СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательские методы обучения, подготовка преподавателей к их использованию

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается важность научно-исследовательской и поисковой методики обучения.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательские методы обучения, подготовка преподавателей к их использованию»

Карпенко Виктория Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Авиационный техникум», г. Улан-Удэ

Научно-исследовательские методы обучения, подготовка преподавателей к их использованию

В наше время все больше внимания уделяется вопросам профессио­нального самоопределения и самопознания молодежи. Узкопрофессиональный сотрудник со стандартным типом мышления не соответствует требованиям современности. России нужны высоконравственные, хорошо образованные, предприимчивые люди с творческим типом мышления, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их последствия; способные к сотрудничеству и активной инновационной дея­тельности; отличающиеся мобильностью и конструктивностью подхода к ре­шению проблем; патриотично настроенные. Система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение самостоятельных работ. Удовлетворить потребности современного общества позволяет применение исследовательских методов в обучении.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние подростка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Развитие творческого настроя учащихся - один из эффективных путей их качественной подготовки к профессиональному самоопределению. От того, каким выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готов к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенство­вании и карьерном росте, зависит результативность всей его дальнейшей ра­боты и жизни.

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:

• приобщить их к процессу выработки новых знаний;

• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической лите­ратурой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

• выработать умение работать с основными компьютерными програм­мами;

• предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Целью исследовательского метода является развитие следующих умений:

· актуализировать противоречия;

· находить и формулировать научную проблему;

· формулировать цель исследования;

· устанавливать предмет и объект исследования;

· выдвигать гипотезу;

· планировать эксперимент и его проведение;

· проверять гипотезу;

· делать выводы;

·определять сферы и границы применения результатов исследования.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо­вания, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение по­лученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, вы­водов; применение заключений, выводов.

При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость. Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д. То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.

Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу - формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

 Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будущему исследованию.

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек). Учащиеся и учитель должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика ее обработки. Подходы могут быть различными:

· можно предоставить группам возможность собрать информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем интегрировать ее в наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не столь объемен, но требует тщательного отбора и сопоставления данных;

· можно поручить каждой группе учащихся найти доказательства в подтверждение только одной из выдвинутых гипотез.

Каждая группа, обсудив свое мнение в узком кругу, выносит его на общее обсуждение. Педагог активно участвует в этом обсуждении, в случае необходимости корректирует и направляет ход мысли учащихся, предлагает дополнительные источники информации.

На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.). Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

Собранные материалы могут быть представлены учителю, преподавателям смежных дисциплин, а также другим учащимся группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию. Учащиеся определяют ее достоверность, надежность и доказательность, задавая докладчику соответствующие вопросы: какие источники информации использовались; представляет ли информация доказательства в пользу выдвинутой гипотезы или против нее; могут ли учащиеся счесть полученные данные недостаточно доказательными и попросить группу продолжить исследование.

Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные. В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

 Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются. Если мнение учащихся по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя. Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени.

Роль педагога в исследовательском обучении существенно от­личается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования ре­продуктивных методов обучения. Если в традиционной обра­зовательной практике основная функция педагога – трансля­ция информации, преподавание, то в исследовательском обу­чении эта функция отходит на второй план. Педагог из менто­ра превращается в сотрудника, консультанта, помощника на­чинающего исследователя. Одновременно в условиях иссле­довательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследо­вательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это суще­ственно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важ­ное, – уметь заражать этим других.

Педагог, работающий в русле идей исследовательского обу­чения, может научить ребёнка даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение только на первый взгляд может показаться парадок­сальным. В условиях, когда новое знание не транслируется, а до­бывается из первоисточника, педагог не обязан, да и не может все­гда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, преподаватель должен:

· глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

· свободно ориентироваться в новостях науки, культуры, общества, проявлять к ним постоянный интерес;

· отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

· знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Преподаватель также должен обладать значительным комплексом умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);

· подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости составить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;

· развивать коммуникации, т. е. направлять работу учащихся на отыскание потенциально значимой информации среди многообразия материала;

· применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;

· определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;

· прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;

· выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога. Однако, как показывает опыт и специальные исследования, большинство преподавателей, независимо от их специальности, стажа работы и возраста, практически не готовы к осуществлению такой деятельности, не владеют способами решения большинства типов исследовательских задач. Педагоги испытывают существенные затруднения при перестройке и организации своей деятельности на исследовательской основе.

Причины такого положения кроются в сложившейся практике профессиональной подготовки будущих педагогов в вузах, которая не обеспечивает формирования у них необходимых умений и опыта осуществления исследовательской деятельности.

Чтобы изменить существующее положение, нужно активизировать специальные исследования в этом направлении.

Важным компонентом системы формирования готовности преподавателей к исследовательской деятельности являются формы организации учебного процесса (лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, индивидуальное консультирование, учебная и производственная практика, УИР и НИР студентов и др.) и методы обучения (проблемного обучения, учебного проектирования, изучения случаев, дискуссии, решения профессиональных задач, игровой деятельности и др.).

Таким образом, в учебном заведении необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения знаний педагогов, перейти от «обучения» к «образованию» и самообразованию, сделать стремление педагогов к использованию исследовательских методов обучения осознанным и стабильным. Данная система должна ориентироваться на развитие интеллектуальных и творческих способностей преподавателя, формирование навыков использования информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, способствовать освоению инновационных педагогических технологий. Результатом такого подхода будет создание необходимых научно-методических материалов образовательного назначения, методик проведения уроков с опорой на компьютерные технологии, а так же изменения в педагогическом процессе, в структуре занятий, мотивах и, как следствие, - рост профессиональных качеств преподавателей. Однако такая система обучения не должна быть навязана извне, а являться следствием общей системы методической работы в техникуме, отвечать профессиональным запросам личности преподавателя и соответствовать специфике учебного заведения.