Проект в старшей- подготовительной к школе группе «Неофициальные символы России»
Паспорт проекта
1. Тема: «Неофициальные символы России»
2. Тип проекта: познавательно-исследовательский
3. Характер проекта: творческий
4. По характеру контактов: дети старшей-подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад 7 Родничок», педагоги, родители воспитанников.
5. По характеру участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный
7. Предмет исследования: неофициальные символы России
Аннотация:
Проект разработан для работы с детьми старшей- подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность:
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большие перемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом…» (Д. С. Лихачев). О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так, как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно, знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Всё это определило выбор темы данного проекта.
Цель:
Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи:
Познакомить детей с неофициальными символами России;
Воспитывать патриотические чувства, уважение к своей стране с ее традициями и культурой;
Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
Развивать творческие способности детей, воображение.
Предполагаемые результаты:
У дошкольников сформированы представления о неофициальных символах России (матрешка, балалайка, береза, валенки, самовар и т. д.)
Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей (мини музей, альбом с описанием неофициальных символов России, вернисаж детских творческих работ по теме)
Этапы проекта:
Подготовительный
-составление плана работы, конспектов занятий, бесед
-подбор иллюстративного материала о неофициальных символах России
-подбор художественной и познавательной литературы.
-обогащение РППС
Практический
Постановка проблемы.
Маршрут исследования.
Беседы, рассказы воспитателя.
Дидактические игры.
Ознакомление с художественной и познавательной литературой.
Игровые ситуации, ситуации общения и самостоятельная деятельность.
Прогулки и наблюдения в социуме.
Продуктивная деятельность.
Разучивание стихов о символах России.
Заключительный
оформление альбома: «Неофициальные символы России»
создание мини музея
презентация экспонатов музея детьми
вернисаж детских творческих работ «Неофициальные символы России»
Реализация проекта.
Подготовительный этап
Чтение книг: Т. Коти «Моя первая книга о России»;
А. Афанасьев «Народные русские сказки»;
В. Соловьев «Золотая книга Русской культуры»;
Чтение русских народных сказок, былин;
Рассматривание иллюстраций, фотографий
(Беседы: «Поэзия народного костюма», «Из истории мужской и женской одежды» и рассматривание кукол в русских национальных костюмах);
Проведение тематических бесед
Оформление выставки рисунков, по теме «Родные символы»;
Разучивание песен, стихов, хороводных игр
Подбор информации педагогами по теме: «Неофициальные символы России»
Основной этап
1. Повторение государственных символов России.
2. Беседы социального педагога (о Родине, её природе, городах (городах«Золотого кольца», о государственных праздниках, о народах, живущих на территории России, о великих русских полководцах):«Береза – символ России»,«Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома», «Русская матрешка», «Быт и основные занятия русских людей», «Русский самовар и чаепитие на Руси»,«Русская тройка», «Великие соотечественники», «Заповедники России»,«Великие города Росии»
3. Художественное творчество «Неофициальные символы России».
4. Разучивание стихов о символах России.
5. Создание мини – музея «Неофициальные символы России»
6. Презентация экспонатов музея детьми
6.1. Береза. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Береза является символом России. В ней отразилась душа народа, его мудрость, история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений
. А уж, сколько
песен о ней спето!
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка
Символ Родины моей.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)
6.2. Матрешка - символ России, загадочной русской души. Самый популярный национальный сувенир.
Матрешка
Покорил весь божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку,
Кукла яркая матрешка.
Наша кукла непростая,
Наша кукла составная.
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри,
Сколько спряталось внутри! (И. Агеева)
6.3. Балалайка. Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Много лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Балалайка
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент (И. Агеева)
6.4. Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя.
Медведь
Он хозяин леса строгий,
Кабинет его в берлоге.
Среди хищников – зверей
Всех заметней и сильней.
Он Топтыгин, он и Мишка
На страницах в детских книжках.
Он и в сказочных лесах,
И в картинках на гербах.
Грозным рыком наделен,
Символ русской мощи он.
Пусть медлителен на вид,
вмиг врагов всех победит.
Всем совет: не лезь в берлогу,
Медвежат – детей не трогай!
Будьте добрыми соседи,
Не страшны тогда медведи. (И. Агеева)
6.5. Валенки - уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь.
Валенки
Для больших и маленьких
Есть обувка – валенки:
Чтоб по снегу мы гуляли
Их из шерсти нам сваляли.
Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит.
Русский валяный сапог
Победить века все смог.
У него есть свой музей –
Сам сходи, своди друзей!
(музей валенка в Москве (И. Агеева)
6.6. Ромашка – самое распространенное растение в России, она всегда сопутствовала русскому человеку. С ромашкой ассоциируются чистота, юность и любовь. 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, символом, которого является ромашка. Этот цветок – нежный символ природной красоты нашей необъятной Родины.
Ромашка
В целом мире нет цветка красивей,
Нет его нежнее и родней.
Стала символом она России,
Как береза. Что сравнится с ней?.
