СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по совершенствованию ЛГСР для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Тема: «Ранняя весна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«НОД по совершенствованию ЛГСР для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста Тема: «Ранняя весна»»

Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико – грамматического строя речи для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста


Тема: «Ранняя весна»


Учитель – логопед: Романова Е.Г.


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Задачи НОД:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • учить детей называть признаки времен года;

  • учить детей образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним;

  • развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

  • развивать мышление и связную речь;

  • закреплять навык использования в речи предлога БЕЗ;

  • упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей;

  • воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков.

Сюжетные картинки по теме «ВЕСНА» и «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК».

Ход НОД.

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер,

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла …. (ВЕСНА).

М. Картушина.


Логопед демонстрирует детям сюжетную картинку «Весна». На картинке допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник». После этого дети садятся на свои места.


2. Вступительная беседа о весне. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

- Ребята, наконец-то к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.


Весна.

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые – как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую зимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок. Кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.


3. Речевое упражнение «Образуй новое слово», развитие лексико-грамматических категорий. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

- Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.


Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников.

И т.п.


Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.


Весна (что может быть весенним?) – весенний дождь, весеннее солнце, весенний день, весенняя радуга и др.

Март (что может быть мартовским?) – мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи и др.

Апрель (что может быть апрельским? ) – апрельские цветы, апрельское солнышко и др.

Май (что может быть майским?) – майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнце и др.

Дождь (что может быть дождливым?) – дождливый день, дождливое небо, дождливая погода.

Гроза (что может быть грозовым?) – грозовое небо, грозовая туча, грозовой май и др.

Солнце (что может быть солнечным?) – солнечные лучи, солнечный зайчик, солнечное небо, солнечная полянка.


4. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).


«Краски весны».

Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах ( бегут по кругу друг за другом),

Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах. (спокойно идут друг за другом),

Льет лучи на лес и луг (приседают – встают)

И на все цветы вокруг («цветок» над головой).


5. Речевое упражнение, игра «Один – много». (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

-А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (проводится по картинкам).

- Одна что? - ЛУЖА. Если несколько, то как о них можно сказать? – ЛУЖИ. А много чего? ЛУЖ.


Ручей – ручьи – ручьев.

Дерево – деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Подснежник – подснежники – подснежников

Бабочка – бабочки - бабочек

6. Речевое упражнение, игра «Составь рассказ». (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Согласование слов между собой, составление предложений.


Логопед: - Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от весны. Но послание зашифровано, и нам с вами нужно его расшифровать.


ГРЕЕТ, СОЛНЦЕ, ЯРЧЕ.

ОКНОМ, ЗА, ТАЕТ, СНЕГ.

СОЛНЦЕ, СОСУЛЬКИ, НА, ТАЮТ.

КАПЕЛЬ, ОКНОМ, ЗВЕНИТ, ЗА.

ДЕРЕВЬЯХ, НА, ПОЧКИ, ПОЯВЛЯЮТСЯ.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

7.Домашнее задание. (Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность. Коммуникативная деятельность).

Рассказать рассказ «Ранняя весна» родителям, нарисовать рисунок «Ранняя весна».

8. Итог занятия. (Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность. Коммуникативная деятельность).

- О чем говорили? - Что было интересно? - Что вызвало затруднения? - Оценка работы детей.