Сценарий
тематического классного часа
преподавателя МБУ ДО «Унечская детская школа искусств»
Приваловой Зои Николаевны.
Тема: «Народные инструменты в творчестве композиторов»
Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы узнаем много интересного, зайдем в гости к великим композиторам, а так же вы продемонстрируете свои знания, умения, приобретённые за годы обучения.
Весь материал этого классного часа вы искали самостоятельно, в разных источниках информации. Была проделана огромная работа, вы узнали много нового и интересного, приобрели новые знания, способствующие вам в дальнейшем самостоятельно воспринимать и оценивать их.
Ведущий 1: мир музыки огромен. В нём и жемчужные россыпи фольклора от древнейших времён до наших дней, и творения гениальных композиторов всех веков и народов, и многообразие жанров и видов музыки: (Слайд 2)вокальной и инструментальной, оперной, балетной и симфонической, бытового романса и современной массовой песни и т.д. Всё это богатство полностью доступно народу. И нам остаётся только научиться разумно, пользоваться всем этим богатством.
Будет непростительной ошибкой подменять наслаждение музыкой желанием развлечься, рассеять скуку. Искусство существует не для отвлечения от будничных забот, оно является совершенно необходимым условием достойного человеческого существования. Как сказал поэт Н. Заболоцкий, «душа обязана трудиться».
Научиться осмысленно, воспринимать музыку может каждый. Д.Д. Шостакович говорил, «что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».
Область народной музыки ещё изучена недостаточно. И знакомясь более подробно с её прошлым и настоящим, мы можем найти много поучительного, сделаем для себя интересные открытия.
Ведущий 2: идейную направленность русского искусства первой половины XIX в. определили два важных события – Отечественная война 1812г. и восстание декабристов 1825г. Они вызвали проявление горячих чувств патриотизма, небывалый рост гражданского самосознания, стремление к свободе и независимости. Огромное влияние на музыку оказало и творчество А.С. Пушкина. Намного углубилось понимание народности в музыке. (Слайд3) Наверное, уже все мы знаем, что также великие русские композиторы как М.И. Глинка, Н.А. Римский – Корсаков, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, (Слайд 4) А.П. Бородин, М. Балакирев, Ц. Кюи, А. Даргомыжский обращались к народной песне, к народным творениям. Их притягивала мелодичность, задушевность, лиричность песен народа. Композиторы делали обработку, аранжировку народных песен, применяя их в своём творчестве.
Ведущий 1: (Слайд 5) основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка - великий русский композитор.
Музыка Глинки вся пронизана народной песенностью, она была для него источником вдохновения.
Он любил русскую музыку, русскую песню. М.И. Глинка говорил, что «создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
Музыкальная иллюстрация: фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Ведущий 2: великий писатель А.М. Горький говорил, что «русская песня – русская история», а история русского народа это яркие, волнующие страницы его героической борьбы за свою независимость, самобытную культуру, неустанного труда, великой творческой мысли. И если мы знаем историю нашего народа, то нам легче будет понять и его искусство.
Ведущий 1: испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания. Они нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах не только песенного, но и инструментального искусства. Многие поколения безвестных мастеров самоучек создавали и совершенствовали музыкальные инструменты, в которых запечатлелись эстетические и этические представления народа, его мироощущение. До наших дней дошли струнные щипковые инструменты (гусли, балалайка), смычковые (скрипка), духовые (сопели, свирель, рожок, дудочка), ударные инструменты (барабан, бубен).
Ведущий 2: на Руси было развито так называемое коллективное инструментальное музицирование. (Слайд 6) Но всё же основными носителями народной инструментальной музыки были скоморохи. Скоморох - это артист. Он и плясун, и акробат, и актёр, и дрессировщик животных, он и певец, и сказитель этических произведений. Он и жонглёр, и фокусник. То есть у них специализация нередко сочеталась с универсальностью.
Немало было музыкантов – игроков на домрах, на гудках, трубах, бубнах, волынках, гуслях.
Инструментальные ансамбли скоморохов часто звучали на улицах и площадях, перекрёстках дорог и в домах. Скоморохи были непременными участниками шумных народных гуляний, различного рода обрядов и ритуалов.
Ведущий 1: инструментальная музыка на домрах, гуслях, волынках, гудках – была глубоко враждебна русскому духовенству. Так как своими песнями, прибаутками, «скоморошинами», скоморохи отвлекали народ от церкви. Они смело, едко высмеивали и бичевали пороки церковников, уродливые стороны. Это было, по сути, своей своеобразной антирелигиозной пропагандой, проводимой скоморохами среди широких народных масс.
Духовенство поддерживала светская власть в жестоких гонениях на скоморохов. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов, в которых говорилось, что где объявятся домры, сурны, гусли, гудки, то их «бесовские игры» ломать и жечь. Непокорных предписывалось нещадно бить батогами, арестовать, отправлять в ссылку.
