Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
(начальная школа-детский сад)
сельского поселения "Село Пушкино" Бикинского муниципального района Хабаровского края
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: "Эти необыкновенные вещи"
Продолжительность НОД: 20 минут
Возраст обучающихся: 4 - 6 лет
Составила: воспитатель
Ямнова Елена Васильевна
с. Пушкино,2018г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей 4-6 лет представлений о том, что человек на протяжении веков создавал предметы, облегчающие жизнь, как изменялись эти предметы в течение века.
Задачи:
Образовательные:
1.Углубить знания детей об истории бытовых приборов и аппаратов, погрузить их в культурно-историческое пространство.
Формировать умение ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
Развивающие:
1. Развивать навык свободного общения между взрослым и детьми.
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, воображение, интерес к предметам рукотворного мира.
3. Развивать умение детей понимать назначение и функции многих предметов быта.
Воспитательные:
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, компьютер. Музейные предметы: чугунок, ухват, корзина, лампа «Летучая мышь». Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» (разрезные картинки), пластмассовые шарики.
Предварительная работа: чтение сказок, проведение народных подвижных игр, посещение мини музея, беседы о традициях русского народа, проведение народных праздников, изготовление родителями народных костюмов, рассматривание предметов одежды, изделий, выполненных народными мастерами России, художественно-творческая деятельность по мотивам народных ремесел.
Методы: словесный, игровой, демонстрационный, создание проблемной ситуации.
Ход:
Дети входят в зал, где на стене расположена "русская печь", стоит стол с самоваром, рядом предметы из мини-музея с. Пушкино, включено мультимедийное оборудование.
1. Вводная часть (2-3 минуты). На экране включается обращение основателя мини-музея с. Пушкино Гусаковой Н.П. с приглашением посетить музей (видеозапись).
Воспитатель: Ребята, а что такое музей? (место, где можно увидеть разные старинные вещи). Надежда Петровна пригласила нас посетить ее музей, где хранятся старинные предметы, подаренные ей жителями нашего села. А на чем можно быстро до него добраться? (на машине, мотоцикле, самолете...). А может быть на каком-нибудь сказочном транспорте? (ступа Бабы Яги, ковер-самолет). Давайте полетим на ковре - самолете. Садитесь в "кресла", пристегивайтесь и полетели в мир старых и новых вещей и предметов.
2. Основная часть. Слайдовая компьютерная презентация "Эти необыкновенные вещи" (9-10 минут).
Слайд 1. Титульный.
Слайд 2.Основатель мини музея Гусакова Надежда Петровна, заведующая сектором библиотеки МКУК кино-досугового информационного центра с. Пушкино Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Слайд 3. Полюбуйтесь, вот ухват, чугунку он словно брат: без него-то из печи не достать кашу иль щи.
Воспитатель: Вот в такой русской печи в чугунках варили еду. А как вы думаете, для чего нужен ухват? (доставать из печи горячие чугунки).
Слайд 4. А теперь помогут в варке нам кастрюля с мультиваркой.
Слайд 5. И размять, и растолочь ступка может нам помочь.
Это раньше, сейчас ловко все размелет кофемолка.
Воспитатель: Раньше почти все делали вручную, но, с появлением электричества, ученые придумали много новых приборов и аппаратов, облегчающих нашу жизнь.
Слайд 6. Он пыхтит, пускает пар наш пузатый самовар. Давно его щепой топили, а вскоре чайник сотворили. Ну а сейчас, на удивленье, пьем чай из поттера – с вареньем! Отгадайте загадку:
Слайд 7. Он тяжелый и с углями раньше гладить помогал, а теперь – включил в розетку и он с паром гладить стал!
Воспитатель: Да, раньше утюги либо грели на печи, либо наполняли углями, как этот музейный экспонат. Гладить было тяжело и опасно. Почему? (угли могли выпасть и прожечь вещи, создать ситуацию пожара). А вам можно включать утюг и гладить? (опасно, можно обжечься или случится пожар). Как вы думаете, чем раньше люди освещали дома? (ответы детей). Давайте посмотрим.
