"Раздельное написание НЕ с деепричастиями
Цели:
познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.
Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент(учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).
II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями
Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. Графический диктант с самопроверкой и самооценкой
не развеял сомнения. неубранное поле, необдуманный поступок. невзлюбил соседа, неотправленное письмо, еще не проснувшийся город. не написанный, а напечатанный текст,, далеко не решенный вопрос, никого не заметил, собрание не закончено, не вызубренные, а осознанные правила, нетронутый завтрак
III. Объяснение нового материала (на доске записаны слова, записанные в два столбика –
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.
– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)
IV. Закрепление нового материала
Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.
Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):
Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).
Упражнение №170.
Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).
V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.
VI. Физкультурная минутка
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».
VII. Работа с текстом и подготовленный диктант
Вопросы учителя:
– Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).
VIII. Подведение итогов урока
– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?
– Приведите примеры.
Домашнее задание: