СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные заповеди религий мира: единство и многообразие их предназначения

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………..

3

1. Заповеди мировых религий ……………………………………………

4

1.1. Законы Ману …………………………………………………………

4

1.2. Законы Моисея ………………………………………………………

4

1.3. Этические принципы Джины Махавиры …………………………..

5

1.4. Заповеди Гаутамы Будды ……………………………………………

6

1.5. Заповеди великого Учителя Иисуса Христа ……………………….

6

1.6. Нравственные законы ислама ……………………………………….

8

2. Единство нравственных заветов различных мировых религий …….

9

Заключение  ……………………………………………………………….

10

Список литературы ……………………………………………………….

10

 

Просмотр содержимого документа
«Нравственные заповеди религий мира: единство и многообразие их предназначения»




Профессиональная переподготовка

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»






Реферат по дисциплине

«Основы мировых религиозных культур»


на тему

«Нравственные заповеди религий мира:

единство и многообразие их предназначения»







Выполнил: слушатель курсов Черных Е.Ю.,

учитель МБОУ «Кандауровская СОШ»













Кандаурово - 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………..

3

1. Заповеди мировых религий ……………………………………………

4

1.1. Законы Ману …………………………………………………………

4

1.2. Законы Моисея ………………………………………………………

4

1.3. Этические принципы Джины Махавиры …………………………..

5

1.4. Заповеди Гаутамы Будды ……………………………………………

6

1.5. Заповеди великого Учителя Иисуса Христа ……………………….

6

1.6. Нравственные законы ислама ……………………………………….

8

2. Единство нравственных заветов различных мировых религий …….

9

Заключение ……………………………………………………………….

10

Список литературы ……………………………………………………….

10


Введение


В мире существует огромное многообразие религий, сект, церковных организаций. Мировые религии - это буддизм, христианство, ислам. Есть национальные религии - конфуцианство (Китай), маздаизм (Иран), иудаизм (Израиль) и др. В проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий. Он находит выражение в терпимости к чужой религии и признании ее права на свободное существование, в свободе совести - праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Цель нашей работы – показать, что в проповедуемых разными религиями ценностях много общего.

Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • выявить многообразие религиозных культур,

  • познакомиться с требованиями различных религий к поведению человека;

  • задуматься о существовании моральных законов, общих для всех людей.

Нравственные законы - способы регуляции общества. Они имеют общечеловеческий смысл и конкретно-историческое содержание. Нравственность дает нам представление о степени человечности общества и личности.

Искусство и религия, философия и право всегда обращались к проблемам добра и зла, справедливости и гуманности, смысла жизни и счастья человека и обобщили опыт духовных поисков человечества.

Этика как философская наука о морали осмысливает, обобщает, систематизирует историческое развитие морали, историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновали природу, сущность, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами материальной и духовной жизни людей

Именно поэтому нравственный аспект заповедей различных религий остается актуальным во все времена.


1. Заповеди мировых религий


В разные исторические времена, когда было необходимо поднять сознание народов на новый уровень, создавалась новая религия.

У истоков религии всегда стоял человек, который оставил людям Божественные Заповеди, основы тех справедливых духовно-нравственных Законов, на которых держится порядок во всём мироздании. Эти Законы регулируют всю проявленную Жизнь, без них на Земле царил бы хаос.

Все заповеди направлены на то, чтобы помочь людям победить низшее в них и дать возможность проявиться высшему. Это лежит в основе всех религий.


1.1. Законы Ману




Книга «Законы Ману» считается самой древней из известных на Земле книгой, содержащей нравственные предписания. Считают её книгой доведийского периода и сообщают, что она была сильно сокращена теми, кто передавал её последующим поколениям, а до нас дошли лишь её фрагменты. Нам же интересен тот факт, что книга существовала уже около 4,5 тысячелетий назад и содержала нравственные заветы.



«Смирение, воздаяние добром за зло, умеренность, честность, чистота, обуздание чувств, знание Шастр (священных книг), знание верховной души, правдивость и воздержание от гнева – таковы десять добродетелей, из которых состоит долг... Те, кто усвоят эти десять заповедей долга, и, усвоив их, будут их соблюдать в жизни, достигнут высочайшего состояния» (Законы Ману. Кн. VI, шл. 92)».

