Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся
на уроках английского языка
В последние годы существенно меняются подходы к оценке и систематизации учебных достижений, совершенствуются и внедряются в образовательную практику новые формы. Проблема оценки учебных достижений учащихся относится к ключевым проблемам образования. Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Но оценивание знаний учащихся в современной школе претерпело сегодня существенные изменения. На вооружении учителя имеются как традиционные, так инновационные подходы к оценке знаний учащихся.
Как известно, контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят:
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Задача педагога - проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Проблема контроля учебной деятельности не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.
В системе оценивания используются оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) ;
внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
Система оценки образовательных достижений учащихся в изучении английского языка в соответствие с ФГОС это:
Портфель языковых достижений учащихся (портфолио)
Портфолио является одним из самых современных и перспективных технологических средств и используется как инструмент, отражающий достижения учащегося при овладении иностранным языком.
Форма наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, самоконтроль.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Основная задача – проследить динамику учебного процесса. Исходя из целей создания портфолио, в него могут быть включены:
работы самого учащегося как классные самостоятельные, так и домашние, прикладные проекты, решения сложных задач, рефераты, листы самоконтроля, записи выступлений учащегося и т.д.
заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся, листы проверок учителя с комментариями, лист оценок учителя по работам учащегося и др.
Необходимо отметить, что портфолио дополняет традиционные оценочные средства, которые фиксируют чаще знания и умения репродуктивного характера. Но вместе с тем оно показывает, как качественные, так и количественные итоги деятельности ученика.
Не вызывает сомнения, что учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счёте, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Современный эффективный урок предполагает наличие портфолио
как инструмента успешности обучения учащихся. Многие учителя английского языка в работе используют эту форму для того чтобы проследить за динамикой овладения изучаемым языком, характером достижений в области изучения языка и культуры учащихся.
Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения английскому языку обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащихся.
В этом учебном году мы начали работать с учебником «Английский в фокусе» в УМК, которого включёна «линейка» Языковый портфель на всех ступенях обучения.
В основу программы «Языковой портфель к УМК «Английский в фокусе» как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы» положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к обучению английскому языку – главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС основного общего образования. Дифференциация обучения по данной программе заключается в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор. Учитель может самостоятельно разработать и предложить личные требования к оформлению языковых портфелей учащихся, сроки работы над ними, определить время презентации портфолио. Так как языковой портфель является собственностью каждого учащегося, он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего портфеля.
К инновационной системе оценки знаний можно отнести и мониторинг.
Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.
Мониторинг – управление процессом контроля с постоянным или периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью и рефлексией. Мониторинг рассматривается как инструмент отслеживания степени решения поставленных задач и как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования.
В феврале - марте 2018 года учащиеся нашей школе приняли участие во Всероссийском мониторинге по английскому языку для учащихся 4 классов. Мониторинг проводила Электронная школа «Знаника».
Цель мониторинга – определение уровня сформированности знаний и умений учащихся по видам речевой деятельности: аудированию, чтению, языковые средства и навыки оперирования ими, социокультурные знания и умения.
Измерения проводились с помощью тестов с заданиями базового уровня сложности. Содержание работы построено в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241); с требованиями ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897).
Полученные результаты с развернутым анализом работы и рекомендации по устранению пробелов в знаниях учащихся помогут нам в дальнейшей работе.
К инновационным технологиям оценивания относится и рейтинговая технология.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
На сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.
Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
обучение становится личностно-ориентированным;
рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
Самооценка
Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя.
Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.
Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.
Любой вид деятельности на уроке учитель может использовать для научения детей самоконтролю, самоанализу, самооценке.
Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.
Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определенные трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.
Опыт показывает, что учащиеся успешнее справляются с планированием (а значит и самоконтролем) деятельности, если задана цель и выполняется работа прикладного характера. Практическая реализация плана, точное ему следование отождествляется, таким образом, с привитием навыков самоконтроля.
Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки.
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности, не могут быть не взаимосвязанными с другими компонентами личностной структуры. Эти способности, прежде всего, связаны с развитием интеллектуальной сферы и в целом умственных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и других людях, "делании" умозаключения относительно себя и других людей. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы учащегося, так как опираются на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.
Тестирование как ведущий вид контроля
Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся.
В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен).
Цели использования тестов:
текущий контроль (входной, для закрепления);
тематический;
итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);
с целью диагностики (коррекция).
Преимущества тестового контроля:
объективность контроля;
развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции, самоконтроля;
формирование положительной мотивации у детей;
возможность выстроить рейтинг учащихся;
создается система подготовки учащихся к урокам;
творческий рост учителя.
Недостатки:
страдает развитие устной и письменной речи;
проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
большая трудоемкость в составлении тестов;
В заключении необходимо отметить следующее: на всех этапах развития школы при усилении демократических начал в её организации на первое место выдвигается поиск эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Учитель в обновляющей школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из Языкового портфеля учащихся 2б и 2в классов
Проект « Моя любимая буква ABC »

Проект «Мой дом»


Проект « Маска»

Проект «Моя любимая игрушка»
Всероссийский мониторинг по английскому языку
Электронная школа «Знаника» февраль - март 2018 г

В мониторинге по английскому языку приняли 32 учащихся из 4х классов