Научно-исследовательская деятельность студентов специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», как средство развития профессионального мышления
Преподаватель
ГБПОУ БРТСиПТ Агарева Н.Ш .
Научно-исследовательская деятельность студентов - многогранный и сложный процесс формирования культуры мышления обучаемых, формирующий у них творческий, исследовательский стиль деятельности, открывающий широкие горизонты для индивидуальной работы преподавателей и студентов, активизирующий их общение, передачу опыта и в конечном итоге формирующий их исследовательскую культуру и профессиональное мышление.
Исследовательский же навык, приобретенный в техникуме, поможет его выпускнику быть успешным в любых ситуациях
В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.
Исследовательская деятельность
«Научно-исследовательская работа" Это внеурочная исследовательская работа, выполненная под руководством преподавателя. Работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, проверкой научных гипотез. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы студентов реалистичны , т.е. теоретическая проблема завершается ее конкретным решением, а практическая - ее результатом.
Учебно-исследовательская деятельность начинается с ознакомления студентов на занятиях с различными методами выполнения исследовательских работ, способам сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат.
- Целью своей работы я ставлю подготовку техников строительного производства компетентными строителями;
- объектом своего исследования: формы исследовательской работы ;
- предметом исследования: влияние научной исследовательской работы на развитие профессионального мышления.
Определение цели, объекта и предмета исследования позволило сформулировать задачи исследования
- расширение общего и профессионального кругозора;
- формирование у студентов интереса к научному творчеству;
- развитие профессионального мышления, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
- применение полученных знаний в практической деятельности.
Организация научно-исследовательской работы со студентами предъявляет и особые требования к преподавателю:
« Максимум требований к личности и максимум уважения к ней». А.С. Макаренко.
- Подчеркнутое уважение к студенту, как к личности.
- Признание права личности быть непохожей на других.
- Предъявление права на свободу выбора.
- Оценка не личности студента, а его деятельности, поступков.
- Учет индивидуально-психологических особенностей студента.
- Признание права на свободу выбора.
Формы представления исследовательской работы
- научная статья (описание хода работы);
- план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
- стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
- фото отчет по исследовательской работе;
- элементы исследовательской работы на учебных занятиях;
- компьютерная презентация.
Обобщение результатов научно-исследовательской деятельности при изучении профессиональных модулей по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Студенты занимались сбором информации, исследованием и отчетом о проделанной работе:
- Реферат на тему: «Теплоизоляционные материалы, применяемые в условиях крайнего севера».
- Решение конструкционных и проектных задач.
- Предметная неделя - доклад: история развития технологий строительного производства; составление кроссвордов; тестов.
- Конкурс газет- День строителя.
- Практическая работа исследовательского направления - изучение свойств гипсокартона и гипсоволокна
6. проект модели «Экологически чистый дом»;
7. отчет по экскурсии – «исследование создания архитектурного стиля города Кяхта»;
8. отчет по экскурсии – «исследование природоресурсного потенциала Республики Бурятия»;
- Домашняя практическая работа- «определение срока износа своего дома».
10. научно-исследовательские работы - «экология нашего села»; « «влияние современных строительных материалов на здоровье человека»;
« освоение современных строительных технологий, как фактор дизайнерского поиска оформление помещений»; «каркасное строительство в условиях крайнего севера»; физика в строительстве»; «высокохудожественная отделка без лишних затрат».
11. Презентации к темам исследовательских работ.
А так же результатом работы стали победы на конференциях и конкурсах районного, регионального и межрегионального уровня
В итоге своего исследования я делаю вывод:
- Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой, чаще других оканчивают техникум с повышенным квалификационным разрядом;
- Расширяется кругозор и формируется профессиональное мышление, что важно для всестороннего развития личности и успешной профессиональной деятельности, а так же для тех кто планирует продолжить обучение.
Успеваемость и качество знаний студентов занимающихся исследовательской деятельностью
Спасибо за внимание