СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО



ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ Практики

(научно-исследовательская работа)

за III семестр

(2023/2024 уч.год)



Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «Начальное образование»

Курс заочное обучение Группа 22ЗНПН31

Кузнецовой Светланы Николаевны


с «____»______________202 г по «____»________________202_г.



ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Педагогический институт им.В.Г.Белинского, кафедра «Теория и методика дошкольного и начального образования».



Лыгина Марина Аркадьевна , заведующая кафедрой «Педагогика и психология», доктор философских наук,доцент.








Пенза 2024



КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

инструктажа студентов

по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности



Организация ФГБОУ ВО ПГУ Педагогический институт им. В.Г.Белинского кафедра «Педагогика и психология»


Дата проведения занятия (инструктажа) __________________




Инструктаж получен и усвоен, в чём и расписываемся:


№ п./п.

Ф.И.О.

Подпись

Примечания

Кузнецова С. Н.













Инструктаж провёл: _____________________________________ М.А.Лыгина

























МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра «Педагогика и психология»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ,

ВЫПОЛНЯЕМОЕ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ

Студент группы Кузнецова С.Н. группы 22ЗНПН31 2 курса заочной формы обучения,

обучающийся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование» в период с « »_____________по « »_____________ 202__ г. выполняет следующие задания учебной практики «Учебная практика (научно-исследовательская работа)»:

п/п

Перечень индивидуальных заданий

Форма отчетной документации

1.

Примите участие в установочной конференции по практике.

индивидуальное задание, план (график) прохождения практики

2.

Пройдите инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности.

лист подтверждения инструктажа по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности

3.

Прослушайте лекцию на тему «Грант как форма организации научно-исследовательской деятельности» и выполните Задание 1. в дневнике практики.

дневник практики

4.

На основе анализа материалов сайтов возможных грантодателей РФ в области образования (Министерство Просвещения РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд президентских грантов) перечислите актуальные на момент прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) конкурсы заявок на грант, а также выпишите названия тем победителей прошлого года (не менее 10). Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

5.

На основе знакомства с оглавлениями педагогических журналов («Педагогика», «Воспитание школьников», «Педагогическое образование и наука», «Школа будущего» и др.), определите наиболее актуальную для теории и практики образования проблематику современных педагогических исследований. На этой основе сформулируйте 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

6.

Проанализируйте содержание Нацпроекта «Образование» и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с точки зрения социального заказа к современным научно-педагогическими исследованиям. На этой основе сформулируйте 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

7.

Проведите сравнительный анализ тематики выигранных грантов прошлого года (Задание 2. дневника практики), современных научно-педагогических исследований (Задание 3. Дневника практики) и социального заказа(Задание 4. Дневника практики). Сформулируйте тему проекта заявки на грант с учётом проблематики современных научных изысканий, социального заказа и тематики победителей прошлых лет. Полученные результаты занесите в Дневник практики.

дневник практики

8.

Обоснуйте актуальность выбранной темы проекта заявки на грант. Сформулируйте его цель, задачи, планируемые результаты. Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

9.

Осуществите поиск литературы по выбранной тематике проекта заявки на грант. Составьте библиографию по теме исследования (минимум 15 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи). Ознакомьтесь с требованиями ГОСТа по оформлению библиографического списка. Оформите библиографический список. Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

10.

На основе анализа литературы, определите степень изученности, выбранной темы проекта. Обоснуйте её возможную научную новизну и практическую значимость. Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

11.

Ознакомьтесь с фрагментом, представленного преподавателем, научного текста. Определите особенности научного стиля изложения. Обсудите их в группе и сформулируйте правила написания научного текста. Оформите памятку «Правила написания научного текста». Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

12.

Ознакомьтесь с образцами форм заявок на грант основных грантодателей РФ в области образования. Оформите проект заявки на грант по выбранной проблематике.

«Проект заявки на грант» Приложение 2 к итоговому отчёту

13.

Подготовьтесь к процедуре публичной защиты проекта заявки на грант. Защитите свой проект в ходе деловой игры «Защита проекта заявки на грант» (для очной формы обучения).

презентация проекта заявки на грант

14.

Осуществите самоанализ деятельности в процессе прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа). Полученные результаты занесите в дневник практики.

дневник практики

15.

Оформите итоговую документацию по результатам учебной практики (научно-исследовательская работа). Пройдите собеседование по её результатам (для заочной формы обучения). Примите участие в итоговой конференции по практике.

пакет итоговой документации по практике

Обучающийся _____________ Кузнецова С.Н.

Руководитель практики ______________ Лыгина М.А.

(подпись)

Дата

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра «Педагогика и психология»



ПЛАН (ГРАФИК) ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

НА 3 СЕМЕСТР


«Согласовано»

Руководитель практики от

кафедры «Педагогика и психология»

ФГБОУ ВО ПГУ

Лыгина М.А.

доктор фил.наук.,доцент.
заведующая кафедрой
«Педагогика и философия»


______________________________

(ФИО, подпись)

«Согласовано»

Руководитель практики от

организации


Лыгина М.А.

доктор фил.наук.,доцент.
заведующая кафедрой
«Педагогика и философия»


______________________________

(ФИО, подпись)



студента 22ЗНПН31 курса заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля подготовки «Начальное образование»

Сроки практики: с « » ________________ 202__г. по « » _______________ 202__г.


Раздел (этап) практики

Вид деятельности студента на практике

1.

Подготовительный

Участие в установочной конференции, знакомство с инструкциями по технике безопасности и охране труда, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка составление плана-графика и определение индивидуального задания работы студента на практике

2.

Ознакомительный

Анализ интерактивной лекции

2.

Основной

Выполнение заданий в соответствии с планом (графиком) практики и выданным индивидуальным заданием практики, ведение дневника практики

4.

Заключительный

защита проекта на грант, оформление результатов проделанной работы в ходе практики в виде итогового отчета, собеседование по результатам практики



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

Факультет педагогики, психологии и социальных наук

Кафедра «Педагогика и психология»




ДНЕВНИК

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)




Кузнецовой Светланы Николаевны

ФИО студента-практиканта




Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Направленность (профиль подготовки) «Начальное образование»

Семестр 3 Группа 22ЗНПН31

Период прохождения педагогической практики:

с « »______________20___ г. по « » ________________ 20___г.

Место прохождения практики: ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Педагогический институт им.В.Г.Белинского, кафедра «Теория и методика дошкольного и начального образования».



Руководитель практики: Лыгина Марина Аркадьевна , заведующая кафедрой «Педагогика и психология», доктор философских наук,доцент.








Пенза, 2024





Содержание деятельности студента-практиканта на учебной практике (научно-исследовательская работа)



День практики/дата

Содержание деятельности



Приняла участие в установочной конференции по практике. Прошла инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности. Прослушала лекцию на тему «Грант как форма организации научно-исследовательской деятельности» и выполнила Задание 1 в дневнике практики.


На основе анализа материалов сайтов возможных грантодателей РФ в области образования (Министерство Просвещения РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд президентских грантов) перечислила актуальные на момент прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) конкурсы заявок на грант, а также выписала названия тем победителей прошлого года. Полученные результаты занесла в дневник практики


На основе знакомства с оглавлениями педагогических журналов («Педагогика», «Воспитание школьников», «Педагогическое образование и наука», «Школа будущего» и др.), определила наиболее актуальную для теории и практики образования проблематику современных педагогических исследований. На этой основе сформулировала 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесла в дневник практики.


Проанализировала содержание Нацпроекта «Образование» и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с точки зрения социального заказа к современным научно-педагогическими исследованиям. На этой основе сформулировала 10 вариантов актуальных тем научного исследования. Полученные результаты занесла в дневник практики.


Провела сравнительный анализ тематики выигранных грантов прошлого года (Задание 2. дневника практики), современных научно-педагогических исследований (Задание 3. Дневника практики) и социального заказа (Задание 4. Дневника практики). Сформулировала тему проекта заявки на грант с учётом проблематики современных научных изысканий, социального заказа и тематики победителей прошлых лет. Полученные результаты занесла в дневник практики.


Обосновала актуальность выбранной темы проекта заявки на грант. Сформулировала его цель, задачи, планируемые результаты. Полученные результаты занесла в дневник практики.


Осуществила поиск литературы по выбранной тематике проекта заявки на грант. Составила библиографию по теме исследования (минимум 15 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи). Ознакомилась с требованиями ГОСТа по оформлению библиографического списка. Оформила библиографический список. Полученные результаты занесла в дневник практики.


На основе анализа литературы, определила степень изученности выбранной темы проекта. Обосновала её возможную научную новизну и практическую значимость. Полученные результаты занесла в дневник практики.


Ознакомилась с фрагментом представленного преподавателем научного текста. Определила особенности научного стиля изложения. Обсудила их в группе и сформулировала правила написания научного текста. Оформила памятку «Правила написания научного текста». Полученные результаты занесла в дневник практики.


Ознакомилась с образцами форм заявок на грант основных грантодателей РФ в области образования. Оформила проект заявки на грант по выбранной проблематике


Осуществила самоанализ деятельности в процессе прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа). Полученные результаты занесла в дневник практики


Оформила итоговую документацию по результатам учебной практики (научно-исследовательская работа). Прошла собеседование по ее результатам. Приняла участие в итоговой конференции по практике.





