СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственный идеал нашего времени

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описывается понимание нравственного идеала нашего времени

Просмотр содержимого документа
«Нравственный идеал нашего времени»

Нравственный идеал нашего времени

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.

Нравственный идеал нашего времени определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.

Понятие о нравственном идеале нашего времени распространяется на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности.

Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.

Кризис современного общества в политической, экономической, социальной сферах на личностном уровне трансформируется в проблему адаптации к меняющимся реалиям сегодняшнего дня. Ценность нашего времени в том, что мы стали твердыми, более продуманно смотрим на жизнь, пытаемся проанализировать сущность кризиса, причиной которого является снижение нравственного уровня общества, потеря нравственного идеала, снижение нравственной культуры человечества.

Нравственная основа — это базис функционирования гражданского общества. Без такой основы не действуют должным образом экономические законы, не выполняются указы, не дает нужных результатов учебно-воспитательная работа, происходит разрушение социальных институтов.

Сегодня наше общество, как никогда раньше, нуждается в духовном стимулировании, нравственном развитии, внимании к внутреннему миру человека, культивирование нравственного идеала. Пропагандируя кодекс псевдо-морали, общество отучило человека всматриваться в самого себя, сравнивая с образцом нравственной красоты.

Долг, честь, совесть, достоинство — это формы нравственного сознания, те внутренние механизмы, с помощью которых в обществе осуществляется саморегуляция поведения. Благодаря развитым сознания и чувством долга, совести, чести, достоинства общественные моральные требования выступают как личные побуждения, потребности, мотивы.

Достоинство означает нравственную ценность, значимость человеческой личности. Она неразрывно связана с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможности. Чувство собственного достоинства дисциплинирует человека, побуждает ставить к себе повышенные требования, не довольствоваться достигнутым, стремиться к нравственному идеалу.

Человеческая жизнь приобретает смысл, становится содержательнее только тогда, когда она направляется на определяемую цель. Эта цель делает жизнь полноценной, красивой, гармоничной, полной высокого содержания, творческой радости. Именно стремление к идеалу порождает неисчерпаемую энергию, героизм, мужество — все то прекрасное, что мы ценим в моральном лице человека.

Благоприятным периодом формирования личности является подростковый возраст, который отмечается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой психологических структур и возникновением новообразований. Именно в это время закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок личности. Умение адекватно оценивать и корректировать свои поступки прививаются в подростковом возрасте, потому что моральные качества в этом возрасте становятся выразительнее. В этот период возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе. Подростки уязвимы к восприятию оценки и критики со стороны взрослых и сверстников. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростка обусловливает переход к сознательному выбору нравственного идеала, к формированию собственного взгляда на мир и определения в нем.

Только весь комплекс чувств, соединенных с ответственными убеждениями, создает морально целостную личность, воспитывает у подрастающего поколения нравственное сознание, нравственные чувства, нравственный идеал, а главное — формирует нравственное поведение.

Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.



  1. Мур Дж. Э. Природа моральной философии / пер. с англ. Л. В. Коноваловой. М.: Республика, 1999. 351 с.

  2. Симонова С. А. Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2008. 224 с.

  3. Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 1. 892 с.

  4. Фетисов В. П. Солнце не заходит: труды по нравственной философии. Воронеж: ВГЛТА, 2011. 518 с.