Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 г. Облучье»
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с ОНР на тему «Составление сказки Снегурочка»
Выполнила: учитель-логопед
Михалковская Е.В.
2019г.
НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с ОНР на тему «Составление сказки Снегурочка»
Цель: закреплять умение в составлении сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, обогащение лексики родственными словами, закрепление представлений о временах года
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику рук и движений, развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказке Снегурочка, словарная работа по тексту сказки «Снегурочка».
Оборудование: текст русской народной сказки «Снегурочка», сюжетные картинки по сказке, компьютер, физкультминутка Снеговик, мнемосхема по сказке Снегурочка, индивидуальные карточки-символы.
Ход НОД:
Организационный момент. Дети заходят в группу, встают, образовав круг.
-Ребята, посмотрите, сколько к нам гостей пришло. Давайте поздороваемся.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Покажите, как вы съеживаетесь, когда замерзли.
- Представьте, что вы согрелись, расслабились! Молодцы!
-Давайте вспомним какие вы знаете зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
-Верно.
-Ребята, а какое время года наступит после зимы (весна), после весны(лето), после лета (осень), после осени (зима).
(Дети садятся за столы).
Основная часть. Сообщение темы.
-Ребята вы любите сказки?
-А за что вы их любите?
- А как можно сказать о сказке, какая она?
Если в сказке есть чудо, то она …(чудесная).
Есть волшебство, то …(волшебная).
Есть добро, то ….(добрая).
Есть радость, то …(радостная).
Есть загадки, то …(загадочная).
Есть мудрость, то …(мудрая).
-Отгадайте о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии.
Она не любит солнышко
И теплый ветерок.
Зато приводит снежная
Метель ее в восторг.
У бабушки и дедушки
Лишь зиму прожила,
А летом белым облачком
На Север уплыла. (Снегурочка)
-Сегодня я предлагаю вам составить сказку «Снегурочка» по карточкам -символам. Но сначала давайте вспомним эту сказку. (Логопед читает сказку и выставляет по одной сюжетной картине).
Физкультминутка.
«Танец Снеговика» показ на компьютере.
(Сюжетные картинки снимаются с доски)
-Я предлагаю поиграть, подойдите к столу.
Дидактическое упражнение «Снежные слова» (определение родственных слов) -На столе лежат картинки, вы должны выбрать только те, в которых живет слово «снег» (дети выбирают из набора картинок картинки однокоренных слов со словом «снег»- снегурочка, снеговик, снежный ком, снежок, снегирь, снегопад, снежинка,(объясняют свой выбор).
-Что объединяют все эти слова? А почему оставили лишние картинки? (льдина, ледокол, ледянка, ледоруб)
-Присаживайтесь за свои места.
Работа с карточками - символами, составление мнемотаблицы по сказке.
(у детей на столах конвертики с индивидуальными карточками- символами по сказке)
-Ребята достаньте карточки из конвертиков. Внимательно рассмотрите их. Нам сейчас нужно составить сказку Снегурочка по этим карточкам.
1. - Вспомните как начинается сказка?
-Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?
-Какая карточка соответствует этому отрывку? (выкладываем определенную карточку)
2.-Из чего они ее слепили? Что произошло со Снегурочкой, когда ее вылепили?
-Какую карточку возьмем? (выкладывание соответствующей карточки)
3.-Чему радовались старик со старухой?
-Какая была Снегурочка? (умная, смышленая, веселая, работящая)
-К какой карточке соответствует этот эпизод сказки? (выкладывание карточки)
4.-Какой Снегурочка стала весной? (печальная, грустная)
-Почему веной Снегурочка стала грустной? (она по зиме скучала, ведь она слеплена из снега)
-Какая следующая карточка? (выкладывание карточки)
5.-Что обрадовало Снегурочку? Почему?
-Какая карточка соответствует этому отрывку? (выкладывание карточки)
6.-Куда пошла Снегурочка с подружками? (Снегурочка пошла в лес)
-Хотела ли Снегурочка идти в лес?
-Кто настоял, чтоб Снегурочка пошла повеселиться с подружками?
-Какая картинка следующая?(выкладывание карточки)
7.-Что делали подружки в лесу? (собирали цветы, плели венки, пели песни, водили хороводы)
-Какая картинка соответствует этому сюжету? (выкладывание карточки)
8.-Что с ней случилось в лесу?
-Почему она растаяла?
-Какую картинку следующую положим?(выкладывание карточки)
-Проверьте теперь у друг друга, правильно ли выложили последовательность сказки. (Логопед выставляет на доску большую мнемотаблицу и дети сверяют с ней свою работу)
-Теперь давайте отдохнем маленько, приготовим ладошки.
Пальчиковая гимнастика упр. «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. | Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой |
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. | Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки |
Но где же снежинки? В ладошке вода!... | На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать |
Куда же исчезли снежинки? Куда? | На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать |
Растаяли хрупкие льдинки – лучи … | Мелкие потряхивания расслабленными ладонями |
Как видно, ладошки мои горячи. | Потереть ладошки друг о друга |
Рассказывание сказки «Снегурочка»
-Ребята продолжаем занятие. Вам нужно будет вспомнить сказку по вашей схеме. Один из вас начнет рассказывать, другой продолжит, друг друга внимательно слушаем. (Дети по цепочке пересказывают сказку)
Итог
Какое настроение вызывает у вас конец сказки «Снегурочка»? Оно меняется при чтении? (Да. От веселого к грустному)
-Я для вас приготовила готовые схемы по сказке, вы можете забрать их домой и пересказать сказку своим родителям и придумать свой конец сказки.
-А как вы думаете Снегурочка реальный персонаж или волшебный?
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?
-Что для вас было самым интересным? А что для вас было трудным?