СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на тему – «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему – «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов»»

Научно-исследовательская работа
на тему – «Использование специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов».


Актуальность. Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.

Из сказанного следует, что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны друг с другом, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.

Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема.

Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов - это совершенствование координации движений, а главное способность быстро перестраивать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.

Объектом исследования - является процесс развития координационных способностей волейболистов. 

Предметом исследования - методика использования упражнений с мячом для развития координационных способностей в процессе физической подготовки волейболистов.

Цель исследованияпрактически изучить процесс развития координационных способностей в процессе физической подготовки волейболистов при помощи упражнений с мячом.

Задачи исследования

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития координационных способностей волейболистов.

  2. Изучить методику и подготовить тесты для определения уровня развития координационных способностей волейболистов.

  3. Подготовить комплекс специальных упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов.

  4. Сделать выводы и дать заключение.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анализ документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретические аспекты влияния физической подготовки на развитие координационных способностей волейболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ научно-методической литературы показал, что для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов специальными упражнениями с мячом» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития координационных способностей в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития координационных способностей, выделить тесты для оценки показателей уровня развития координационных способностей, которые доступны для волейболистов.

На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития координационных способностей занимающихся, на текущий момент:

Тест 1. Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигзагом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок вперед; прыжок через скамейку/стул; проползти под следующим препятствием; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанции 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).

Тест 2. На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1x1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (количество попаданий).

Тест 3. Бросок мяча вверх кувырок, ловля мяча. Из 5 бросков, кол-во раз.

Тест 4. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Кол-во сек.

На последнем этапе исследовательской деятельности изучение литературных источников и анализ опыта специалистов, тренеров, спортсменов - волейболистов помогли подобрать комплекс специальных волейбольных упражнений с мячом для развития координационных способностей в процессе подготовки волейболистов.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение упражнений с мячом для развития координационных способностей следует планировать на первую половину основной части занятия, по сколько они быстро ведут к утомлению. 

Комплекс упражнений с мячом для развития координационных способностей волейболистов

1.     Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх, и замах бьющей рукой.

2.     Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).

3.     В парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет тоже самое.

4.     Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7-9 м не ниже линии, проведенной на уровне верхнего края стенки.

5.     Подача мяча через стенку с расстояния 7-9 м от нее.

6.     Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7-9 м от сетки в правую, левую часть площадки.

7.     Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо, влево.

8.     Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо-влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.

9.     Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.

10.     Нападающие удары с переводом из зоны 3 с передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.

Заключение

Анализ литературных источников и практическое изучение процесса развития координационных способностей волейболистов показал что, волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей - это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Можно определенно сказать, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов.