СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нейропсихологические упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихология одно из интересных течений современности, поэтому осваиваем новое течение

Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологические упражнения»

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твер­дым, жестким, мягким, холодным или теплым, глад­ким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растяги­вает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Да­лее ребенку предлагается представить себя сильно натя­нутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем — правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спи­на при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Растяжка «Струночка». Исходная позиция — лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно на­тянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь од­новременно сначала двумя руками, затем двумя ногами.

Растяжка по осям. Исходное положение — лежа на спине Детям предлагают напрячь тело, расслабить. Напря­жение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней части тела, напряжение нижней части), левос­тороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой части тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Растяжка «Лучики». Исходное положение — лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление:

- шеи, спины, ягодиц;

- правых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы;

- левых плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.

Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:

- медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;

- приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спи­ну, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;

- вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.

Растяжка с дыханием. Ребенку предлагается удобно лечь, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; вы­полнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем его про­сят напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет пооче­редно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в от­дельности — правая, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Снова предложить детям прислушаться к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженны­ми участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или расслабить икры ног и т.д.


Релаксация «Огонь и лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инст­руктора «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движе­ний каждый ребенок выбирает произвольно. По коман­де «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор не­сколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.


Дыхательные упражнения. Исходное положение — лежа на спине. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрыва­ют большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем пра­вой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полу­шария головного мозга, способствует успокоению и ре­лаксации. Дыхание только через правую ноздрю активи­зирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живо­та, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пау­за (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втя­нуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнитель­но использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.

Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание. внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

Дыхательное упражнения (лежа на спине). Выдох, от­крыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Выполнить

несколь­ко раз. Предложить детям полностью расслабить глаза, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, дети должны отмечать то, что они видят, замечать все изгибы и формы, линии и углы; сна­чала замечать только темное, затем только светлое.

Дыхательные упражнения (сидя на полу, скрестив ноги, с прямой спиной). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сги­баясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдох­нуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На вьгдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдо­хе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Дыхательные упражнения (лежа на спине). Глубоко вдох­нуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).


Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исход­ная позиция — сидя на полу.

  • «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребе­нок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с боль­шим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указа­тельному пальцу) порядке. Вначале методика выполня­ется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребе­нок выполняет упражнение вместе с инструктором, за­тем по памяти в течение 8—10 повторений моторной про­граммы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При зат­руднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), про­износимыми вслух или про себя.

  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачива­ет пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в го­ризонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

  • «Ухо нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и » хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

  • «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­корении.

  • «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в за­мок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чет­ко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

  • «Змей­ки».

Усложнение — упражнения выполняются с легко прику­шенным языком.













«Колечко» «Кулак – ребро - ладонь»













«Замок»









«Лучинка»






«Замок»

Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по че­тырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четы­рем вспомогательным направлениям (по диагоналям); све­дение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медлен­ном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних по­ложениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлече­ния внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его само­стоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке. а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, сле­дует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и че­тырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.

  • «Велосипед» .

  • Отработка согласованных движений головы, туло­вища, глаз, языка, рук и ног.

  • «Лодочка». Выполняется лежа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается, изогнувшись,

приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Ус­ложнение — «покачивание на волнах».

  • «Эмбрион». Прокатывание туда-обратно, свернувшись «калачиком».

Глазодвигательные упражнения. Исходное положение — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четы­рем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведе­ние глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения гла­зами, затем удержать глаза в крайнем латеральном поло­жении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное по­ложение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения выполняются с легко прикушенным языком.

Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция -лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прям перед собой. Продолжается отработка движений глаз nj четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям сведение глаз к центру. Упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

Глазодвигательные упражнения (лежа на спине). Они вы­полняются с широко открытым ртом.

Глазодвигательные упражнения (как на предыдущих за­нятиях). Упражнения выполнять с подключением однонаПравленных движений языка (глаза и язык вправо — д0х, пауза, в исходное положение — выдох, пауза, гла­за и язык влево — вдох, пауза, в исходное положение — выдох, пауза и т.д.)

Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.

  • «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велоси­педе, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

  • Отработка согласованных движений головы, туло­вища, глаз, языка, рук и ног.


- Фиксированы позиции головы и туловища. Выполня­ются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

- Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения голо­вы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведе­ние к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

- Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

Телесные упражнения (сидя на полу).

Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук.

- Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука — по левому ко­лену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз одноименную, затем в противоположную от руки сто­рону. Челюсти сильно сжать.

  • «Вездеход». Передвижение передом (лицом вперед) а затем задом (спиной вперед) с прямыми

ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.

  • «Качалка». Сесть на пол, подтянуть колени к живо­ту, обхватить их руками, голову спрятать в

колени. Пере­катываться с одного бока на другой, вперед-назад, про­катываясь всеми позвонками по полу.

Телесные упражнения (сидя на полу).

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук (как на предыдущих занятиях).

  • «Перекрест». Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать ру­ками пальцы ног. Наклонить голову. Вдыхать при подъеме Тела, выдыхать при наклоне. Повторять упражнение триж­ды и менять перекрестное положение ног.

Телесные упражнения. Исходное положение — лежа на животе или на спине. Инструктору необходимо контро­лировать синхронность выполнения упражнений.

• Ползание на животе:

- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед затем ногами вперед);

- только при помощи рук;

- только при помощи ног.

• Ползание на спине:

- синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);

- только при помощи рук;

- только при помощи ног.


  • «Бревнышко». Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над голо­вой, затем вдоль туловища.

  • «Качалка».

Телесные упражнения. При ходьбе на четвереньках од­новременно должны ставиться рука и нога.

Взгляд на­правлен вперед. Усложнение — ускорение темпа, выпол­нение упражнения с закрытыми глазами.