Задание 1. На основе анализа материалов лекции на тему «Грант как форма организации научно-исследовательской деятельности» ответьте на следующие вопросы:

Что такое грант?

Грант – это форма финансовой поддержки, предоставляемая организациями, фондами, правительством или другими институтами для реализации конкретного проекта или исследования. Обычно гранты предоставляются научным учреждениям, некоммерческим организациям, образовательным учреждениям, художественным и культурным организациям, а также отдельным лицам.


Какими исследовательскими компетенциями необходимо обладать, чтобы участвовать в конкурсе заявок на грант?

Участие в конкурсе заявок на грант требует определенных исследовательских компетенций, которые могут варьироваться в зависимости от конкретной тематики и целей гранта. Однако общие исследовательские компетенции, которые могут быть важны при подаче заявки на грант, включают в себя следующие:

  • обладание высокими научными компетенциями в соответствующей области, включая знание современных теорий, методов и технологий;

  • умение разрабатывать и применять методологию исследования, включая правильное формулирование гипотез, сбор и анализ данных, статистическую обработку и интерпретацию результатов;

  • навыки осуществлять обширный литературный обзор в выбранной области исследования, демонстрируя знание актуальных тенденций и предыдущих исследований;

  • навыки эффективного управления проектом, включая планирование, бюджетирование, контроль и отчетность;

  • способность ясно и эффективно выражать свои идеи, как в письменной, так и в устной форме, включая подготовку качественных научных статей и презентаций;

  • умение работать в коллективе, в том числе с коллегами, студентами и другими партнерами, если исследование требует совместных усилий;

  • соблюдение высоких стандартов научной этики, включая защиту прав и безопасность участников исследования;

  • креативность и инновационность – способность предлагать новые и оригинальные идеи, превносящие вклад в развитие области исследования;

  • тщательное изучение требований и критериев, предъявляемых грантодателем, и соответствующая адаптация заявки под эти требования.


Где искать информацию о возможности подачи заявки на грант? Перечислите адреса основных сайтов, содержащих информацию об актуальных конкурсах на гранты в сфере образования.

Фонд президентских грантов. – Режим доступа: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/science

Гранты и стипендии // Минобрнауки России. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/grants/grants/

База данных по всем грантам (гуманитарные, технические науки и др.), доступным для граждан России. – Режим доступа: www.rsci.ru, www.courier.com.ru

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). – Режим доступа: www.rfh.ru

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). – Режим доступа: www.rfbr.ru

Программа Министерства образования и науки РФ «Университеты России». – Режим доступа: www.uniros.ru

МИОН. Межрегиональные исследования в общественных науках. – Режим доступа: www.iriss.ruwww.inocener.ru

Программа «Открытая Россия». – Режим доступа: www.openrussia.info


Какие гранты существуют для обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов), работников системы общего и дополнительного образования, преподавателей высшей школы?

  • Апробация и развитие инновационных образовательных подходов и практик

  • Развитие эффективных способов повышения квалификации педагогических работников и управленцев в сфере образования

  • Поддержка конкурсов и других мероприятий, направленных на раскрытие педагогического мастерства и повышение социального статуса педагогических работников

  • Содействие повышению мотивации людей к обучению и развитию

  • Содействие повышению качества образования учащихся из отдаленных малокомплектных школ

  • Содействие получению профессионального образования в отдаленных от крупных городов территориях путем дистанционного обучения

  • Оказание дополнительной поддержки молодым педагогическим работникам и ученым при переезде в отдаленные от крупных городов территории

  • Продвижение и расширение практики инклюзивного образования

  • Содействие деятельности в сфере изучения и популяризации русского языка и литературы, поддержка литературного творчества и мотивации к чтению

  • Содействие и осуществление деятельности в области просвещения, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования

  • Развитие сетевых способов реализации образовательных программ

  • Развитие профессионально-общественных механизмов оценки качества образования, экспертизы изменений в системе образования, управления образованием

  • Содействие образованию людей с ограниченными возможностями здоровья

  • Продвижение интеллектуального развития учащихся и воспитанников через конкурсы, олимпиады, исследовательскую, научную деятельность

  • Инициативные проекты молодых ученых (без обязательной подготовки отчета о научно-исследовательской работе)

  • Поддержка научных школ, лекториев, семинаров, организуемых молодыми учеными и (или) для молодых ученых


Перечислите основные этапы работы над проектом заявки на грант.

Поиск грантов, соответствующих теме и целям исследования. Проверка проекта на соответствие критериям, условиям и требованиям каждого гранта.

