НАРОДНЫЕ ИГРЫ СМОЛЕНСКОГО КРАЯ
Подготовила: Тимофеева И. М.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 65 «Дюймовочка» г. Смоленска
Игра для ребёнка – это способ познания мира. А познание – это мышление, восприятие, усвоение родного языка. Именно родного, потому что только родное слово способно отозваться в сердце человека (и это научно доказанный факт). Ведь ещё в утробе матери ребёнок слышит её голос и воспринимает этот мир через звуки.
Для любого ребёнка, особенно в раннем возрасте, важно ощущение, восприятие, представление. А значит действие и слово – вот главные составляющие развития интеллекта. Всё это есть в игре. Более того, любая народная игра – это сочетание слова и действия.
Народная песня, народная игра, народная культура в целом воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает познавать им мир. Это не пустые слова, это доказано самой жизнью.
Филин и пташки
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Дополнительно:
- дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении;
- птицы улетают в гнездо по сигналу, или когда филин поймает одну из них.
Горелки
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, Гляди на поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
После последних слов участники, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Дополнительно:
- горелка не должен оглядываться;
- он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Ляпка
Выбирают одного из играющих, который будет водящим, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» - «У тетки». – «Что ел?» – «Клёцки». – «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
Дополнительно:
- водящий не должен преследовать одного и того же игрока;
- участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
Заря
Участники игры встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих, который «заря» – ходит сзади с лентой и говорит:
«Заря-зарница, Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
– За водой пошла».
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Дополнительно:
- бегущие не должны пересекать круг;
- играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача состоит в том, чтобы поймать как можно больше «плавающих» рыб, то есть остальных игроков. Задача рыб такова: не попасться в невод. Если же рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Дополнительно:
- рыбки не имеют права «рвать» невод, то есть расцеплять руки у водящих.
Венок
По повериям считалось: если ты хочешь, чтобы русалки не навредили человеку, их надо задобрить. Девушки из берёзовых веток плели веночки, украшали берёзу лентами, водили вокруг неё хороводы, играли в народные игры. Двое участников с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные участники цепочкой проходят в ворота и поют: «Берёзка девочек кричала, к себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, берёзка, не согнём
На тебе веночки не завьём.
- Я к вам, девушки, сама согнусь,
Завьёте венки зелёные
- Станете весь год весёлые».
Участники, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «холодно». Кто первый найдёт венок, забирает его себе.
Дядя Трифон
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
«У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
При последних словах все участники начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Дополнительно:
- при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Горшки
Вариант I:
Участников помладше сажают в кружок и назначают «горшками». Ребята постарше становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки. Выбранный считалкой водящий – «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведёт с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает:
«Кум, (или кума), не продашь ли горшок?».
«Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит:
«На продажу не держу!»
Тогда водящий идёт к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель»: «Кум, (или кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим. Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль.
Вариант II:
Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим – «покупателем». Можно «назначить горшками» и неодушевленные предметы: дерево, куст, нарисованный на земле небольшой круг.
Дополнительно:
- участники могут быть разных возрастов.
Ручеёк
Играющие, обычно юноша и девушка, встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный «коридор». Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра.
Дополнительно:
- ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры;
- это мудрая и крайне многозначительная игра