СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные игры как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников.

Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Все больше детей имеют диагнозы ЗРР (задержка речевого развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).

Просмотр содержимого документа
«Народные игры как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста.»


Народные игры как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

 

В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников.

Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Все больше детей имеют диагнозы ЗРР (задержка речевого развития) и ОНР (общее недоразвитие речи).

А ведь известно, что:

  • Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. В этом возрасте создаются первоначальные умения и навыки, имеющие большое значение для успешного последующего развития ребенка и определяющие языковую культуру человека.

  • Речь, как одно из наиболее сложных проявлений в раннем возрасте, генерализует достижения в более простых психических проявлениях и поэтому весьма показательна для психического развития ребенка в первые годы его жизни.

Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста известно, что лучше предупредить проблему, чем ее исправлять. А значит развивать речь детей надо начинать уже с раннего возраста.

Современной наукой давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь, поэтому в раннем возрасте средством активной стимуляции развития речи ребенка могут служить  народные игры.

Народные игры являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них  гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.    

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Результаты экспресс-диагностики воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания, по методике нервно-психического развития и поведения детей 2-3-4-х лет Аксариной Н.М., Печоры К.Л., Пантюхиной Г.В. сподвигли нашу творческую группу, состоящую из старшего воспитателя, педагога-психолога и воспитателей, к проведению констатирующего эксперимента. Данный эксперимент был направлен на подтверждение гипотезы о стимулирующем влиянии народных игр на речевое развитие детей.

А результаты экспресс-диагностики были следующими:

- «Понимание речи» соответствовало возрасту у  63%  (19) детей, задержка развития понимания речи на 1 эпикризный срок у 33% (10) детей, задержка на 2 эпикризых срока у 4 % (1) детей.

- «Активная речь» соответствует возрасту у  20%  (6) детей, задержка развития  на 1 эпикризный срок у 13% (4) детей, задержка на 2 эпикризых срока у 30 % (9) детей, задержка на 3 эпикризых срока у 30 % (9) детей, задержка на 4 эпикризых срока у 7 % (2) детей.

Т.е. у большинства детей поступивших в группы кратковременного пребывания  наблюдалась задержка развития активной речи. Дети нуждались в целенаправленной и планомерной психолого-педагогической развивающей работе, так как недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие ребенка и результативность его деятельности.

Наличие двух групп кратковременного пребывания в комплексе позволило  условно одну группу сделать контрольной, другую – экспериментальной. Отличие экспериментальной группы от контрольной заключалось в том, что в воспитательно-образовательную программу экспериментальной группы были введены следующие народные игры, которые  применялись  в педагогическом работе с детьми  и контрольной группы, но не так систематично, как в экспериментальной.

Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы):

«Солнышко и дождик»,

  1. «Пузырь»,

  2. «Зайка»,

  3. «У медведя во бору»,

  4. «Мыши и кот»,

  5. «Гуси-лебеди»,

  6. «Пчелки и ласточка»,

  7. «Наседка и цыплята»,

  8. «По ровненькой дорожке».

Пальчиковые игры:

  1. «Ладушки, ладушки»,

  2. «Гули, гули»,

  3. «Идет коза рогатая»,

  4. «Сорока-сорока»,

  5. «Улитка, улитка»,

  6. «Петушок, петушок».

Основная цель планомерного и систематичного введения народных игр - стимулирование речевого развития детей

Были поставлены следующие задачи:

  • Обогащать словарный запас;

  • Формировать грамматический строй речи;

  • Учить выполнять речевые инструкции взрослого;

  • Развивать координацию движений;

  • Развивать мелкую моторику рук;

  • Гармонизировать движения тела, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

  • Развивать память, внимание, мышление.

План введения народных игр (игры-хороводы, игры-забавы, пальчиковые игры) был рассчитан на 3,5 месяца.

При составлении данного плана учитывались:

  • Специфика групп кратковременного пребывания;

  • Возраст детей;

  • Возможность использования в различные режимные моменты.

 План введения народных игр в программу воспитания и обучения детей раннего возраста

Ноябрь

Понедельник

Среда

Пятница

 

 

1

«Зайка»

«Ладушки, ладушки»

3

«Зайка»

«Ладушки, ладушки»


6

«Зайка»

«Ладушки, ладушки»

8

«Пузырь»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»

10

«Зайка»

«Пузырь»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»


13

«Зайка»

«Пузырь»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»

15

«Зайка»

«Пузырь»

«Гули, гули»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»

17

«Зайка»

«Пузырь»

«Ладушки, ладушки»

«Гули, гули»

«Коза»


20

«Зайка» «Пузырь»

«Водичка-водичка»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»

«Гули, гули»

22

«Пчелки и ласточка»

«Зайка»

«Водичка-водичка»

«Гули, гули»

«Коза»

24

«Пчелки и ласточка»

«Пузырь»

«Водичка-водичка»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»


27

«Зайка»

«Пчелки и ласточка»

«Ладушки, ладушки»

«Водичка-водичка»

«Гули, гули»

«Коза»

29

«Зайка»

«Пчелки и ласточка»

«Пузырь»

«Водичка-водичка»

«Гули, гули»

«Ладушки, ладушки»

 

 


 

Декабрь

Понедельник

Среда

Пятница

 

 

 

 

1

«Пчелки и ласточка»

«Пузырь»

«Петушок, петушок»

«Водичка-водичка»

«Ладушки, ладушки»

«Коза»

4

«Зайка»

«Пчелки и ласточка»

«Водичка-водичка»

«Петушок, петушок»

«Коза»

«Гули, гули»

6

«По ровненькой дорожке» «Зайка»