Подготовка предварительного проекта, включающего в себя краткое описание актуальности, цели, задач, планируемых результатов.

Составление бюджета. Сразу проверить, соответствует ли бюджет требованиям гранта.

Написание заявки в соответствии с требованиями гранта, включая информацию об актуальности, целях, задачах, методах, ожидаемых результатах, плане работы, бюджете и оценке рисков.

Рецензирование и корректировка с привлечением специалистов и экспертов в области темы исследования.

Подача заявки в соответствии с инструкциями грантодателя в установленный срок, в соответствии с требованиями.

В случае положительного решения грантодателя необходимо еще раз уточнить план работы, согласовать детали с грантодателеи и приступить к реализации проекта.

По завершении проекта предоставить отчет о его выполнении в соответствии с требованиями гранта (финансовый отчет и отчет о научных результатах).



Какие обязательные структурные компоненты, как правило, содержатся в форме заявки на грант?

Титульный лист – включает название проекта, организации или исследователя, контактные данные

Резюме – краткое изложение основных аспектов проекта (цель, задачи, методология, ожидаемые результаты, значимость)

Описание проекта – подробное описание целей, вопросов исследования, методов, плана работы, графика и т.д.

Литературный обзор – степень изученности проблемы на современном этапе

Бюджет

Методология описание методов с обоснованием их выбора и деталей применения.

План работы – подробное описание деятельности на весь период проекта.

Оценка рисков, связанных с проектом и способы управления рисками.

Описание того, какие шаги будут предприниматься для распространения результатов исследования (публикации, презентации, обучение и т.д.)

Рекомендательные письма – письма поддержки от руководства организации или других экспертов, подтверждающие важность исследования и квалификацию исполнителей проекта.

Резюме участников проекта (образование, опыт работы, публикации и другие академические и профессиональные достижения)

Другие документы в соответствии с требованиями грантодателей.



Какие требования существуют к проектам заявки на грант? Перечислите и кратко раскройте основные из них.

Соответствие тематике гранта – проект должен соответствовать тематике, заявленной в конкурсе гранта. Необходимо тщательно изучить требования гранта и убедиться, что проект соответствует.

Инновационность и оригинальность – грандодатели поддерживают проекты, которые представляют собой новаторский подход или вносят оригинальные идеи в выбранную область исследования.

Четкость и ясность целей исследования – проект должен иметь четко сформулированные цели исследования.

Фундаментальность или прикладной характер – гранты могут быть предоставлены как для фундаментальных исследований, так и для проектов с прямым прикладным применением. Необходимо ясно указать характер исследований в контексте гранта.

Актуальность исследования – проект должен затрагивать актуальные проблемы в выбранной области. Необходимо обосновать, почему исследование важно и как оно внесет вклад в решение существующих проблем.

Методология исследования – должны быть представлено детальное описание методов, которые будут использованы в процессе исследования. Это позволит грандодателю оценить подход и методологическую обоснованность.

План работы и график – это позволит грандодателю оценить реалистичность планов.

Бюджет и финансовая обоснованность – бюджет должен быть разумным, обоснованным и соответствовать требованиям гранта.

Потенциал успеха проекта – проект должен отражать потенциал для успешной реализации и достижения поставленных целей.

Оценка рисков и план их управления – это демонстрирует понимание авторами проекта потенциальные трудности и готовность к их решению.

Какие типичные ошибки совершают претенденты на получение гранта?

Несоответствие тематике гранта

Неясные и необоснованные цели исследования

Неправильное оформление заявки

Неудовлетворительное обоснование бюджета

Отсутствие инноваций и оригинальности

Недостаточное внимание методологии

Неудовлетворительное представление о практической значимости

Отсутствие плана управления рисками

Неудовлетворительное представление о потенциале исследователя

Игнорирование требований грантодателя



Задание 2. На основе анализа материалов сайтов возможных грантодателей в области образования (Министерство Просвещения РФ, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд президентских грантов) перечислите актуальные на момент прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) конкурсы заявок на грант, а также выпишите названия тем победителей прошлого года (не менее 10).