1.2. Законы Моисея




Нравственные законы, которые принёс людям еврейский  пророк Моисей, изложены в  Ветхом Завете, в двух книгах  Пятикнижия Моисеева  «Исход» и «Второзаконие». По преданию [3], Моисей, духовный вождь евреев, получил на горе  Синай  каменные  скрижали  с десятью Божьими Заповедями. Эти Заповеди чтят не только евреи, но и христиане всего мира. Приведём их в некотором сокращении.


1. Да не будет у тебя других богов (кроме Господа).

2. Не делай себе кумира.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Наблюдай день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни всякого скота его» (Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21).

1.3. Этические принципы Джины Махавиры



Джина Махавира (599 до н.э. – 527 до н.э.) – проповедник, современник Гаутамы Будды, основатель джайнизма – древнеиндийской религии. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения и вечного блаженства. Существует пять основных этических принципов – обетов, которые должны выполнять последователи этого учения:



1. Не причинять вреда живому (ненасилие).

2. Быть искренним и благочестивым (правдивость).

3. Не красть.

4. Не прелюбодействовать.

5. Не стяжать (не проявлять корыстолюбия).

Принцип «ненасилия» является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие шире. Оно означает не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других людей.

1.4. Заповеди Гаутамы Будды




Будда Шакьямуни, или Гаутама Будда (563 до н.э. – 483 до н.э.) [4] – духовный учитель, легендарный основатель буддизма. «Пратимокша Сутра» и другие религиозные трактаты буддистов содержат десять следующих заповедей, оставленных Буддой:


1. Ты не должен убивать никакого живого существа.

2. Ты не должен красть.

3. Ты не должен нарушать свой обет целомудрия.

4. Ты не должен лгать.

5. Ты не должен предавать секреты других.

6. Ты не должен желать смерти своих врагов.

7. Ты не должен желать богатства других.

8. Ты не должен произносить оскорбительных и бранных слов.

9. Ты не должен предаваться роскоши (спать на мягких постелях или быть ленивым).

10. Ты не должен принимать золото или серебро». [5]

1.5. Заповеди великого Учителя Иисуса Христа




Основные Заповеди Иисуса Христа известны всем. Наибольшая Заповедь – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая – возлюбить ближнего как самого себя. Эти Заповеди Христос дал как дополнение к Заповедям Моисея.


  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

  6. Не убий.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не укради.

  9. Не лжесвидетельствуй.

  10. Не пожелай ничего чужого.

(Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21)

Кроме десяти заповедей, которые в основном носят запретительный характер (это первая воспитательная фаза), встречается множество высказываний побудительного характера. В Евангелии Господь говорит, что вся суть Закона состоит в двух заповедях: "возлюби Бога всем сердцем своим, всем помышлением твоим" и "возлюби ближнего, как самого себя", и эти заповеди процитированы Им из Пятикнижия. Правда, в дохристианские времена смысл обоих этих утверждений отличался от евангельского: любовь к ближнему предполагала, что сей ближний есть только израильтянин, и при этом он не сделал тебе зла или ущерба; любовь к Богу означала послушание в исполнении Его заповедей. В том же Законе мы находим другое известнейшее поучение, которое иногда называют "золотым правилом нравственности"; оно существует в двух формах:

  • Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой;

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Эти мудрые слова не охватывают весь драматизм битвы сил добра и зла, но в определенной степени способствуют духовному равновесию.


1.6. Нравственные законы ислама


Не потеряют актуальности важные заповеди мусульманской морали:

- не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии;

- выбирать средний путь между богатством и бедностью;

- восстановить дружбу с теми, кто ее прервал;

- заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания;

- раздавать блага тому, кто не подает руки;

- всегда сохранять во взгляде наставление и внушение;

- быть справедливым.

В этих нормах подчеркиваются такие человеческие достоинства, как умение сдерживать свои низменные страсти и преодолевать излишества в чувствах; не действовать сгоряча; умеренность в желаниях и материальных потребностях; способность к миротворческой деятельности, к сохранению дружеских отношений; осознанное, продуманное отношение к своим поступкам, разумность, милосердие, чувство справедливости.

Называются в источнике ислама и самые неприглядные черты человека по меркам мусульманской морали: это - себялюбие, жестокость и агрессивность, тщеславие, распущенность.

Таким образом, сформированные в исламе представления о нравственном идеале личности наполнены весьма высоким содержанием и представляют высоко гуманистическую мораль.

Особого уважения заслуживают сформулированные в исламе обязанности человека по отношению к близким и родственникам. По значимости близкие и родственники располагаются следующим образом: родители, супруг или супруга, дети, близкие соседи, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди и животные. Красной нитью через все нравственное учение ислама проходит почет и уважение к родителям, старшим.

