканит!» После такой характеристики может показаться странным, что  в романе Григорий ни разу не поёт, хотя песня сопровождает его на протяжении всего романа. Но в этом, наверняка, кроется авторский замысел. Самому себе Григорий признаётся: «…высох мой голос, и песни жизнь обрезала».

Многие песни, включенные в роман-эпопею, М.А.Шолохов использует как концентрированно выраженное народное сознание. Они помогают не только понять чувства и настроения Григория на разных этапах его исканий, но и  чаяния казаков, разделяющих его судьбу.

Григорий Мелехов - это талантливый, пламенно - живой характер, выхваченный из самых глубин русской народной жизни начала двадцатого века. Он впитал в себя то, чем жив был в течение веков народ русский, чем сильна была одна из ветвей народа - свободолюбивое и независимое казачество. Григорий — человек со своими представлениями о жизни, и надвигающиеся перемены, связанные с революцией и гражданской войной, вызывают у него мучительные раздумья: кто прав? чью сторону выбрать? по какой дороге пойти?

Обращаясь к песне «Ой как на реке было, братцы, на Камышинке…» писатель достигает предельного драматизма в раскрытии сложной судьбы и характера героя романа. Вместе с разбитыми «в бесславной борьбе против русского народа» потомкам вольных казаков, «некогда бесстрашно громивших царские рати», Григорий Мелехов отступает на юг, к морю. Он тяжело болен, временами теряет сознание, воспринимает паническое бегство, позорное отступление казаков как нечто нереальное и, уходя «от всего этого крикливого, шумного мира», принимает беспамятство как облегчение. Именно в это время он слышит взлетевшую в ночи над притихшей чёрной степью пережившую века песню. Мощно поднятая сотнями голосов, она «из темноты издалека плыла, ширилась просторная, как Дон в половодье»:

Они думали всё думушку единую:

Уж как лето проходит, лето тёплое,

А зима застаёт, братцы, холодная.

Как и где-то нам, братцы, зимовать будем?

На Яик нам идтить,- переход велик,

А на Волге ходить нам, -все ворами слыть,

Под Казань – град идтить, - да там царь стоит,

Как грозный – то царь, Иван Васильевич…

Григорий не только слышит эту «могучую песню». Подавляя «внезапно нахлынувшие рыдания», «глотая слёзы», он впервые в романе со всеми казаками хочет выпеть эту песню: «…он жадно ждал, когда запевала начнёт, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова:

Атаман у них – Ермак, сын Тимофеевич,

Есаул у них – Асташка сын Лаврентьевич…»

Может быть, именно в это время, беззвучно нашёптывая о том, как вольные казаки «думали всё думушку единую», как трудно выбирали верный «переход», Григорий задумывается над необходимостью перемен и в своей жизни, над выбором единственно верного пути, над судьбой своей родины и всего народа. Именно после этой песенной ситуации Григорий отказывается покинуть родину.

Песня характеризует главного героя. Многие включённые в роман походные песни, отразившие судьбы донского казачества, Григорий не только не поёт, но даже не является свидетелем их исполнения. Однако выраженные в них чувства и настроения писатель использует и для характеристики центрального героя романа.

«Сколько раз боевой конь, круто повернувшись, взрыв копытом землю возле родимого крыльца, нес его по щляхам и степному бездорожью на фронт, туда, где черпая смерть лихих казаков, где, по словам казачьей песни, «страх и горе каждый день, каждый час», - а вот никогда Григорий не покидал хутора с таким тяжёлым сердцем, как в это ласковое утро». В этот раз, «томимый неясными предчувствиями, гнетущей тревогой и тоской», он оглянулся и в последний раз увидел Наталью – «свежий предутренний ветерок рвал из рук её чёрную траурную косынку».

Однажды уже сквозь сон он слышит слова песни «Надоела ты нам, службица, надоскучила. Добрых конников ты наших призамучила…» - и не только мысленно повторял их, впадая в забытье, но и видит скверный сон, испытывает в нём такой страх, какой «сроду в жизни не испытывал».

Интересно, что и содержание, и смысловая тональность песни совпадают с виденным и пережитым Григорием во сне разгромом казаков.

Этим переживаниям Григория близка и песня, которую он слышит вскоре после гибели Натальи, возвращаясь с родного хутора на фронт:

Как по той-то было по дороженьке

Никто пеш не хаживал…

Ни пешего, ни конного следа допреть не было.

Проходил по дороженьке казачий полк.

За полком – то бежит душа – добрый конь.

Он черкесское седельце на боку несёт.

А тесмяная уздечка на правом ухе висит,

Шелковы поводьица ноги путают.

За ним гонит млад донской казак,

Он кричит – то своему коню верному:

«Ты постой, погоди, душа – верный конь,

Не покинь ты меня одинокого,

Без тебя не уйтить от чеченцев злых…»

Песня «разливалась», потекла величаво, раздольно и грустно». Молодые казаки пели чистыми, хорошими голосами, «ласковый тенорок до конца рассказывал в песне про участь оплошавшего на войне казака». И Григорию «не захотелось своим появлением прерывать песенников». Очарованный пением, он ничего не слышал вокруг, и участь героя песни вызывала раздумье о самом себе, о своей горькой и одинокой судьбе. В песне этой та же психологическая ситуация, в которой не раз оказывался Григорий Мелехов. Писатель выражал это в символике тяжких снов героя, когда полк уходил в атаку без него, когда Григорий оставался в одиночестве, когда он шёл, покинутый всеми, по выжженной суховеем степи, видел следы некованых конских копыт, но «шагов своих не слышал, от этого подступал страх…»

Шолохов показал, как откликается на песню душа Григория. Песня подвигает героя к раздумьям и оценке своей жизни. Именно песенные эпизоды романа акцентируют внимание на духовном росте Григория Мелехова.


