НОД "Путешествие в Древнюю Русь" с детьми подготовительной к школе группе .
Цель:
Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.
Задачи:
Воспитывающие:
- Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
- Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.
-Воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа.
Обучающие:
- Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
-Знакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, материалом, из которого она строится.
-Дать представление о предметах быта, их назначении: печь, лавка, люлька.
-Знакомить с назначением и элементами вышивки.
- Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Развивающие:
-Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: изба, лавка, печь, люлька, сундук, ухват, ручник, оберег, славяне, славяне.
-Развивать творческое воображение, образность речи.
- Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.
Методы:
-словесный
-демонстрационный
-практический
Методическое обеспечение:
А.А. Вахрушев “Здравствуй, мир!”.
О. Князева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
О.А. Ботякова “Российский этнографический музей – детям”.
Н.Б. Кутьина “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой”.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: макет «Изба славянской семьи»; «Деревенское подворье»;кукла Дуняша в национальном костюме; клубочек ниток; презинтация “Быт и нравы восточных славян”; аудиозаписи русских народных песен; магнитная доска.
Раздаточный: дидактическая игра « из прошлого в будущее»; заготовки узоров для аппликации “Укрась одежду”, клей, кисти (на каждого ребенка);; элементы национальных костюмов восточных славян (мальчикам – рубахи, девочкам – сарафаны).
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: (1 слайд)
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так ребята раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Артем
- По обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
В о с п и т а т е л ь. - Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
Как называется страна, в которой мы живем?
Дети:-Россия (2 слайд)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
(ответы детей)
В о с п и т а т е л ь: Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (3 слайд)
Аслан
Русь, Русь деревянная. Русь – это наша Родина
Звучит стихотворение о Родине (Аслан)
В о с п и т а т е л ь: Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Д е т и: Да
В о с п и т а т е л ь: Предлагаю вам отправиться в путешествие.
Чтобы отправиться в прошлое нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и: Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
В о с п и т а т е л ь: Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. Дорогу к дому наших далеких предков-славян укажет нам путеводный клубочек.
(клубок, кочки, елки перепрыгивают ручеек)
Музыкальное сопровождение (№ )
Основная:
Воспитатель: Дети, скажите, а как называли себя наши предки?
(4 слайд)
Надя
Наши предки называли себя славянами,
Славяне похоже на слово “слава”.
А это значит, что славяне – это славный народ.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, посмотрите, куда клубочек нас привел! Что это? (5 слайд)
Д е т и. Это дом наших далеких предков-славян.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, а с какими словами встречали гостей хозяева?
Софа нп7н«Милости просим, гости пожалуйте».
В о с п и т а т е л ь: А что отвечали гости?
Софа Помогай вам Бог. « Хлеб да соль.»
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, дети, какая большая постройка.
В о с п и т а т е л ь. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. Какую вы знаете пословицу о семье?
Самир “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.
В о с п и т а т е л ь: Посмотрите, из чего строили жилище?
(6 слайд)
Д е т и. Из дерева, бревен.
В о с п и т а т е л ь. Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?
Д е т и. Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.
Воспитатель: Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их. Назовите эти предметы быта. (7 слайд)
Д е т и. Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.
Д\и «собери картинку» Дети собирают картинка и называют предметы которые они собрали. «Ложка какая, деревянная, и т.д».
В о с п и т а т е л ь. Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. Как вы думаете, а где это все наши предки брали?
Д е т и. Делали своими руками.
В о с п и т а т е л ь. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки, сундуки, люльки.
Д е т и. Кресло, диван, стул, комод, шкаф, коляска, кроватка.
Д/игра « Из прошлого в настоящее»
(игра проводится с мячом)
Лавка-стул
Чугунок-кастрюля
Сундук-комод
Люлька-кроватка
Печь-батарея
В о с п и т а т е л ь. А вот печь была самым главным предметом быта в избе? (8 слайд)
В о с п и т а т е л ь. Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в избу на неё сразу обратишь внимание, она занимала почти пол-избы. Назовите пословицу -
Дети: «Без печи хата – не хата».
В о с п и т а т е л ь. Для чего нашим предкам нужна была печь?
Кира Печкой обогревали жилище, готовили еду, печь не только обогревала избу, в печи пекли хлеб. В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”.
Физминутка: (музыкольное соправождение) (№ )
Шел старик дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается
А старик ругается, ругается, ругается..
В о с п и т а т е л ь: Что еще интересного было у славян, чего не встречаете в обычной жизни? (9 слайд)
Д е т и. Одежда славян.
Аслан Одежда славян была разнообразной и красивой. Рубаха у мужчин называлась косоворотка а штаны - порты и сшиты были из льна.
Софа А девица – носили длинные платья, а поверх одевали льняную юбку, а на голове у девиц были кокошники-украшенные вышитыми узорами, бисером и бусинками. На ноги одевали лапти.
В о с п и т а т е л ь. И сейчас я предлагаю вам поиграть в модельеров.
Д/и «Одень куклу в национальную одежду»
В о с п и т а т е л ь. «Руки да душа – горница хороша».
Ребята, что я вам сказала?
Д е т и. Похвалили, поблагодарили.
В о с п и т а т е л ь. Я отметила, что вы аккуратно и старательно работали, в такой одежде и не стыдно на ярмарку и гулянье сходить.
В о с п и т а т е л ь. «Делу время – потехе час.»
Ребята, а что означает эта пословица? (10 слайд)
Полина Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Д е т и. «Вот и праздник у ворот, приглашаю в хоровод».
(проводится игра «Ручеёк» музыкальное сопровождение) (№ )
В о с п и т а т е л ь. Погостили мы с вами в Древней Руси, но как говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Пора нам в обратный путь собираться.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а теперь в какую сторону нужно повернуть стрелки часов, чтобы вернуться обратно в детский сад?
Д е т и. Вперед.
В о с п и т а т е л ь. Почему вы так считаете?
Д е т и. Будем возвращаться в настоящее.
Обобщающая часть:
Воспитатель: Что-то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как называли славяне свои дома? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали ручники? Чем вынимали из печки чугунок? Что это за предмет, для чего он нужен?)
Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.)
Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Я очень рада, что вам понравилось путешествие.