Народный танец как средство эстетического воспитания подрастающего поколения.
МОУ «Гимназия № 19» Беляева В.Н.
Для решения проблемы эстетического воспитания учащихся используются различные формы, приемы, технологии, основанные на различных видах искусства. Одним из таких средств воспитания является хореография. Хореографическое искусство сегодня очень популярно, но в недостаточной мере целенаправленно используется именно в эстетическом воспитании школьников. В большинстве случаев хореографию рассматривают как деятельность, несущую зрительно-эмоциональное наслаждение от гармоничного сочетания музыки и танца.
Народный танец - одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Еще в древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Народный танец является одним из изобразительно-выразительных видов художественного творчества, возникших в эпоху первобытного синкретизма. В силу своей специфики он обладает огромной информативностью, что имеет значение не только для истории и теории самого танца как вида искусства, но и постижения его менталитета. Он таит в себе огромное богатство для успешного воспитания, сочетает не только эмоциональную сторону искусства, принося радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Практические наблюдения и теоретические исследования многих ученых свидетельствуют о том, что искусство народного танца, пробуждая творческую энергию человека, обладает колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулирует личностный рост, является источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.
Народный танец – незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на проявление красоты в жизни.
Народный танец – это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. Он творит свой мир красоты, живет своим идеалом добра и справедливости, развивается только по ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.
Вот что говорит известный хореограф по народному танцу И. Моисеев: «Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им.».
Народный танец не только фиксирует время, он определяет и культурное пространство жизни этноса, прежде всего, социальное. В танце ярче всего проявляется процесс идентификации человека и коллектива, передается веками формировавшаяся гармонизация внутреннего мира отдельного человека и межличностных связей внутри общины. На уровне коллективной психологии народная пляска демонстрирует взаимосвязь индивидуального мышления с коллективной ментальностью. Массовое танцевальное действо способствовало формированию «коллективного разума» как целостного социального организма.
Занятия народным танцем, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, они вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Занятия народными танцами доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Таким образом, эстетическое воспитание средствами народного танца способствует формированию идеалов, нравственно воспитывает, делает человека душевно чутким, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность интересов; развивает способность творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и нравственные запросы; пробуждает потенциальные возможности каждого человека.