Голышева М. Ю.,
МБОУЦО № 4, г. Тула.
№п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! | Приветствие учащихся. |
2. | Тема урока | - Послушайте небольшой рассказ. ( Слайд № 1) Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». - Кто автор этих строк? - Правильно. Значит, о ком мы будем сегодня говорить? - Вот тема нашего урока: (слайд № 2) «Наш земляк Лев Толстой» - Все ли слова понятны? Как вы понимаете слово земляк?
- Обратимся к словарю (слайд № 3). Земляк – уроженец одной с кем-либо местности. | - Лев Николаевич Толстой. - О Льве Николаевиче Толстом. - Земляк – это человек, который родился в том же городе, на той же земле, что и мы. |
3. | Целеполагание. | - А как вы думаете, какая цель стоит перед нами? - Цели урока – слайд № 4 | - Узнать, побольше о Льве Николаевиче Толстом. - Узнать, чем он прославил наш край. - Почему Лев Толстой известный человек? - Какие рассказы он еще написал? |
4. | Задачи урока. | - А какие задачи стоят перед нами? - Задачи урока – слайд № 5. | - Вспомнить, что мы уже знаем о Льве Толстом. - Вспомнить произведения Л. Толстого. - Прочитать отрывки из его произведений. - Выступить со своей группой, ведь мы готовили задания к этому уроку. |
5. | Беседа. | - Молодцы! Мы уже сказали, что Лев Толстой наш земляк. Он родился в старинной дворянской семье в имении родителей Ясная Поляна 9 сентября 1828 года. С этим местом связаны его первые детские впечатления, да и вся последующая творческая жизнь. Толстой писал о Ясной Поляне: « Без своей Ясной Поляны я не могу представить себе Россию и моё отношение к ней» (Слайд № 6) - Как вы думаете, почему он так считал? - Молодцы! - Отец Льва Николаевича, Николай Ильич Толстой, отличался превосходным образованием. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты и силы (Слайд № 7). - Мать Льва Толстого, Мария Николаевна, тоже была из знатного рода Волконских. (Слайд № 8) - У Льва Николаевича было три старших брата и младшая сестра Машенька. Их мама умерла, когда Льву Николаевичу было всего два года. Старший брат Николай (Слайд № 9) часто играл со своими братьями и сестрёнкой. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. - Какие игры Николеньки вы знаете? | - Лев Николаевич очень любил свою Ясную поляну. - Он понимал, что Ясная Поляна – это и есть Россия, его родина. - Он очень любил свою родную землю. - Игра «Зелёная палочка», «Муравейное братство» |
6. | Задания групп. | - Ребята, вы к этому уроку получили задания по группам. Вы готовы? - Сейчас приглашается группа, которая готовила выступление по теме «Зелёная палочка». (Слайд № 10) - Молодцы! В своём выступлении вы коснулись истории про муравейное братство. Сейчас приглашается группа, которая готовила выступление про муравейное братство. ( Слайд № 11) | - Да! - Старший брат Николенька понимал, насколько младшим братьям и сестрёнке тяжело жить без мамы и поэтому он старался утешить детей. Он придумал историю про зелёную палочку: если её найти, то все люди будут жить счастливо и никогда не будут ни болеть, ни умирать. Лев Толстой впоследствии писал: «В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, долженствующая осчастливить всех людей». На зеленой палочке, – поведал младшим братьям Николенька, – записана тайна, и, если ее открыть, все люди сделаются счастливыми и все будут любить друг друга. Он сказал, что эта зелёная палочка зарыта на краю оврага старого Заказа. Дети бегали по всему оврагу и искали эту палочку. Но, конечно же, они её не нашли. С надеждой, что люди откроют эту тайну и с постоянным стремлением открыть ее, Лев Толстой прожил всю жизнь и там, где, по преданию, зарыта зеленая палочка – в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, просил похоронить его.
