А) на доске: и, на, за, от, в, или, под, к, про, но, не - Что записано на доске? Как назвать их общим определением? (Служебные части речи) - Чем они отличаются от самостоятельных частей речи? - Для чего они служат? - Кто знает, что такое не? (Частица) - Почему мы её относим к служебным частям речи? Мы ещё недостаточно хорошо знакомы с этой частью речи, её смысловым значением и назначением, правописанием. Сегодня на уроке мы рассмотрим частицу не с разных сторон. Б) на доске: Стыдно знать, стыдно учиться. - Прочитаем предложение. - Согласны вы с этим утверждением? Почему? - Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным. (Ответы учащихся). Правильный вариант: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться. Наблюдение над лексическим значением частицы не. - Выясним, какой смысл имеет частица не. - Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается). - Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный) - Проверим это на других примерах. Правда в огне горит и в воде тонет. Правда живет рядом с ложью. Гордись званием, а гордись знанием. Ложь дружбу губит, поэтому ее дружба и любит. - Согласны вы с этими высказываниями? - Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не). Откройте учебники на с.40 упр 321. - Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы). - Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл). - А смысл пословиц? Правописание частицы не с глаголами. А) - Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? Узнаем мы это прочитав правило на с.39. Опрос детей. Самостоятельное выполнение упр.322 |