Конкурсы заявок на грант:

Фонд президентских грантов проводит конкурсы среди некоммерческих организаций по направлениям

  • Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

  • Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

  • Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

  • Поддержка молодежных проектов

  • Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

  • Сохранение исторической памяти

  • Защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных

  • Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников

  • Развитие институтов гражданского общества

Фонд президентских грантов. Победители второго конкурса 2023 года в номинации Поддержка проектов в области науки, образование, просвещения

  • Путь наставника Кубани. Призвание (Краснодарский край)

  • Ордена, гербы, символы в произведениях изобразительного искусства как источник изучения истории России (Севастополь)

  • Сила тьютора (Нижегородская область)

  • Проект РОСТ – онлайн образование: расширение и развитие образовательной поддержки для воспитанников детских домов и интернатов, и детей, оставшихся без попечения родителей (Москва)

  • Проектная кейс-школа малых городов «Игры будущего» (Красноярский край)

  • Путь к мастерству (Санкт-Петербург)

  • Биос в России: защита окружающей среды через экопросвещение (Санкт-Петербург)

  • Образовательный игровой проект «История городов России» на основе технологии виртуальной реальности 360 VR для уроков краеведения и истории России (Севастополь)

  • Развитие школьных лесничеств Республики Адыгея «Про_Росток_01» (Адыгея)

  • Русского слова зримый образ – расшифровываем русскую классику (Саратовская область)



Задание 3. На основе знакомства с оглавлениями педагогических журналов («Педагогика», «Воспитание школьников», «Педагогическое образование и наука», «Школа будущего» и др.), определите наиболее актуальную для теории и практики образования проблематику современных педагогических исследований. На этой основе сформулируйте 10 вариантов тем научного исследования.

  1. Цифровизация в образовании

  2. Инновационные технологии в педагогической деятельности

  3. Теория и методика физического воспитания (различных дисциплин и курсов),

  4. Использование здоровьесберегающих технологий

  5. Различные вопросы патриотического воспитания

  6. Вопросы экологического образования и воспитания

  7. Отдельным блоком идут проблемы коррекционной педагогики

  8. Роль семьи в образовании, воспитании и развитии детей

  9. Актуальные способы и методы организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на становление всесторонне развитой личности

  10. Дистанционное обучение



Задание 4. Проанализируйте содержание Нацпроекта «Образование» и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с точки зрения социального заказа к современным научно-педагогическим исследованиям. На этой основе сформулируйте 10 вариантов тем научного исследования.

  1. Влияние условий проживания на образовательные возможности детей.

  2. Эффективность системы выявления и поддержки талантливых детей.

  3. Развитие и внедрение индивидуализированных образовательных программ для талантливых обучающихся.

  4. Влияние ранней профориентации на успешность обучения и карьерное развитие.

  5. Анализ факторов, влияющих на равный доступ к программам дополнительного образования.

  6. Эффективность внедрения цифровых образовательных технологий в образовательных учреждениях

  7. Разработка и адаптация цифровых образовательных контентов

  8. Оценка влияния цифровой образовательной среды на развитие критического мышления и творческих навыков обучающихся

  9. Влияние цифровой образовательной среды на социальное взаимодействие и сотрудничество в образовательной среде

  10. Роль образовательных организаций в формировании национальной идентичности обучающихся



Задание 5. Проведите сравнительный анализ тематики выигранных грантов прошлого года (Задание 2. дневника практики), современных научно-педагогических исследований (Задание 3. дневника практики) и социального заказа (Задание 4. дневника практики). Сформулируйте тему проекта заявки на грант с учётом проблематики современных научных изысканий, социального заказа и тематики победителей прошлых лет.

Сравнительный анализ тематики показывает, что в выигранных грантах за прошлый год основное внимание уделяется разностороннему развитию образовательной сферы, включая поддержку педагогов, использование технологий, патриотическое воспитание и защиту окружающей среды.

Темы современных научно-педагогических исследований в основном сосредоточены на цифровизации в образовании, использовании инновационных технологий в педагогической деятельности, а также на вопросах патриотического воспитания и экологического образования.

Темы социального заказа отражают актуальные вызовы и потребности в образовании, такие как влияние условий проживания на образовательные возможности, эффективность системы выявления и поддержки талантливых детей, адаптация программ для талантливых обучающихся и другие.

Тема проекта заявки на грант «Экологическая осведомленность через виртуальные экскурсии»



Задание 6. Обоснуйте актуальность выбранной темы проекта заявки на грант. Сформулируйте его цель, задачи, планируемые результаты.

Актуальность. Сегодня экологическая осведомленность становится ключевым аспектом образования, особенно в контексте изменения климата и сохранения окружающей среды. Проект «Экологическая осведомленность через виртуальные экскурсии» предлагает инновационный подход к формированию осознанного отношения к окружающей природе, используя современные технологии.

«Экологическая осведомленность» - это уровень знаний, понимания и осознания индивида или сообщества в отношении экологических вопросов и проблем. Это включает в себя осведомленность о состоянии окружающей среды, ее влиянии на здоровье человека и других живых организмов, а также понимание возможных способов улучшения состояния природы и устойчивого взаимодействия с ней.

Экологическая осведомленность включает в себя знание о различных экосистемах, видов разнообразия, проблемах загрязнения воздуха, воды и почвы, изменениях климата, устойчивом потреблении ресурсов, энергосбережении и других аспектах, связанных с воздействием человека на окружающую природу.

В рамках образования и проектов, направленных на развитие экологической осведомленности, уделяется внимание формированию у людей навыков и ответственного отношения к окружающей среде, а также стимулированию участия в экологических инициативах и деятельности для сохранения природы.


Цель. Разработать и внедрить в образовательный процесс программу, направленную на повышение экологической осведомленности обучающихся с использованием виртуальных экскурсий


Задачи:

  1. Определить актуальные темы и объекты для виртуальных экскурсий, а также разработать соответствующий контент.

  2. Организовать виртуальные экскурсии в рамках учебного процесса, включая лекции, мастер-классы и интерактивные задания.

  3. Разработать материалы, учитывающие специфику различных уровней образования и интересы разных возрастных групп.

  4. Внедрить виртуальные экскурсии в учебные программы, обеспечивая их соответствие образовательным стандартам.

  5. Осуществить мониторинг и оценку влияния виртуальных экскурсий на уровень экологической осведомленности учащихся


Планируемые результаты

  1. Повышение экологической осведомленности учащихся через новаторский метод обучения.

  2. Развитие интереса к экологии и понимание важности сохранения природы.

  3. Интеграция виртуальных экскурсий в образовательный процесс как эффективного средства обучения.

  4. Адаптация программы под различные возрастные группы и образовательные уровни.

  5. Создание модели, которая может быть использована в других образовательных учреждениях для улучшения экологической осведомленности




Задание 7. Осуществите поиск литературы по выбранной тематике проекта заявки на грант. Составьте библиографию по теме исследования (минимум 15 разных источников, включая диссертации, авторефераты, монографии, статьи). Ознакомьтесь с требованиями ГОСТа по оформлению библиографического списка. Оформите библиографический список.

  1. Бутенко, Н. В. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. В. Бутенко. – Челябинск, 2006. – 187 с.

  2. Быкова, Н. В. Особенности экологического воспитания в начальной школе / Н. В. Быкова // Наука, техника и образование. – 2018. – № 8 (49). – С. 79-84.

  3. Вагнер, И. В. Гуманитарное экологическое образование : диалектическая модель / И. В. Вагнер, Ю. М. Гришаева // Образование 2030. Дорожная карта : сборник статей международной научно-практической конференции. – М. : Перо, 2021. – С. 70-82

  4. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников : духовно-нравственный аспект : монография / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина. – М. : Прометей, 2015. – 156 с.

  5. Гришаева, Ю. М. О проблеме экокультурной идентичности личности в цифровом образовании / Ю. М. Гришаева, З. Н. Ткачева, Т. Л. Митрофанова // География : развитие науки и образования : коллективная монография по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – СПб. : ЦНИТ «Астерион», 2019. – С. 53-56.

  6. Евстафьева, Н. С. Поликультурные аспекты экологического развития личности / Н. С. Евстафьева // Экопсихологические исследования-6 : экология детства и психология устойчивого развития : сборник научных статей. – Курск : ЗАО «Универсальная книга», 2020. – С. 364-368.

  7. Завгороднева, Н. С. Развитие инклюзивного экологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка на примере виртуальной экскурсии / Н. С. Завгороднева // Экологический мониторинг и биоразнообразие. – 2016. – № 2 (12). – С. 124-128.

  8. Зауторова, Э. В. Формирование экологической культуры обучающихся в образовательной организации / Э. В. Зауторова, Ф. И. Кевля // Среда, окружающая человека : природная, техногенная, социальная : материалы Международной научно-практической конференции. – Брянск : ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2020. – С. 175-177.

  9. Кафарова, О. К. Сущность современного экологического воспитания школьников / О. К. Кафарова // XXI век. Человек и окружающий мир. – 2018. – № 3 (03). – С. 36-49.

  10. Конечных, А. И. Виртуальная экскурсия по основам безопасности жизнедеятельности как способ формирования экологической культуры учащихся / А. И. Конечных // Инновации в естественнонаучном образовании : материалы XI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. – С. 76-77.

  11. Недюрмагомедов, Г. Г. Экологическое воспитание учащихся подростков в процессе учебной деятельности / Г. Г. Недюрмагомедов // Природопользование и охрана природы: охрана памятников природы, биологического и ландшафтного разнообразия Томского Приобья и других регионов России: Материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – С. 421-426.