Воспоминания о зеленой палочке Толстой заканчивает словами, в которых воплощена, может быть, главная мысль его жизни и творчества: «Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
- Лев Толстой писал: «Наш старший брат Николенька объявил нам, что есть у него тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; и не будет никаких болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... И я помню, что слово «Муравейные» особенно мне нравилось, напоминая муравьев в кочке». «Мы устраивали игру в «Муравейные братья», которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивая платками, покрывалом или одеялом, и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я помню испытывал особенное чувство любви и умиленья и очень любил эту игру. Идеал «Муравейных братьев», льнущих любовью друг к другу, не только под простым покрывалом, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И верю я, что должно быть уничтожено все зло в людях, и дано им великое благо стать счастливыми". |
7. | Физминутка. | - Давайте сейчас мы с вами тоже побудем таким вот муравейным братством. Мы сядем под наши парты и представим, что мы – муравейные братья и сёстры, любящие друг друга. Внимание на экран! (Слайд № 12) Мы простые муравьи, Дружные, весёлые. В домик залезаем – Дружбу понимаем! | Дети пожимают друг другу руки, хлопают в ладоши. Залезают под парты. |
8. | Сообщение учителя. | - В своей статье Толстой говорит о том, как сделать жизнь радостной и счастливой. «Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, а все мучаются?» – размышляет писатель. - Лев Толстой часто задавался вопросом: «Для чего люди живут на земле? Какая цель всей нашей жизни?» - Ребята, что бы вы ответили Льву Николаевичу? -Обращаясь к Библии за ответами на эти вопросы, Лев Николаевич в Евангелии от Матфея 7: 12 прочитал «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». - Эти слова стали ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ НРАВСТВЕННОСТИ. (Слайд № 13) - Как вы понимаете эти слова? - Все произведения Льва Николаевича Толстого основаны на этом золотом правиле. Давайте обратимся к нашему рассказу, который мы читали в начале урока. (Слайд № 1). Давайте его рассмотрим с позиции этого золотого правила.
- Молодцы!
| - Ответы детей. - Ответы детей. - Старик не для себя сажал яблони, а для других. Ему бы приятно было, если бы для него кто-то другой посадил яблони, и он поел бы вкусных яблок. И вот он сажает их для других! Как для себя хотел бы! |
9. | Конкурс «Откуда эти строки?» | - А теперь объявляется конкурс «Откуда эти строки?» Приглашается группа, которая готовила вопросы конкурса. - Молодцы! Вы хорошо знаете произведения Льва Николаевича Толстого. - Но он писал не только для детей, но и для взрослых. Например, Лев Николаевич написал роман «Воскресение». - Какие ещё произведения вы знаете? - Молодцы! - Лев Николаевич написал много известных всему миру произведений. Его знают и любят читать его романы в Америке, Европе и даже в Китае! В нашу школу приезжали гости из далёкой Японии, Южной Кореи. Они посещали уроки, посвящённые Л. Н. Толстому, совершили экскурсию в Ясную Поляну. Люди со всего мира приезжают в наш Тульский край, в Ясную Поляну, чтобы походить по аллеям, по которым ходил наш любимый писатель, посетить дом, в котором жил и творил свои произведения Лев Николаевич Толстой. (Слайд № 14) - В своей любимой комнате под сводами написал Лев Николаевич известный роман «Война и мир». - А для детей он написал всем известную Азбуку, откуда вы и взяли строки для нашего конкурса. (Показ) | 1.Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. («Стрекоза и муравей») 2. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. («Обезьяна и горох») 3. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» («Лгун») 4. Купила мать слив хотела их дать детям после обеда. («Косточка») 5. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла, в лесу к домику. («Три медведя») - Мои родители рассказывали мне про роман «Война и мир» - Мои родители недавно смотрели фильм «Анна Каренина». |
10. | Инсценировка рассказа | - А сейчас приглашается группа, которая приготовила инсценировку рассказа «Учёный сын». (Слайд № 15) - Как вы думаете, почему сын сказал, что он забыл все мужицкие слова? - А почему он не хотел работать? - Как он выдал сам себя? - Чему учит этот рассказ? - Молодцы! | Автор: - Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: — Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне. Автор: - А сыну не хотелось работать, он и говорит: — Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли? Автор: -Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: — И что за дурак тут грабли бросил! - Он не хотел работать. - Он считал себя учёным, а учёные, по его мнению, не должны работать в деревне, а только книжки читать. - Когда грабли ударили его по лбу, он сказал: «И что за дурак тут грабли бросил!» - Надо помогать своим родителям. Быть трудолюбивым человеком. |
11. | Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, цели нашего урока мы достигли? - Задачи выполнили? - Что узнали нового? - Как вы себя чувствовали на уроке? | - Да. Мы больше узнали о Льве Николаевиче Толстом, о его семье. - Мы узнали, чем он прославил наш край. - Узнали, что Лев Толстой - известный человек во всём мире. - Узнали, какие романы для взрослых он написал. - Выполнили. Мы читали произведения Толстого, показывали инсценировку, отвечали на вопросы конкурса, вспоминали, что знаем о Льве Николаевиче Толстом. - Ответы детей. |