Нейропсихологические основы в процессе обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Цель: Изучить нейропсихологические основы для применения нейропсихологических игр и упражнений в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в развитии
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Прослушивание вебинара по теме
3. Поиск и подпор игр и упражнений для проведения с обучающимися
4. Включить нейроупражнения и игры в образовательный процесс
5. Составление сборника «Нейроигры и упражнения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
За последние годы увеличилось количество обучащихся, у которых педагоги наблюдают быструю истощаемость, низкую работоспособность на уроке, вялость, эмоциональную неуравновешенность, бедную речь, с несформированной в пространственной ориентацией (особенно при письменных работах в тетради), и другими трудностями в обучении.
Нейропсихология – наука, которая изучает мозговую организацию психических функций (чтение, письмо, запоминание и т.д.). Известными учеными в этой области являются А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Н.М. Пылаева и др.
Согласно работам А.Р. Лурия [1], все отделы головного мозга условно делятся на три блока:
1.блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок),
2.блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок),
3.блок программирования, регуляции и контроля.
Таким образом, детей, имеющих трудности в обучении, можно разделить на три группы: дети с нарушением нейродинамики, дети с нарушением когнитивной сферы и дети с нарушением регуляции и контроля.
Для детей первой группы характерны следующие признаки: повышенная истощаемость, колебание активности во время занятия, гиперактивность, наличие синкинезий, нарушение непроизвольного компонента внимания. В письменных работах у данной категории детей наблюдается микрография, колебание нажима, высоты и наклона букв, медленное письмо, колебание темпа и успешности письма во время урока, нарастание ошибок к концу работы.
Дети второй группы отличаются нарушениями зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, памяти, внимания, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. В письме наблюдаются оптические замены, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, пропуск слов, непонимание смысла прочитанного.
У детей третьей группы страдают три функции – цель, программа, контроль. Они испытывают трудности планирования и планомерного выполнения действия. У них нарушена самоорганизация, произвольный компонент внимания. Характерные ошибки на письме – многочисленные пропуски, повторения букв, орфографические и пунктуационные ошибки.
КАК РАЗВИВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БЛОКИ МОЗГА?
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие мелкой моторики
Развитие базовых психических процессов
Эмоционально-волевое развитие
Работа по методу замещающего онтогенеза
Развитие межполушарного взаимодействия
НЕЙРОМОТОРИКА
Развитие мелкой моторики