  12. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=129117&dst=100001#FJyUeTTuGKEyxJQf2

  13. Павленко, К. Г. Виртуальные экскурсии: особенности применения в начальной школе / К. Г. Павленко, А. И. Хасанова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : Электронный сборник статей по материалам LVIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск : Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. URL: https://sibac.info/archive/guman/10(58).pdf

  14. Павлова, С. А. Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста / С. А. Павлова // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». – Гжель : ГГУ, 2022. – С. 209-212.

  15. Порываев, А. В. Виртуальные экскурсии геоэкологического содержания: методический аспект / А. В. Порываев // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2. –.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23526058

  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  17. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

  18. Федорова, Н. Р. Экологическое воспитание как один из факторов сохранения духовно-нравственных ценностей в молодежной среде / Н. Р. Федорова // Гражданское образование и воспитание в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы научно-практической конференции. – Брянск : Ладомир, 2017. – С. 176-179.

  19. Челышева, И. В. Экологическое воспитание молодежи с использованием медиаматериала: теоретические аспекты проблемы / И. В. Челышева, Г. Ю. Юновидов // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. – 2018. – № 3. – С. 104-112.

  20. Чентаева, А. Н. Современные тенденции развития экологической культуры / А. Н. Чентаева // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : Материалы Международной электронной научно-практической конференции. – Казань : ООО «Издательско-полиграфическая компания «Бриг», 2018. – С. 173-178.

  21. Ясвин, В. А. Психологические основы экологического образования / В. А. Ясвин // Образовательные технологии. – 2019. – № 2. – С. 25-35.

  22. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.



Задание 8. На основе анализа литературы, определите степень изученности, выбранной темы проекта. Обоснуйте её возможную научную новизну и практическую значимость.

Степень изученности проблемы. Анализ педагогической литературы, посвященной проблеме развития экологической осведомленности у обучающихся, показал, что данная проблема является актуальной. Вместе с тем практика показывает, что наблюдается противоречие между необходимостью более глубокого изучения вопросов, связанных с использованием различных методов и средств развития экологической осведомленности, как более емкого понятия, включающего в себя экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое поведение у обучающихся и ее недостаточной разработанностью. В последние годы в образовательных организациях прочно укрепилась и широко используется методика виртуальных экскурсий. Нас заинтересовал вопрос возможности применения виртуальной экскурсии для развития экологической осведомленности у разных возрастных категорий обучающихся.


Научная новизна заключается в интеграции инновационных образовательных форматов, таких как виртуальные экскурсии, с использованием современных цифровых технологий. Проект предоставляет уникальную возможность "погружения" учащихся в экологические сценарии, обогащая обучение визуальными, звуковыми и интерактивными элементами. Научная уникальность также проявляется в междисциплинарном подходе, объединяющем экологию, технологии и образование, а также в тщательной адаптации контента для различных возрастных групп. Проект предусматривает систему оценки эффективности, включая как количественные, так и качественные аспекты воздействия виртуальных экскурсий на уровень экологической осведомленности учащихся, что делает его уникальным в плане исследовательской и педагогической инновации.


Практическая значимость: проект способствует эффективному формированию экологической осведомленности среди учащихся, что может привести к повышенному интересу к природе и ответственному отношению к окружающей среде. Внедрение виртуальных экскурсий в образовательный процесс также расширяет доступ учащихся к экосистемам и объектам, которые могут быть недоступны в реальной жизни. Кроме того, такой подход может стать эффективным инструментом для педагогов, обогащая методы обучения и содействуя лучшему усвоению материала. Наконец, проект предоставляет образовательным учреждениям исследовательский и инновационный ресурс, способствующий модернизации образовательного процесса и отвечающий на вызовы современного общества в области экологии и устойчивого развития.


Задание 9. Ознакомьтесь с фрагментом, представленного преподавателем, научного текста. Определите особенности научного стиля изложения. Обсудите их в группе и сформулируйте правила написания научного текста. Оформите памятку «Правила написания научного текста».

Памятка «Правила написания научного текста»

Определите четкую и конкретную цель вашего научного текста. Цель должна быть понятной и узко сфокусированной.

Разделите текст на введение, основную часть, вывод и при необходимости на подразделы. Соблюдайте логическую последовательность и четкую структуру.

Используйте формальный и научный стиль написания. Определите термины и понятия, используемые в вашем исследовании, и соблюдайте их строгие определения.

Пишите кратко, ясно и точно. Избегайте избыточной сложности и двусмысленности. Используйте академическую лексику и старайтесь избегать повседневной разговорной речи.

Включайте ссылки на актуальные и авторитетные источники, поддерживающие ваше исследование. Соблюдайте стандарты цитирования.

