МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципального образования «Кабанский район»
Республики Бурятия
Национально – региональный компонент в области изучения технологии
Подготовила: учитель технологии Корытова Т.В.
высшей квалификационной категории
пгт. Селенгинск.
Введение национально – регионального компонента в программу обслуживающего труда в нашей школе начинается с начальных классов, но в похождение программы испытываем некоторые трудности в связи с нехваткой доступной методической литературы, именно по вопросам нашего региона и специального учебника. Собирая разный природный материал (ракушки, камни, бересту, пластмассовые бутылки, тополиный пух), отходы разного лоскута, меха, утепляющие материалы, превращая их в оригинальные изделия, поделки, учащиеся больше знакомятся с родным краем, узнают не только свою культуру, но и её особенности, национальный стиль. Поэтому при составлении программы следует учесть не только изучение данного материала теоретически, но и нацелить учащихся на получение необходимых знаний о своем родном крае, о людях, проживающих с нами, об их традициях, но и применять знания на практике. Выполняя практические задания можно решать воспитательные задачи: формирование национального самосознания, уважительное отношение к старшему поколению, ответственность в выполнении требований, трудолюбие, самостоятельность, формирование технической культуры и т.д.
При изучении моделирования и конструирования следует нацелить учащихся на виды кроя, элементы кроя, четкость линий, особенности традиций с элементами быта бурятского народа. При изготовлении изделий в отделку использовать национальный орнамент, выполненный из подобранного материала символизирующего национальную расцветку, а также использовать фурнитуру и бижутерию.
При выполнении лоскутной мозаики у учащихся развивается образное мышление, творческие замыслы.
С большим вниманием учащиеся относятся к прикладному искусству, так как многое перенимается из истории разных народов, об их культуре, традиционной хозяйственной деятельности (овцеводство, рыболовство, скотоводство, охота) и выражение характерных черт в своих поделках.
Практика показывает, что взаимодействие учителя и ученика положительно тогда, когда в их совместной деятельности используются лучшие традиции народов края. Если в воспитательном процессе есть возможность использовать народные традиции воспитания в конкретных приемах и методах, то в учебном процессе – это возможность интегрировать вопросы этнопедагогические идеи относительно специфически обучения. Эти положения подтверждаются в ходе преподавания технологии. Говорится на уроках о наиболее сложных по исполнению платках и косынках, епанечек и душегреек. Ведем споры об оформлении отдельных деталей костюмов (манжет, застежек, оплечий).
Символичное значение в костюме есть и у поясов, например, карманы на поясе означали подготовку к большим ярмаркам, а в эти карманы складывались сладости и пряники. На уроках ведётся работа над специальной национальной терминологией.
Учащимся прививаются навыки лицевого, изобразительного шитья различными нитями (золотыми, серебряными, шелковыми).
На уроках место отводится изучению национального костюма (русского, бурятского, семейского), как праздничного, так и повседневного. Самой драгоценной частью любого национального костюма является головной убор, украшенный различным смысловым орнаментом с исков. Драгоценностей и другого рода украшений.
Плетенка – это вид орнамента из переплетающихся полос, стеблей, трунцая, мишура, бить, порфира, штоф, поручи ит.д.
Для тех, кто интересуется национальной кухней, приходят на кружок во внеурочное время, где дети могут воспользоваться различными кулинарными советами по приготовлению различных блюд, их историей и оформлением.
Успешное освоение данного компонента базисного учебного плана, его вариативной части подтверждается ежегодно на проводимых районных олимпиадах и конференциях, где наша школа занимает только призовые места, выходит на республиканский уровень мероприятий, где имеет хорошие результаты и входит в пятёрку лучших.
На основе полученных знаний и умений начальной подготовки учащиеся получают определенный навык, переходят от простого к сложному, разрабатывают и создают творческие проекты самостоятельно, накапливается профессиональный опыт. По окончании учебного процесса учащиеся выполняют проектные работы с наполнением национально – регионального компонента, демонстрируют и защищают их. Многие учащиеся после окончания обучения, планируют продолжить обучение, связанное с нашей профессиональной деятельностью и получить профессию.