Слайд 8. Тихо, с треском, ярко, чинно освещает дом лучина.
Горит свеча, мерцает, и, воском плача, тает.
Слайд 9. Хоть «Летучие мы мыши», но не прячемся под крышей,
На столе стоим, мой друг, освещаем все вокруг. Керосин ты в нас налей – сразу станет жить светлей! И ярка, и горяча, светит «лампа Ильича»:
В торшерах, люстрах, бра - желает всем добра.
Воспитатель: Как вы думаете, почему старые лампы назывались «Летучая мышь»? (может потому, что ее можно было носить с собой, и она «порхала» в руках и освещала путь).
Слайд 10. Сначала эти вот станки ткали всем половики, а потом другие стали – чтобы люди не устали.
Воспитатель: Вот такие самотканые половики ткали русские женщины издавна (показывает половик). А теперь, на заводах и фабриках работают огромные ткацкие станки.
Слайд 11. Для сына и дочки сплету лапоточки, В лесу лыка надеру – порадую детвору! Чтоб зимой не замерзать, нужно валенки валять.
Красивы, словно бы картинки, тапки, сапоги, ботинки.
Воспитатель: Как вы думаете, удобная была такая обувь? А наша, современная обувь похожа на старинные лапти?
Слайд 12. Это что за треск и звон? Заработал телефон! Вот в музее он такой, а у нас - совсем другой!
Воспитатель: Раньше телефоны были большими, с длинным проводом. С ним из дома не выйдешь. А сейчас? (маленькие, легкие, беспроводные – мобильные). Чтобы доску сделать гладкой нужен специальный инструмент. В музее такой есть.
Слайд 13. Давно доску строгал рубанок, а теперь он стал фуганок!
Воспитатель: С помощью них можно быстро отстрогать любую доску. Кто мне скажет, с помощью чего мы можем увидеть и узнать много интересного о мире? (телевизор).
Слайд 14. Не цветной он, очень странный и с малюсеньким экраном. В наше время он другой: экран огромный, дорогой!
Слайд 15. Всяк в семье иметь был рад этот фотоаппарат. А теперь их всех не счесть, почти у каждого он есть.
Воспитатель: А на чем сохранялось изображение у таких фотоаппаратов? (на пленке, которую нужно было проявлять в темной комнате).
Слайд 16. У печатной у машинки буквы, словно на пружинках:
Нажмешь кнопку – вылетят: написать письмо хотят.
Но ученые не спали, долго – долго размышляли…
Появился он не вдруг: наш компьютер, лучший друг!
Воспитатель: Когда печатали на такой машинке, то раздавался громкий стук.
Слайд 17. Для Маруси, Кати, Зины из лозы плели корзины. Летели годы и с авоськой ходили люди в магазины. Сейчас в руках покупки не носите, в такой вот сумке на колесах их везите.
Воспитатель: Вот так люди изменяли разные вещи и аппараты в течение многих лет, создавали новые, необычные. Ну вот, мы как будто побывали в музее, но не все старинные экспонаты я вам показала. Скоро сходим в музей и все там сами увидите и узнаете много интересного о них.
Ребята, я попросила у Надежды Петровны несколько предметов, которые помогут нам в игре. Что это? (чугунок, ухват, корзина). Сейчас вы превратитесь в ловких поварят. Нужно будет попасть в чугунок или корзину шариком – «картошкой». (Проводится игра-разминка «Ловкие поварята». Дети забрасывают по 3 шарика в предметы, стоящие на половике на расстоянии 1,5 метров от них. Победитель пробует поднять чугунок ухватом). (3 минуты)
Воспитатель: Молодцы, теперь отправляемся дальше в путешествие. Вот вдали видна мастерская. Давайте подойдем и узнаем, что в ней ремонтируют. Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» (игра по типу «Разрезные картинки», которая проводится с целью развития логического мышления, воображения, внимания, воспитания бережного отношения к миру рукотворных предметов). (3 минуты)
3. Заключительная часть. Рефлексия (1 минута).
Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Что интересного вы узнали, что вам запомнилось и понравилось? Хотите еще отправиться в путешествие в мир необыкновенных старинных вещей?