Смотрит удивленно и смущенно
Скромный и застенчивый цветок,
на любовь гадает для девчонок
Пчелам щедро дарит свой медок.
На лугах ромашковых России,
На просторах Родины моей
Нет цветов полезней и красивей
И милей ее! Спасибо ей! (И. Агеева)
6.7. Шапка-ушанка – символ России, отображающий суровость зим в нашей стране. Она спасает от морозов. Получила свое название из-за наличия отложных«ушей», в поднятом виде связанных на макушке. При необходимости «уши»опускаются вниз, защищая от холода и ветра уши, щеки и подбородок человека, носящего ушанку.
Ушанка
Русский морозец, известно – силен,
За уши щиплет, кусает.
Шапка ушанка – наш русский фасон –
Уши и лоб защищает.
Теплая шапка всем в холод нужна:
Дедушке, папе и брату.
Ну, а с кокардою станет она
Зимнею формой солдата. (И. Агеева)
6.8. Самовар. Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские
писатели и поэты. Ни одно народное гулянье не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.
Самовар
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку! (М. Пляцковский)
Работа с родителями:
Родители являлись непосредственными участниками и помощниками на протяжении всего проекта: собирали материал, оформляли пособия, являлись спонсорами, готовили детей к презентации экспонатов музея по теме проекта, мастерили с детьми различные поделки, принимали активное участие в создании мини музея и т. д.
Заключение:
Дети приобрели новые знания о неофициальных символах России,традициях нашей страны.
В процессе реализации проекта дошкольники познакомились с историей возникновения неофициальных символов и их значением, поделились полученными знаниями с товарищами (в процессе презентации экспонатов музея).
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Обогащение альбомом «Неофициальные символы России», мини музеем «Символы России»
Благодаря проделанной работе, наши дети могут рассказать много интересного о неофициальных символах России.
Используемая литература:
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-П Издательство «Д-П», 2008; Н. Г. Зеленая, Л. Е. Осипова«Мы живем в России»,Москва, 2010; Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова«Дошкольникам о Москве и родной стране», Москва, 2010; Интернет ресурс
Исследовательская работа на тему
«Народные символы России»
Выполнила :Бельчикова Полина,
ученица 2»Б»класса МБОУ СОШ с. Красное
Руководитель:Якухняя Оксана Александровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ№2
с.Красное 2016 год.
Содержание:
Тема исследования.
Цели и задачи исследования.
Гипотеза исследования.
Методы и средства.
Спросить других людей.
Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Введение
1.Основная часть:
а) Матрёшка
б) Валенки
в) Самовар
2.Заключение.
3.Литература.
Тема исследования:
Что является неофициальными (народными) символами России?
Эта тема показалась мне очень интересной, поэтому я её выбрала. Очень часто говорят о государственных символах России- флаге, гербе, гимне России, но есть символы неофициальные, прочно связанные с русским народом, с их традициями.
Меня заинтересовало - какая вещь является неофициальным символом России.
Цель моего исследования:
-Узнать как можно больше о народных символах России.
Цель работы определила следующие задачи:
Узнать о том, какие есть народные символы России.
Изучить историю возникновения некоторых из них.
Гипотеза исследования
Все народные символы России исконно русские.
Методы исследования.
Спросила у других людей.
(обратилась к одноклассникам, родителям)
В школе я провела опрос среди взрослых и детей. На вопрос:
«Какая вещь по Вашему мнению, могла бы стать символом России за ее пределами?»
я получила следующие ответы.:
Взрослые ( 20 опрошенных) и дети ( 15 опрошенных)
Вот результаты опроса.
Взрослые. Матрёшка 10 человек. Дети. Матрёшка 8 человек.
Самовар 6 человек Медведь 5 человек.
Берёза 7 человек. Лапти 3 человека.
Валенки 8 человек. Валенки 3 человека.
Балалайка 5 человек. Балалайка 4 человека.
После этого я начала исследовать интересующую меня тему .
Посмотрела книги о том, что исследую.
Книга лучший друг человека, и я решила найти ответ в книгах , воспользовалась энциклопедией и конечно заглянула в Интернет.
Введение.
Символы России, что это такое? Думаю что не найдется в стране такого человека, который бы не ответил на этот вопрос .Но ответы конечно будут разные. Большинство людей назовут флаг и герб. Может кто-то вспомнит про храмы, русские поля, матрёшку, балалайку, валенки или дедовские лапти, которые плели из лыка. Любители чая вспомнят самовар, деревянную ложку.. Вспоминали и берёзу и даже медведя.
В этой работе я не смогу рассказать обо всех народных символах России. Расскажу только о трех из них, наиболее популярных в разных областях жизни, которые меня заинтересовали:
Сувенир-Матрешка.
Обувь- Валенки.
Предмет быта- Самовар.
Матрёшка.
По результатам моих исследований самой популярной оказалась Матрёшка. Её знают не только наши россияне но и иностранные гости. Матрешка стала одним из символов русского народного искусства.
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума) .
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.
Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
младенца. Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.
В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде
Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую, семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрёшек.
Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.