Избегайте эмоциональных оценок. Пишите с точки зрения объективности и фактов. Воздерживайтесь от использования личных мнений.

Проверьте и перепроверьте ваши данные и результаты исследования на точность. Указывайте пределы и ограничения вашего исследования.

Проверьте написанный текст на грамматику, орфографию, структуру предложений.

Соблюдайте принципы научной этики. При необходимости уточняйте авторство и указывайте источники.

Оценивайте полученные результаты и выводы вашего исследования с точки зрения их вклада в науку и практическую значимость



Задание 10. Осуществите самоанализ деятельности в процессе прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа).

Учебная практика оказалась для меня важным этапом профессионального развития, предоставив возможность применить теоретические знания на практике. Для меня стало открытием погружение в научно-исследовательскую деятельность и возможность участвовать в создании новых знаний. Я для себя поняла, что способна самостоятельно проводить анализ данных, формулировать исследовательские вопросы и осуществлять литературный обзор.

Моя самостоятельность проявилась в организации и выполнении заданий, а также в систематизации полученных результатов. Самым интересным и полезным было взаимодействие с научным руководителем и коллегами, что позволило обмениваться опытом.

Практика научила меня систематизировать информацию, анализировать данные, а также критически оценивать научные источники. В своей исследовательской деятельности мне наиболее удалось выделить ключевые аспекты и выработать структурированные выводы.

Наибольшие трудности у меня вызвало задание по сбору первичных данных и их последующему анализу. Однако благодаря поддержке научного руководителя и коллег я справилась с этими трудностями.

Я проверила свои возможности и способности в области научного исследования, и приобрела ценный начальный опыт в проведении научного исследования. Мне много предстоит работать над улучшением навыков анализа данных и более глубоким изучением литературы по предмету моего исследования.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах учебной практики (научно-исследовательская работа)



Виды работы

Баллы

Зачтено/не

зачтено

1

Дневник практики

(36-60 баллов)



2

Оценка по результатам защиты проекта заявки на грант (очная форма обучения) / собеседования (заочная форма обучения)

(24-40 баллов)



3

Итоговая оценка по практике

(60-100)




Руководитель учебной практики (научно-исследовательская работа) от кафедры «Педагогика и психология»: _____________________ Лыгина М.А.




Приложение

Проект заявки на грант: «Экологическая осведомленность через виртуальные экскурсии»


1. Введение: Цель проекта – разработка и внедрение инновационной программы повышения экологической осведомленности среди студентов и школьников с использованием виртуальных экскурсий. Проект нацелен на создание доступного, увлекательного и эффективного образовательного опыта в области экологии.

2. Описание проекта:

2.1. Разработка контента: создание специализированных виртуальных экскурсий, охватывающих различные экосистемы, проблемы загрязнения и изменения климата, а также экологические проекты.

2.2. Педагогическая методика: разработка методических материалов для преподавателей, обеспечивающих эффективное использование виртуальных экскурсий в рамках учебных программ.

2.3. Обучение преподавателей: проведение тренингов и вебинаров для преподавателей, нацеленных на эффективное внедрение виртуальных экскурсий в образовательный процесс.

3. Ожидаемые результаты:

3.1. Повышение уровня экологической осведомленности: участники проекта продемонстрируют улучшение знаний о природе, устойчивом развитии и методах охраны окружающей среды.

3.2. Интеграция в учебные программы: аиртуальные экскурсии будут успешно интегрированы в учебные планы, обогащая учебный процесс и делая его более интересным.

4. План реализации:

Этап 1 - Разработка контента: создание виртуальных экскурсий, адаптированных для разных уровней образования.

Этап 2 - Обучение преподавателей: проведение обучающих мероприятий для педагогов по использованию виртуальных экскурсий в учебном процессе.

Этап 3 - Пилотное внедрение: проведение пилотных проектов в нескольких образовательных учреждениях для анализа эффективности и коррекции методики.

5. Бюджет:

5.1. Разработка контента: _______ руб. (включает в себя затраты на съемку, монтаж и адаптацию контента).

5.2. Обучение преподавателей: _______ руб. (организация тренингов, вебинаров и создание методических пособий).

6. План оценки:

6.1. Анкеты и тесты: оценка знаний до и после использования виртуальных экскурсий.

6.2. Отзывы и реакция: сбор обратной связи от участников и преподавателей.

7. Заключение: проект «Экологическая осведомленность через виртуальные экскурсии» предоставляет уникальную возможность совместить современные технологии и образование, создавая инновационный и доступный инструмент для повышения экологической грамотности учащегося. Этот проект способствует формированию ответственного отношения к окружающей среде, что важно для будущих поколений.