Интегрированное занятие по математике в старшей группе с детьми с ЗПР
Цель: Закрепление образования числа 8 и навыка счета в пределах 8.
Задачи:
- закрепить представление детей об образовании числа 8 и навыки счета в пределах 8;
- закрепить знание геометрических фигур и цвета;
- расширять зрительно-пространственную ориентировку ( умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве), чувство ритма;
- расширить представление детей о профессиях на корабле;
- воспитывать гуманные чувства: доброту, отзывчивость;
- совершенствовать динамическую и статическую организацию движений;
- коррекция психических функций.
Демонстрационный материал: магнитная доска, по 8 картинок с изображением помидоров и свёкл, карточка с геометрическими фигурами, цифры от 1 до 8, молоточек, игрушка мягкая попугай, живой попугай, магнитофон.
Раздаточный материал: по 3 карточки на каждого ребенка с 6-ю, 7-ю, 8-ю кружочками.
Предварительная работа: беседа о птицах и животных, живущих в жарких странах, постройка корабля из детского набора «Лего», беседа о профессиях на корабле, знакомство детей с элементами точечного самомассажа.
Содержание занятия
Психолого-педагогический настрой:
Утром дети в группе обнаружили, что исчез попугай из клетки. Предлагаю поплыть на поиски попугая на корабле, который мы построили накануне. Надеваем бескозырки, воротнички в полоску и садимся на стульчики, которые находятся на «палубе».
I. Дефектолог: Ребята, как вы думаете, куда мог улететь наш попугай? (В жаркие страны.) А каких вы еще знаете птиц и животных, живущих в жарких странах? (Бегемоты, крокодилы, жирафы, страусы и т. д.) Да, жаркие страны очень далеко отсюда, путешествие нам предстоит трудное и чтобы не заболеть в дороге, сделаем себе точечный массаж.
1. Массируем точки у крыльев носа (от насморка) по 10 раз в одну и другую стороны.
2. Массируем точку между большим и указательным пальцем руки. Большой палец левой руки приложить к середине ладошки правой руки, а указательным пальцем массажировать точку на правой руке, затем также на левой руке.
- Вот теперь я надеюсь, что никто из нас в пути не заболеет.
- Ребята, все, кто работает на корабле хорошо ориентируются по карте, по компасу, чтобы не сбиться с пути, умеете ли вы это делать?
(На доске карточка с геометрическими фигурами. Предлагаю сказать, какая фигура и какого цвета находится в левом верхнем углу (желтый круг), в правом нижнем углу (красный овал), в центре (синий прямоугольник), в правом верхнем углу (зеленый треугольник), в левом нижнем углу (черный круг).
- А теперь проследите глазами как бумажный попугайчик кружит над этими фигурами. (На кончике указки прикреплен бумажный попугай и дети (обязательно стоя) глазами пробегают по траектории полета попугая от одной геометрической фигуры к другой.
Повар, а его на корабле называют кок, приготовил сегодня нам на обед борщ. Из чего готовят борщ? (Из овощей).
Какие овощи кладут в борщ? (Картошку, лук, морковь, свеклу, помидоры, капусту). Правильно, а теперь, ребята, посмотрите, какие овощи остались на столе у кока? (На доске вразброс 8 картинок с изображением помидоров и 7 картинок с изображением свеклы). Поровну их или нет? (Нет). А как это можно проверить? (Нужно под каждый помидор поставить свеклу). (Выходит к доске ребенок и выполняет это задание).
- Вот теперь мы видим, что помидоров больше, чем свёкл. Посчитайте, сколько помидоров? (8) А сколько свёкл? (7). На сколько помидоров больше, чем свекл? (На 1). А что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Добавить 1 свеклу или убрать 1 помидор).
(Добавляем 1 свеклу). Теперь овощей поровну? (Да) Поровну по сколько? (По 8).
(Выясняем, как получили 8 свекл, затем хором пересчитываем овощи).
Плывем дальше.
II. Дефектолог:
- Ребята, нам нужно отправить телеграмму в детский сад о том, что у нас все в порядке, чтоб за нас не беспокоились. Сейчас я буду отстукивать телеграмму, а вы внимательно слушайте, сколько раз я ударю молоточком. Стучу 5 раз, 8 раз, 3 раза, 1 раз, дети считают количество ударов. Предлагаю желающим тоже постучать.
- Дальше плыть мы сможем лишь после того, как выполним следующее задание: сосчитайте кружочки на карточках у вас на столе и разложите карточки в порядке возрастания сверху вниз. Вверху карточка с 6-ю кружочками, посередине – с 7-ю и внизу с 8-ю кружочками. (Перед детьми 3 карточки с 6, 7, 8 –ю кружочками).
III. Физминутка:
Дефектолог:
- Молодцы, а теперь можем и отдохнуть. Какую пляску любят моряки? («Яблочко»). Включаю магнитофон, под музыку делаем физминутку:
1. Руки за спиной, преподносим по очереди руки к глазам, делая «бинокль» смотрим вдаль;
2. Ноги на ширине плеч, руки в стороны, качаемся из стороны в сторону.
3. Движение «лезем по канату».
4. «Скручиваем канат» - круговые движения руками.
Плывем дальше.
IV. Игра «День и ночь»:
Дефектолог:
- Ребята, а какие части суток вы знаете? (Утро, день, вечер, ночь). Сейчас мы с вами поиграем в игру «День и ночь». (На доске цифры от 1 до 8). На слово «ночь» дети закрывают глаза, опускают голову на руки, в это время убираю одну из цифр. Подняв голову и открыв глаза на слово «день», дети должны обнаружить, какой цифры не стало и т.д).
V. Пальчиковая гимнастика:
Дефектолог:
- Ребята, «пара» это сколько? (2) Что бывает по паре? (Обувь, носки, коньки и т.д.) Что у человека по паре? (Руки, ноги, глаза, уши). А сколько пальцев на одной руке? На другой? (5)
Сейчас мы с вами поработаем пальчиками. Сделайте бинокль. (Соединяем большой и указательный пальцы обеих рук). Посмотрите налево, не видно ли нашего попугая, посмотрите вперед, вправо.
Увидели птицу, которая летит, машет крыльями. Изобразите ее руками. (Руки ладонями к себе, затем скрестить их и зацепиться большими пальцами, помахать пальцами, как крыльями).
(Пока дети выполняют это упражнение, незаметно достаю игрушечного попугая).
- Так ведь это наш попугай летит, но его заколдовали, превратили в игрушку. Какие вы знаете волшебные слова, чтобы расколдовать его? (Дети называют, если нет хороших слов, предлагаю свои: «Пусть добро победит зло!»
Мы их произносим и в кабинет влетает наш живой и невредимый попугай. (Игрушку незаметно убираю.)
Предлагаю детям выразить свою радость ласковыми словами, обращенными к попугаю и рассказать ему, что мы делали на занятии, какие трудности преодолевали.
Благодарю детей за их старания, знания, провожаю в группу.