Процесс изготовления матрешки сложен и требует от ее создателей мастерства, знания традиций, терпения. Дерево, из которого делается заготовка, обязательно срубается зимой, когда в древесине мало сока.
Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.
Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например, с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах. Ваша матрешка будет единственной в мире.
Несмотря на то, что родиной матрешки считается Россия, самая большая матрешка находится в китайском городе Манчжурия. Там построили настоящий центр традиционного русского художественного творчества, в который входит и городская площадь "Матрешка".
Валенки.
История валенок насчитывает не одно столетие. Эта обувь когда-то была модной, современной и очень популярной. Русские женщины носили валенки с удовольствием, украшали их, даже хвастались ими.
Валяние войлока, а именно оно позволяет создавать валенки, умели делать не только в России, но и в поселениях Тибета, Алтая, Памира, Кавказа, Азии. Изначально мастерицы валяли ковры и другие предметы для дома, например, подушки.
А вот в России первые валенки появились в Сибири около 200 лет назад. Родиной этой обуви принято считать город Мышкин, расположенный в Ярославской губернии. Здесь мастера начал валять новую обувь лишь в XVIII веке. Поначалу валенки делали из нескольких частей, но вскоре появились модели, выполеннные цельными. Мастера в те времена жили почти в каждой избе, а труд был очень тяжелым.
Валенки делали так: шерсть смешивали с мылом и содой, затем в эту смесь наливали немного серной кислоты. Весь процесс был сложным, даже опасным, но в те времена платили за него хорошо. В 1901 году в Ярославской губернии валенки делали уже почти за каждым углом. Но особенно ценились изделия из деревни Тимоханово. Там крестьяне умели делать отличные валенки, а секрет их изготовления передавали строго по наследству, хранили его как самое дорогое сокровище. И если сейчас модницы могут в любом магазине купить угги, сапоги и другую обувь, то тогда качественные надежные валенки были редкостью, и платили за них приличные деньги.
В разных районах России существовали свои традиции создания валенок. И называли их тоже по-разному, то чесанками, то валенцами, то выходками. Иностранцы удивлялись тому, как красиво выглядят русские валенки. На нашей обуви не было швов, вся форма была единой.Такие модели быстро стали популярными, их начали покупать иностранцы и как сувениры, и как настоящую обувь. А модницы во всем мире оценили новую удобную обувь, в которой ножки не мерзли. Правда, стоили валенки недешево, часто их носили все члены семьи по очереди. Если все домочадцы могли щеголять в валенках, их семью считали богатой. Согласно разным источникам, в XIX веке за одну пару валенок отдавали около двух рублей серебром, по тем временам это были очень солидные деньги для пары обуви.
Кроме того, валенки всегда были замечательным подарком. Их носили аккуратно, сберегали для детей и даже внуков. Сегодня эту русскую обувь заменили сапоги, угги и т.п. Но если вы решите купить себе настоящие валенки, точно не пожалеете о своем выборе.
Самовар.
| Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей. В этом рассказе я расскажу тебе, какая была история самовара. Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях. Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара. Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце. Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно. Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле приборами, отдалённо напоминающими самовар, пользовались ещё древние римляне. Но больше всего современный самовар похож на старинное китайское устройство, имеющее и трубу, и поддувало. Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной». А самый первый русский самовар был сделан из меди в 1739 году на Урале. Но там их производилось очень мало. Первую в стране мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовал в городе Туле в 1778 году слесарь Лисицын. Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России. Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей». Интересно, что некоторое время в России производились и так называемые самовары-кухни. Внутри они были разделены перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая. Можно было купить тогда самовар, рассчитанный на один стакан чая, а можно было приобрести и такой, в который вмещалось и 50 литров воды. На смену медным пришли со временем самовары из сплава цинка и меди. Можно было купить и серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже. Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды. Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды. Любителей «чайных машин» осталось теперь не так уж и много. Да и они, в основном, предпочитают не возиться с растопкой, а приобретать электрические самовары. Раскупают их и как сувениры, напоминающие о старинном русском обряде – неторопливом чаепитии под пироги и варенье. Интересные факты о самоварах Честь считаться родиной российского самовара оспаривают Тула и Урал. Первые упоминания о самоваре были найдены в регистре медных изделий заводов Григория Демидова за 1745 год и в описях имущества Онежского монастыря за 1746 год, где среди других предметов упомянуты «два самовара с трубой зеленой меди». Однако и до этого времени в документах упоминались подобные приборы - «казаны с трубами». Единое определение «самовар» появилось позже, а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей». Предшественниками самовара были сбитенник и самовар-кухня. 3. Заключение. Неофициальные символы России – это не только «визитная карточка» нашей страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры, отражающий основную направленность развития страны. Занимаясь исследовательской деятельностью я узнала: историю появления матрешки, валенок и самовара, пришедших к нам из прошлого, но сохранивших все тепло , душевность и неповторимость русского народа. Использованная литература. 1.Материалы сети Интернет. 2.Популярная энциклопедия вещей. авт. К.А.Буровик. 3.Народные промыслы. авт. А.Е.Клиентов. |