Это борьба особенно усиливается к середине XVII столетия, когда в России вспыхнули многочисленные восстания беднейших слоёв населения.
Ведущий 2: русские народные инструменты: гусли звончатые, певучие домры, задорные балалайки, лирические гармоники, тесно связанные с русской природой, с историей русского народа.
Почти каждый из инструментов овеян старинной красотой и преданиями.
(Слайд 7) Жалейки – это голос самой природы. Рожки, рожечники – под их зов начиналось представление с животными.
Музыкальная иллюстрация: звучание инструментов.
Обучающийся Крысь Егор: самым древним инструментом являются гусли. Первые сведения о них относятся к VI в. Воспеватели народных песен – гусли, сказители – гусляры. Гусли прошли большой путь преобразований и изменений. (Слайд 8) В наше время существуют гусли трех видов: клавишные, щипковые, звончатые. В оркестре для украшения звучания, отображения какого – либо эпизода вводятся гусли. Впервые в оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинка вводит гусли – звончатые. Образ народного певца – гусляра Баяна, партия, которая написана в характере былинного повествования и воссоздаёт звучание гуслей звончатых, переносит слушателей в далекое прошлое, когда певцы – гусляры были едва ли не единственными выразителями дум и чаяний народа.
Музыкальная иллюстрация: песня Баяна «Дела давно минувших дней…»
Н.А. Римский – Корсаков вводит звучание гуслей в оперу «Садко». Здесь гуслям народ приписывал волшебную силу, она была подстать богатырской и это была сила искусства.
Музыкальная иллюстрация: песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».
Гусли вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.
Ведущий 1: повышение общественного интереса к русской народной музыке способствовало развитию народного инструментального искусства. (Слайд 9) Своим расцветом оно во многом обязано деятельности выдающегося музыканта, дирижера, виртуоза – балалаечника, организатора Первого великорусского оркестра В.В. Андреева. Начало его творчества, нашедшего понимание и поддержку прогрессивно настроенных слоёв русского общества, относится к 80-м годам XIX века. Изучив выразительные возможности русских народных инструментов, Андреев пришёл к выводу, что рост народного инструментального исполнительства во многом тормозится несовершенством их конструкции. Прежде всего, он решил усовершенствовать балалайку.
Обучающийся Денисенко Савелий: (Слайд 10) Балалайка – типично русский, оригинальный и в то же время простой по устройству струнный щипковый русский народный инструмент. Появление балалаек относится к концу 17 начала 18 века. Усовершенствована В.В. Андреевым.
(Слайд 11) Андреев создал сначала кружок балалаечников. Затем появился целый состав оркестра балалаек, куда вошло целое семейство балалаек: дисканты, примы, тенора, альты, бас и контрабас. Первый концерт ансамбля балалаечников имел большой успех. Исполнялись русские народные песни в обработке Андреева.
Постепенно популярность в России была завоевана. «Андреевцев» встречало горячее признание любителей игры на балалайках. Композитор А. Рубинштейн горячо поздравил Андреева после концерта в Тифлисе: «Я невероятно удивлён. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что – либо новое вообще, а в сфере музыки в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич!»
Доброе слово всегда окрыляет. Андреев работал с большим подъёмом и напряжением. Сам сочинял произведения для балалайки, для ансамбля. Это его известные вальсы, полонезы, мазурки.
«Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре! По тембру это незаменимый инструмент», - сказал П.И. Чайковский, прослушав выступление андреевского ансамбля. Мысль это была близка к другим русским композиторам – классикам. Н. А. Римский – Корсаков вводит в партитуру оперы «Сказание о невидимом граде Киже» русские народные инструменты, а Глазунов пишет Русскую фантазию для русского народного оркестра.
Блестящий успех завоевывает андреевский оркестр и за рубежом. В Париже на Всемирной выставке выступили успешно. Андрееву было присвоено звание почётного члена Французской Академии.
Р.Н.П. Обр. Ю. Соловьева «Барыня» исполняет Литвяков Илья.
Обучающийся Манжос Никита: (Слайд 12) Домра – это старинный русский народный инструмент XVII века, любимый инструмент скоморохов. Реконструированная, усовершенствованная и возрожденная к жизни была В.В. Андреевым. (Слайд 13) Семейство домр – пикколо, домра прима или малая трёхструнная домра, домра альт, бас.
Малая трёхструнная домра обладает большими техническими возможностями, ярким и сильным звуком. Она является ведущим инструментом оркестра русских народных инструментов.
Р.Н.П. Обр. Ю. Шишакова «Долина, долинушка» исполняет Горбатенко Виктория
Обучающаяся Климовцова Анжелика: (Слайд 14) Много песен и стихов сложено о русском народном инструменте – гармонике.
В России первые гармоники стали изготавливаться в 30-х годах прошлого века оружейным мастером Тульского завода И.Е. Сизовым.
Сложно по устройству, но ограничены по звучанию были гармоники.