2.4. Связь лирических героин казачьих песен с женскими образами «Тихого Дона»


Немало внимания автор уделил женской, бабьей песне. Нелегкая доля у казачек. В их  жизни больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья. Шолохов с потрясающим мастерством нарисовал образы простых женщин - казачек. Их судьба не может не  волновать: заряжаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь.

Вот как автор описывает бабье пение: «Старшая сноха, вдовая Марья... веснушчатая, но ладная казачка, заводила низким, славившимся на весь хутор, почти мужским по силе и густоте голосом:

Да никто ж так не страдает...

Остальные подхватывают и вместе с ней в три голоса искусно прядут эту бабью, горькую, наивно-жалующуюся песню:

...Как мой милый на войне,

Сам он пушку заряжает,

Сам думает обо мне...

...Как пришло письмо, да с печатью,

Что милый мой убит,

Ой, убит, убит, мой миленочек,

Под кустиком лежит...

Марья.... вела низким голосом:

А и кудри его, кудри русы,

Их ветер разметал,

А и глазки его, глазки карие,

Черный ворон выклевал».

Обращение к песне как живительному источнику народной мудрости позволило автору донести до читателя на психологическом уровне идею безнравственности любых войн и революций, разрушающих привычный семейный уклад, переполняющих Дон вдовьими слезами.

...Плавно течет казачья река Дон.  Шелестят под ветром вековые вербы. Парит в вершине орел. И где-то вдалеке слышна песня:

Не для меня придет весна,

Не для меня Дон разольется.

Там сердце девичье  забьется

С восторгом чувств не для меня...

М. А. Шолохов, очевидно, не случайно последней вводит в роман песню «Тега-тега, гуси серые, домой…». Эта песня не только отражает состояние женской тоски. Она важна для романа еще и оттого, что является «круговой», бесконечной. Песня в очередной раз замкнула жизненный круг, в который вошли и тысячи безымянных песенных героев, и Григорий с Аксиньей, и бесконечное множество судеб многих людей.














Заключение

По многообразию фольклорных богатств «Тихий Дон» — явление уникальное в литературе не только русской, но и мировой. Пожалуй, не назовешь другого произведения, где столь же мощно были бы представлены глубинные пласты крестьянской культуры и народного поэтического творчества. Роман "Тихий Дон" - это целая галерея образов, покоряющих мастерством пластичного изображения. В романе яркой конвою протекают казацкие народные песни, помогая ближе понять характеры героев романа, события. Герои его поют лирические, исторические, бытовые, походные, комические песни. И всегда это к месту, всегда там, где нужно. Образы донского фольклора органически входят в текст, украшают его, делают еще более художественным и исторически достоверным. Историчность донской песни не только в правдивом описании значительных событий, но и в картинах жизни обыденной. Она рассказывает о нравах и правилах жизни, о культуре и обиходе народа, о тех нравственных законах, по которым слагается человеческая жизнь. Эти правила чисты и прекрасны: верность,

братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, правдивость, смелость -

вот что извечно воспевал народ. Зависть, корысть, трусость, лень, ложь - вот что судил высшей мерой Шолохов. «Песня - это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды», - говорил М.А.Шолохов.

Михаил Александрович дает поэтически яркие и в то же время этнографически точные описания обрядов: проводов казака на службу, прощания с Доном, похоронного и свадебного. Богатый подбор казачьих песен, то, как автор включил их в произведение, придает роману музыкальность.

Обобщая всё сказанное, мы можем утверждать, что частое прямое и косвенное цитирование казачьей песни в «Тихом Доне» указывает на важность ее в произведении, в художественном мышлении автора. Она является неотъемлемой частью русского сознания, души и становится одной из главных составляющих эпического полотна романа. Песни предсказывают, объясняют и предвещают жизнь и путь шолоховских героев, сподвигают их к раздумьям и оценке своей жизни.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута: нам удалось обосновать роль народных казачьих песен в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Благодаря использованию разных форм и методов научного исследования (работа с текстом художественного произведения, с дополнительной литературой по теме, комплексный анализ отдельных эпизодов), удалось решить все поставленные задачи.

Песни донских казаков пользуются большой популярностью и поныне, да не только в России. В 2001 году состоялась премьера документального фильма "Звуки земного шара". Впервые фильм показали на национальном японском канале. В фильме звучала песня под названием "Цветы". Рождение песни непосредственно связано с Россией. Композитор и исполнитель этой песни Пит Сигер, читая роман Михаила Шолохова "Тихий Дон", 45 лет назад записал в блокнот слова песни, которую слышал Григорий Мелехов накануне отправки на войну. Под впечатлением стариной казачьей песни Пит Сигер сочинил песню, призывающую к отказу от войн. И эту, когда-то старинную казачью песню с Дона, исполняли Джон Баэз, Марлен Дитрих и многие другие звёзды с мировым именем. Так, благодаря роману М. Шолохова "Тихий Дон" старинная казацкая песня облетела земной шар и звучит в наше время далеко от донских степей.







Список использованной литературы

  1. Желтова Н. Ю. Стихия народной песни в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» //Литература в школе. – 2004. - №9

  2. Листопадов А. Песни донских казаков. – Музгиз, 1954

  3. Народная устная поэзия Дона. – Ростов н/Д., 1963

  4. Песни над Доном: Сборник/Сост. И. Я. Рокачев-Вешенский. - Ростов н/Д., 1980

  5. Шолохов М. А. Тихий Дон. – М., 1980








2