Бесспорно, что это одна из главных незыблемых ценностей общечеловеческой морали. Однако сегодня многие современные родители и школа, особенно в условиях города, неудовлетворительно справляются с задачей воспитания у своих детей уважения, почтения, стремления проявить заботу о людях старшего поколения, в особенности уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам.

Можно сказать, что большой воспитательный потенциал всегда был заложен в самом содержании нравственно-этических заповедей и норм, на которых воспитывались многие поколения людей, испытавших влияние мусульманской веры. Мусульманские проповедники подчеркивают, что принципы морали, содержащиеся в двух основных источниках ислама, а именно: Коране и Сунне - не подчиняются изменениям времени, они столь широки и универсальны, что всегда были необходимы для преодоления проблем, возникающих в человеческом обществе во все времена.

В идеале мусульманское общество стремится выступать хранителем, защитником, опекуном своих членов. Законы ислама и сила власти применяются в последнюю очередь в исправлении человека, нарушившего правила существования в обществе.

Основатели всех религий мира давали одну и ту же Истину в разное время, на разных языках. И если человек считает себя образованным, интеллектуальным представителем человечества, то направит свои усилия на то, чтобы найти то общее, что лежит в основе всех религий, не обращая внимания на то, что является отличным. Сосредоточив внимание на общих принципах и подходах, видно единство всех религий и всех нравственных учений, полученных когда-либо человечеством.


2. Единство нравственных заветов различных мировых религий


Нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали.

Религия и мораль - это очень старые и очень устоявшиеся формы человеческой духовности. Они существуют на протяжении всей истории цивилизации.

От древних мифов до современных научных теорий ведет свое существование традиция, доказывает космическое происхождение человека, цивилизации, культуры, морали. Религиозное сознание издавна давала возможность человеку чувствовать космические истоки ее земного бытия. Человек изначально чувствовал себя ребенком не только Земли, но и Космоса.

Центральной персоной в таких мировых религиях, как христианство, иудаизм, ислам, есть Бог. Его именем называется высшая сила, с точки зрения верующих, владеет миром и наблюдает за всемирным, социальным и нравственным порядком. Бог для них - всесильный и благой владыка. Он сдерживает мир и социум от тотального разрушения и гибели посредством тайных и явных, внешних и внутренних воздействий.

Нормативная структура религиозного сознания определяется характером и содержанием норм, из которых она состоит. Эти нормы имеют такие признаки:

  • выходят из высшего, абсолютного религиозного авторитета, которым является Бог

  • имеют характер абсолютных, безапелляционных требований и запретов

  • диктуют определенный внутреннее состояние души (веру), а также соответствующую внешнее поведение

  • распространяются только на тех, кто исповедует эту веру

  • имеют предпосылкой "страх Божий" у верующего, если он не выполняет ее, а также "суд Божий" как наказание за их нарушение.

На разных этапах исторического развития мировой цивилизации религиозные нормы имели большое значение для духовного, нравственного развития человеческого рода. До сих пор их роль в этом процессе является значительной


Заключение


1. Все мировые религии содержат идентичные нравственные заповеди.

2. Очень важно научиться понимать и уважать человека других религиозных взглядов! Когда люди сосредотачиваются на том, что их объединяет, они живут в мире и согласии.

3 Проблемы общества лежат в сфере нравственности. И если каждый человек будет придерживаться нравственных законов, жить по совести, то и всё общество будет становиться более совершенным, культурными, цивилизованным.



Список литературы


  1. Библия. Современный русский перевод.- М., 2011.

  2. Всеобщая история религий мира. -М., 2006.

  3. Каутский К.М. Происхождение христианства. -М. 1990.

  4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М., 1989.

  5. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа / Пер. Кассиана (Безобразова). -М., 2001.

  6. Сказкин С.Д. Настольная книга атеиста. -М. 1978.

  7. Токарев С. А. Ранние формы религии. -М., 1990.

  8. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 136-Ф от 22.10.2014г. -М., 2003.

  9. Хрестоматия по исламу. -М., 1994.


Ресурсы интернета


  1. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-urok-25-26-rielighiia-i-moral-nrav.html

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность

  3. http://sirius-centers.net/books/2016/02/06/index.htm

  4. https://studwood.ru/524596/religiovedenie/nravstvennye_printsipy_mirovyh_religiy





1