… «Под мелодию гармоники сами в пляс идут сапожки»… Гармоника быстро стала распространяться в крестьянской среде и подвергаться различным изменениям.
Первое усовершенствование было русским мастером Н.И. Белобородовым в 1870 году в городе Туле – это была хроматическая гармоника. (Слайд 15) Название гармоника была заменено словом баян – по имени древнего русского былинного певца Бояна. Баян стал распространяться как концертный инструмент, в то время как раньше он использовался для сопровождения песен и плясок. Из гармоник Н.И. Белобородов создаёт оригинальный оркестр тульских гармонистов. В исполнение программы их входили народные мелодии, а также произведения Глинки, Чайковского, Гуно.
(Слайд 16) Затем два оркестра – оркестр домр и балалаек Андреева и оркестр гармоник Белобородова объединились в один смешанный оркестр, который стал называться Первым великорусским оркестром народных инструментов. Подлинный расцвет оркестр получил только после Великой Октябрьской Социалистической революции.
В эти же годы по радио часто можно было услышать выступления трио баянистов Данилов, Кузнецов и Попков. Яркой иллюстрацией красоты и возможностей звучания баянов показал квартет баянистов Онегиных. С именем исполнителя на баяне И. Паницкого связан значительный период расцвета баянного искусства.
Музыкальная иллюстрация: русская пляска обр. А. Данилова «Крыжачок» в исполнении трио баянистов Данилов, Кузнецов и Попков.
Обучающаяся Свинаренко Кристина: (Слайд 17) Аккордеон - это одна из наиболее совершенных разновидностей гармони. Левая клавиатура представляет собой готовый аккордовый аккомпанемент. Правая – это клавиатура фортепианного типа. Аккордеон отечественного производства схож с австрийским только по внешней форме. По характеру же звучания, тембру, аккордеон, как правило, мало отличается от баяна.
В середине XIX века начинают, появляются первые издания для аккордеона: «Школа для аккордеона и гармоники», «Народная школа для аккордеона или ручной гармоники».
В 1883 году П.И. Чайковский в одном из своих сочинений - Юмористическом скерцо – впервые вводит аккордеон в симфоническую партитуру. Современный аккордеон – технически усовершенствованный инструмент с большими музыкальными возможностями, имеет много количество регистров до 40, т.е. звук может иметь самую различную тембровую окраску.
Аккордеон пользуется всеобщим признанием не только в нашей стране, но и за рубежом. Увеличивается число исполнителей на аккордеоне, участвующих в конкурсах.
Музыкальная иллюстрация: Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля» в исполнении В. Ковтуна.
Обучающаяся Бутикова Алина: (Слайд 18) Слово гитара происходит от древнегреческого кифара. Этим словом называли по преимуществу все инструменты, имевшие кузов, ручку (гриф) и струны. Такой инструмент, под названием гитара имел плоский, а не выпуклый корпус. Изобретение гитары приписывается Испании, но этот инструмент был распространён во всех странах Европы, особенно южной.
В России, в Москве и Петербурге, четырех и пяти струнная гитара была известна с 1769 года. Популярность она приобрела, когда попала в руки цыган. (Слайд 19) И к тому времени уже состояла из семи струн. Цыганские хоры пели русские и цыганские народные песни под аккомпанемент гитары. Их искусство производило на слушателей огромное впечатление, им увлекались многие выдающиеся художники. В 20-30-х годах XIX столетия гитара становится в России модной в самых аристократических кругах. Потом постепенно демократизируется и делается инструментом широкой публики. Так и пошло название, закрепившееся за семиструнной гитарой – «русская гитара».
(Слайд 20) Сейчас широкое распространение получили шестиструнные гитары. (Слайд 21) Основоположником стал советский гитарист А.М. Иванов – Крамской. Он начал делать переложения песен и романсов для шестиструнной гитары.
Р.Н.П. Обр. А. Иванова - Крамского «Ах ты душечка» исполняет Гончар Алексей.
Ведущий 2: (Слайд 22) русская инструментальная музыка – это основа основ русской музыки. Игнорируя это, мы можем потерять внутреннюю связь с национальным искусством.
Вдохновение надо черпать в родниках художественного творчества, нашего великого народа. Вспомним об афоризме А.М. Горького: «Народ – не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры». Поэтому так необходимо бережно сохранять и развивать художественные традиции нашего великого народа.
Используемая литература:
1.В. Б.Попонов «Русская народная инструментальная музыка», из-во «Знание» - г. Москва,1984г.
2. А. П. Кононов, Г.Н. Преображенский «Оркестр имени В.В. Андреева», из-во «Музыка»- Ленинград, 1987г.
3.М.И.Имханицкий «У истоков русской народной оркестровой культуры», из-во «Музыка» - г. Москва, 1987г.
4. В. Васина – Гроссман «Первая книжка о музыке», из-во ««Музыка» - г. Москва, 1988г.
5. Занимательный атлас – Музыкальные инструменты, из-во «Атлас»,
2007г.