СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые формы оценки образовательных результатов учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Из опыта работы по использованию новых технологий контроля и оценки знаний обучающихся. Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся в современной школе позволяют учителям осуществлять более объективный подход в достижении эффективных результатов по предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Новые формы оценки образовательных результатов учащихся на уроках английского языка»

Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся

на уроках английского языка


В последние годы существенно меняются подходы к оценке и систематизации учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Но оценивание знаний учащихся в современной школе претерпело сегодня существенные изменения. На вооружении учителя имеются как традиционные, так инновационные подходы к оценке знаний учащихся.

Как известно, контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

 От его правильной организации во многом зависят:

  • эффективность управления учебно-воспитательным процессом;

  • качество подготовки выпускника школы.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.  

Задача педагога - проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.

 Проблема контроля учебной деятельности не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.

В системе оценивания используются оценки, характеризуемые по разным признакам:

  • внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) ;

  • внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Система оценки образовательных достижений учащихся в изучении английского языка в соответствие с ФГОС это:

  • Портфолио личных достижений учащихся

  • Рейтинговая технология оценивания

  • Мониторинг

  • Самооценка

  • Тестирование


Портфель языковых достижений учащихся (портфолио)

Портфолио является одним из самых современных и перспективных технологических средств и используется как инструмент, отражающий достижения учащегося при овладении иностранным языком.

Форма наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, самоконтроль.

Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.

Основная задача – проследить динамику учебного процесса. Исходя из целей создания портфолио, в него могут быть включены:

  • работы самого учащегося как классные самостоятельные, так и домашние, прикладные проекты, решения сложных задач, рефераты, листы самоконтроля, записи выступлений учащегося и т.д.

  • заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся, листы проверок учителя с комментариями, лист оценок учителя по работам учащегося и др.

Необходимо отметить, что портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера. Но вместе с тем оно показывает, как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.

Не вызывает сомнения, что учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счёте, формируют новое понимание самого процесса обучения.

Современный эффективный урок предполагает наличие портфолио

как инструмента успешности обучения учащихся. Многие учителя английского языка в работе используют эту форму для того чтобы проследить за динамикой овладения изучаемым языком, характером достижений в области изучения языка и культуры учащихся.

Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения английскому языку обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащихся.

В этом учебном году мы начали работать с учебником «Английский в фокусе» в УМК, которого включёна «линейка» Языковый портфель на всех ступенях обучения.

В основу программы «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к обучению английскому языку – главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования. Дифференциация обучения по данной программе заключается в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор. Учитель может самостоятельно разработать и предложить личные требования к оформлению языковых портфелей учащихся, сроки работы над ними, определить время презентации портфолио. Так как языковой портфель является собственностью каждого учащегося, он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего портфеля.

К инновационной системе оценки знаний можно отнести и мониторинг.

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.

Мониторинг – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией. Мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных задач и как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования.

В феврале - марте 2018 года учащиеся нашей школе приняли участие во Всероссийском мониторинге по английскому языку для учащихся 4 классов. Мониторинг проводила Электронная школа «Знаника».

Цель мониторинга – определение уровня сформированности знаний и умений учащихся по видам речевой деятельности: аудированию, чтению, языковые средства и навыки оперирования ими, социокультурные знания и умения.

Измерения проводились с помощью тестов с заданиями базового уровня сложности. Содержание работы построено в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241); с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897).

Полученные результаты с развернутым анализом работы и рекомендации по устранению пробелов в знаниях учащихся помогут нам в дальнейшей работе. 

К инновационным технологиям оценивания относится и рейтинговая технология.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

На сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

  • снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

  • обучение становится личностно-ориентированным;

  • рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.


Самооценка

Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя.

  Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.

        Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.

    Любой вид деятельности на уроке учитель может использовать для научения детей самоконтролю, самоанализу, самооценке.

  Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.

  Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определенные трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.

       Опыт показывает, что учащиеся успешнее справляются с планированием (а значит и самоконтролем) деятельности, если задана цель и выполняется работа прикладного характера. Практическая реализация плана, точное ему следование отождествляется, таким образом, с привитием навыков самоконтроля.

        Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки. 

Взаимооценка -  важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

        Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности, не могут быть не взаимосвязанными с другими компонентами личностной структуры. Эти способности, прежде всего, связаны с развитием интеллектуальной сферы и в целом умственных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и других людях, "делании" умозаключения относительно себя и других людей. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы учащегося, так как опираются на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.


Тестирование как ведущий вид контроля

Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся.

В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен).


Цели использования тестов:

  • текущий контроль (входной, для закрепления);

  • тематический;

  • итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);

  • с целью диагностики (коррекция).

Преимущества тестового контроля:

  • объективность контроля;

  • развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции, самоконтроля;

  • формирование положительной мотивации у детей;

  • возможность выстроить рейтинг учащихся;

  • создается система подготовки учащихся к урокам;

  • творческий рост учителя.

Недостатки:

  • страдает развитие устной и письменной речи;

  • проверяется конкретность знаний, а не глубина их;

  • большая трудоемкость в составлении тестов;

В заключении необходимо отметить следующее: на всех этапах развития школы при усилении демократических начал в её организации на первое место выдвигается поиск эффективных путей реализации оценочной функции учителя.

Учитель в обновляющей школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
























ПРИЛОЖЕНИЕ

Из Языкового портфеля учащихся 2б и 2в классов

Проект « Моя любимая буква ABC »

Проект «Мой дом»

Проект « Маска»

Проект «Моя любимая игрушка»



Всероссийский мониторинг по английскому языку

Электронная школа «Знаника» февраль - март 2018 г



В мониторинге по английскому языку приняли 32 учащихся из 4х классов