Перекрестная ходьба (левая нога — правая рука, правая рука — левая нога) на четвереньках на ладошках (Передом и задом).

  • Упражнение «Море волнуется...». Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку: Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «Отомри!» упражнение продолжается.


Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и дела­ет какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. За­тем инициатива передается соседу справа или слева.

Когнитивное упражнение «Организация рабочего места» (формирование умения следовать правилам, контролиро­вать свою деятельность, осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую).

Когнитивное упражнение «Формирование пространствен­ных представлений». Исходная позиция — сидя. Инструктор проводит с детьми отработку понятий по горизонтальной оси: «над», «под», «между», «выше», «ниже», «за», «пе­ред», «ближе к», «дальше от».

Когнитивное упражнение «Послушать тишину» (форми­рование произвольной регуляции собственной деятель­ности, развитие аудиального гнозиса). Исходная пози­ция— лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Когнитивное упражнение «Организация пространства та» (формирование пространственных представлений). Исходная позиция — сидя на полу. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз.

На первых этап работы можно разлиновать альбомный лист на полосы клетки, показать стрелками направления движения глаз, боту следует выполнять строго внутри клетки или полос

Когнитивное упражнение «Формирование пространствнных представлений» (сидя на полу). Инструктор проводит с детьми отработку понятий по вертикальной ос «право», «лево», «правее, чем», «левее, чем», «справа от», «слева от», «впереди», «сзади». Участники садя в круг. Инструктор предлагает им определить свое место то: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив и т.д.» Затем дети меняются местам и игра продолжается.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональ ное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно закройте глаза. Представьте перед собой свою любим чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще од пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чаши доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Когнитивное упражнение «Формирование квазипростран­ственных представлений». Исходное положение — сидя на полу. Инструктор проводит с детьми отработку понятий: «до», «после», «раньше, «позже», «между». Он предлага­ет детям структурировать последовательность времени суток, года, дней недели, месяцев в году. Затем можно формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.

Упражнение для развития пространственных представ­лений «Холодно—горячо». Инструктор прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведет игрока к целя. Команды могут быть: «шаг направо, два шага вперед, три налево и т.д.». Если ребенок хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему.

Когнитивное упражнение «Лабиринт» (формирование пространственных представлений). Ребенок должен обхо­дить стулья с продвижением вперед: справа, слева от стула, над, под стулом. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

Когнитивное упражнение «Найди фигуру» (формирова­ние тактильной памяти). Исходное положение — сидя на полу. Дети по очереди с закрытыми глазами ощупывают ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шер­шавые, колючие, скользкие, бархатистые и т.д. Затем, не открывая глаз, они должны найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количе­ство фигур необходимо увеличивать постепенно. В работе участвует сначала одна рука, затем другая, обе вместе.

Когнитивное упражнение «Поза» (формирование так­тильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный рариант — последовательно 2—3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

Когнитивное упражнение «Движение» (формирование двигательной памяти). Инструктор предлагает детям не­сколько последовательных движений (танцевальных, гим­настических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

Когнитивное упражнение «Ритм» (сидя на полу). Инст­руктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри­мер «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкреп­ление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. 1 с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбини- | рованно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой ру­кой, «3» — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвес-ти тот же ритмический рисунок ногами.

Когнитивное упражнение «Шапка-невидимка» (форми­рование зрительной памяти). Исходное положение - сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запом­нить предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения — запомнить порядок расположения предметов, который инструктор может поменять.


Коммуникативное упражнение «Скала». Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на по. обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста.

Коммуникативное упражнение «Комплимент». Дети са­дятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравит­ся в тебе...» Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он прини­маем другими детьми.

Коммуникативное упражнение «Сороконожка». Участни­ки группы встают друг за другом, держась за талию впе­реди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и со­хранить «сороконожку».

Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инструк­тор просит детей образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «Мост дружбы».

Коммуникативное упражнение «Хвасталки». Дети садят­ся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и дости­жениях в любой сфере. Обязательное условие — расска­зывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» — и поделиться своими достиже­ниями со следующим участником игры.

Коммуникативное упражнение «Равновесие». Дети объединяются в пары и садятся на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы. Затем разво­рачиваются и садятся спиной к спине. Пытаются вместе встать и снова сесть, опираясь на спину партнера. Повто-1 рить это упражнение несколько раз.

Коммуникативное упражнение «Маска» (эмоциональное развитие). Дети садятся в круг. Первый участник фикси­рует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), де­монстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выра­жение, поменять на новое и «передать» следующему участ­нику. Так же делают все остальные. Выражение лица мо­жет быть страшным, смешным, комическим, угрожаю­щим и др.

Коммуникативное упражнение «Шалуны» (развитие про­извольной регуляции). Инструктор предлагает детям по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму его сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.



Релаксация «Ковер-самолет». Исходная позиция — л ежа на спине. Инструктор поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера.. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляете нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Релаксация «Пляж». Исходное положение — лежа на спине. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что 0н лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть пред­ставит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Релаксация «Парусник». Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколь­ко развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Инструктор поясняет: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не рас­цепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову отки­нуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)». Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить боль­шой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

Релаксация «Потянулись—сломались» (лежа на спине). Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки "слома­лись" в локтях, в плечах, упали плечи, "повисла" голова, "сломались" в талии, подогнулись колени, "упали" на под­лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается толь­ко во втором случае); когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

«Медуза». Лежа на спине, совершать плавные движения руками, подра­жая медузе, плавающей в воде.


«Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который бу­дет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сза­ди ребенка, обхватывает его руками и ногами, изобра­жая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.


«Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Мож­но построить тоннель из стульев.




























Л.А. Анцыгина, учитель-логопед д/с № 29