Консультация для воспитателей и родителей.
Музыкальный руководитель: Коклягина С.А.
Нейроигра – как средство музыкального и речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Поэтому у нас педагогов, работающих с такими детьми, возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание.
В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов - это нейроигра.
Что же такое нейроигра?
Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
- формируется правильное взаимодействие ног и рук;
- ребёнок учится последовательно выполнять действия;
- развивается слуховое и зрительное внимание.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, запоминает место каждого пальчика на инструменте в огромной музыкальной пьесе, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям с ТНР в коррекции используются нейроигры. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость.
При проведении занятий мы делаем акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Нейроупражнения проводятся в режимных моментах, на занятиях, в продуктивных видах деятельности в виде музыкальных пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности до 25-30 минут в день.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.