Научно-методическое и информационное обеспечение
образовательного процесса
Волкова Л.В. заведующая
кафедрой естественных наук
МАОУ "Школа 5" г.Ростова-на-Дону.
Важнейшим средством достижения требований образовательного стандарта средней школы и повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является научно-методическая работа. В связи с необходимостью в современных условиях рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания значительно возрастает её роль.
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в области естественных наук характеризуется рядом характерных особенностей, оно
• включает подготовку учебной и научной литературы,
учебно-методической документации и обеспечение ею всех участников образовательного процесса;
• должно соответствовать содержанию обучения, определенным стандартами образования;
• осуществляется методическим советом школы, руководителем предметной кафедры;
• применяется педагогическими работниками при подготовке рабочих программ, дидактических и диагностических материалов по предметам естественного цикла.
Научно-методическое обеспечение учебного процесса состоит из^
• нормативно правовых актов в области образования ( Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, Положениие об аттестации педагогических работников, Нормативы Санпина, должностных обязанностей учителя);
•стандартов среднего образования;
• учебных планов;
• учебных программ по всем дополнительным учебным дисциплин;
• учебников и учебных пособий;
• инструктивно-методических материалов к семинарским, практическими лабораторным занятиям и проектной деятельности;
• диагностических заданий для самостоятельной работы учащихся по учебным дисциплинам;
•контрольных работ по дисциплинам для проверки уровня усвоения учебного материала;
• методических материалов для учителей и учащихся.
При планировании методической работы кафедры естественных наук были выбраны формы деятельности, которые реально позволяют решать научно методические и образовательные проблемы и задачи, стоящие перед преподавателями естественных наук школы.
Поставленные перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики проведения уроков, внедрение новых форм и методов обучения, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, новыми приемами и формами работы.
В методической работе кафедры естественных наук школы используются следующие формы работы:
1. Методическое сопровождение при подготовке учебных программ.
1. Работа учителей над темами самообразования.
2. Подготовка и проведение открытых уроков их анализ.
3. Творческие отчеты учителей по проблемам содержания образования и реализации предметных программ.
4 . Сопровождение в проектной деятельности.
5. Методическое сопровождение деятельности педагогов в ходе проведения Предметных недель.
6. Индивидуальные беседы с учителями, обсуждение методических статей и матералов.
7. Подготовки учителей к аттестации.
8. Оказание методической помощи молодым специалистам.
В 2015-2016 учебном году для углубления методического ядра преподавания естесственных запланированы тематические заседания и семинары кафедры. Формы проведения семинаров были различные: «круглый стол», лекция, устный журнал. В 2015-2016 учебном году продолжается работа по формированию банка данных использования новых образовательных технологий в деятельности педагогов школы (в форме отчетов и анализа).
Кафедра работает над своей методической темой «Внедрение новых технологий обучения, нацеленных на развитие творческих способностей школьников», которая тесно связанна с методической темой школы и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителям в межкурсовой период.
Работа кафедры естественных наук направлена на развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся, применение здоровьесберегающих технологий обучения, на повышение уровня самообразования каждого учителя.
На заседаниях кафедры рассматривались следующие вопросы:
- качество образования;
- совершенствование педагогического мастерства учителя;
- инновационные методы работы: изучение и обобщение опыта.
Методическая деятельность кафедры естественных наук направлена на решение следующих задач:
1. Совершенствование методики ведения урока.
2. Воспитание у учащихся интереса к предмету, развитие творческих способностей, логики мышления в ходе урока и во внеурочное время через кружков и консультаций по предметам.
3. Знакомство с новыми методикам и педагогическими технологиями.
4. Совершенствование и разработка дидактического и раздаточного материала.
5. Применение тестовых технологий в рамках перехода на ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе.
6. Оказание помощи молодым специалистам.
Продолжается работа по оформлению кабинетов, накоплению дидактического материала.
Важным направлением работы кафедры естественных наук является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через районные семинары и курсовую подготовку.
Научно методическое обеспечение преподавания естественных наук создает условия для осуществления инновационной деятельности. Инновационные процессы в области естественных наук в школе в текущем учебном году представлены
1. В содержании образования:
- Введением курсов биологии и географии в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе.
- Расширением системы естесственно-научного образования за счёт организации платных образовательных услуг по курсу " Технология решения задач по совершенствованию навыков работы с картографическими источниками знаний".
2. В образовательных технологиях:
- продолжением внедрения тестовых технологий, компьютерных, личностно-ориентированных дифференцированных технологий;
- использованием на различных уроках (химия,физика, ОБЖ, география, биология) компьютерных технологий;
3. В управлении:
- созданием пакета документов административной и диагностической деятельности в электронном виде, компьютеризацией учебного процесса.
Таким образом, научно-методическое сопровождение образовательного процесса способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика.
Для информационного обеспечения образовательного процесса кафедра естественных наук активно использует современные информационные ресурсы педагогического профиля, размещенные в русскоязычной зоне Интернета. Эти всероссийские образовательные порталы созданы в целях оказания всесторонней методической помощи работникам образования, обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей. Они призваны решать задачу концентрации, систематизации интернет-материалов в сфере образования и обеспечения их доступности.
Это, например, такие интернет-ресурсы, как:
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru);
Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru);
Портал современных педагогических ресурсов (http://www.intellect-invest.org.ua/);
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);
Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ» (www.методкабинет.рф);
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru);
Естесственно-научный образовательный портал (http://www.en.edu);
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru);
Российский портал открытого образования (http://www.openet.edu.ru);
06.11.2015г.