«Водичка-водичка»

«Петушок, петушок»

«Коза»

«Ладушки, ладушки»

8

«По ровненькой дорожке»

«Пчелки и ласточка»

«Петушок, петушок»

«Коза»

«Водичка-водичка»

11

«По ровненькой дорожке»

«Пузырь»

«Петушок, петушок»

«Сорока»

«Водичка-водичка»

«Гули, гули»

13

«По ровненькой дорожке» «Зайка»

«Пузырь»

«Петушок, петушок»

«Сорока»

«Водичка-водичка»

15

«По ровненькой дорожке» «Зайка»

«Пчелки и ласточка»

«Петушок, петушок»

«Сорока» «Коза»

18

«По ровненькой дорожке» «Пузырь»

«Петушок, петушок»

«Коза» «Водичка-водичка»

20

«Солнышко и дождик» «Пузырь»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

«Коза»

22

«Солнышко и дождик» «Зайка»

«Пузырь» «Улитка,  Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

25

«Солнышко и дождик» «Зайка» «По ровненькой дорожке»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

«Гули, гули»»

27

«Солнышко и дождик» «Пузырь» «Пчелки и ласточка»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

«Ладушки, ладушки»

29

«Солнышко и дождик» «Зайка» «По ровненькой дорожке»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

«Коза»


Январь

Понедельник

Среда

Пятница

 

 

10

«Солнышко и дождик» «Зайка» «Пузырь»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Сорока»

«Гули, гули»

12

«Мыши и кот»

«Пчелки и ласточка» «Солнышко и дождик»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

15

«Мыши и кот»

«Зайка»» «По ровненькой дорожке»

«Улитка, Улитка»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

«Ладушки, ладушки»

17

«Мыши и кот»

«Пчелки и ласточка» «Пузырь»

«Сорока»

«Петушок, петушок»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

19

«Мыши и кот»

«По ровненькой дорожке» «Солнышко и дождик»

«Коза»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

22

«Мыши и кот»

«Пчелки и ласточка» «По ровненькой дорожке»

«Улитка, улитка»

«Гули, гули»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

24

«Наседка и цыплята»

«Зайка» «Пузырь»

«Коза»

«Ладушки, ладушки»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

26

«Мыши и кот»

«Наседка и цыплята» «Солнышко и дождик»»

«Сорока»

«Петушок, петушок»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

29

«Мыши и кот»

«По ровненькой дорожке» «Пузырь»

«Сорока»

«Гули, гули»

«Водичка-водичка»

«Улитка, улитка»

31

«Наседка и цыплята»

«Зайка» «Пузырь»

«Сорока» «Коза»

«Гули, гули»

«Водичка-водичка»

«Дождик, дождик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Понедельник

Среда

Пятница

 

 

 

 

2

«Наседка и цыплята»

«Зайка» «Солнышко и дождик»

«Ночь пришла»

5

«Наседка и цыплята»

«Мыши и кот»

«Пузырь»

«Ночь пришла»

«Ладушки, ладушки», «Улитка, улитка»

«Водичка, водичка»

7

«Гуси-лебеди» «По ровненькой дорожке»  «Солнышко и дождик»

«Ночь пришла»

«Гули, гули», «Коза», «Сорока»

9

«Гуси-лебеди»

«Пчелки и ласточка» «Мыши и кот»

«Ночь пришла»

«Петушок, петушок»,

«Дождик, дождик»

«Улитка, улитка»

12

«Гуси-лебеди»

«Солнышко и дождик»

«Зайка»

«Ночь пришла»

«Водичка, водичка»

«Коза», «Сорока»

14

«Наседка и цыплята» «Гуси-лебеди»

«Пчелки и ласточка»

«Ночь пришла»

«Гули, гули» «Водичка, водичка»

«Ладушки, ладушки»

16

«У медведя во бору»

«Гуси-лебеди» «Пузырь» «Зайка»

«Улитка»

«Дождик, дождик»

«Водичка, водичка»

19

«У медведя во бору»

«Наседка и цыплята»

«Пчелки и ласточка»

«Улитка»

«Ночь пришла»

«Петушок, петушок»

«Сорока»

«Ладушки, ладушки»

21

«У медведя во бору» «По ровненькой дорожке»

«Зайка»

«Улитка»

«Гули, гули»

«Дождик, дождик»

«Сорока»

23

«У медведя во бору»

«Мыши и кот»

«Пузырь»

«Гуси-лебеди»

«Улитка»

«Ночь пришла»

«Водичка, водичка»

26

«Солнышко и дождик»

«У медведя во бору»

«Пчелки и ласточка»

«Улитка»

«Коза» «Сорока»

«Водичка, водичка»

28

«По ровненькой дорожке»

«Мыши и кот»

«Зайка» «Пузырь»

«Улитка»

«Ночь пришла»

«Водичка, водичка»

«Дождик, дождик»

 

 

По прошествии 3,5 месяцев была проведена повторная диагностика речевого развития детей, которая показала, что уровень развития активной речи детей экспериментальной группы значительно повысился. В контрольной группе он хотя и повысился  за счет физиологического роста и развития детей, но все же он не достиг того уровня, как в экспериментальной группе.

К тому же дети экспериментальной группы показали некоторые изменения в поведении. Они стали более самостоятельными, активными, решительными и менее боязливыми.

Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы:

1.  Систематичное введение народных игр в работу с детьми раннего возраста существенным образом повышает уровень развития их активной речи, способствует стабилизации  эмоционального состояния.

2. Данный набор народных игр и план их введения является эффективным и соответствует поставленным задачам.

3. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной речи, что является важным показателем психического развития детей.