Нравственный идеал нашего времени
Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.
Нравственный идеал нашего времени определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.
Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.
Понятие о нравственном идеале нашего времени распространяется на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.
Кризис современного общества в политической, экономической, социальной сферах на личностном уровне трансформируется в проблему адаптации к меняющимся реалиям сегодняшнего дня. Ценность нашего времени в том, что мы стали твердыми, более продуманно смотрим на жизнь, пытаемся проанализировать сущность кризиса, причиной которого является снижение нравственного уровня общества, потеря нравственного идеала, снижение нравственной культуры человечества.
Нравственная основа — это базис функционирования гражданского общества. Без такой основы не действуют должным образом экономические законы, не выполняются указы, не дает нужных результатов учебно-воспитательная работа, происходит разрушение социальных институтов.
Сегодня наше общество, как никогда раньше, нуждается в духовном стимулировании, нравственном развитии, внимании к внутреннему миру человека, культивирование нравственного идеала. Пропагандируя кодекс псевдо-морали, общество отучило человека всматриваться в самого себя, сравнивая с образцом нравственной красоты.
Долг, честь, совесть, достоинство — это формы нравственного сознания, те внутренние механизмы, с помощью которых в обществе осуществляется саморегуляция поведения. Благодаря развитым сознания и чувством долга, совести, чести, достоинства общественные моральные требования выступают как личные побуждения, потребности, мотивы.
Достоинство означает нравственную ценность, значимость человеческой личности. Она неразрывно связана с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможности. Чувство собственного достоинства дисциплинирует человека, побуждает ставить к себе повышенные требования, не довольствоваться достигнутым, стремиться к нравственному идеалу.
Человеческая жизнь приобретает смысл, становится содержательнее только тогда, когда она направляется на определяемую цель. Эта цель делает жизнь полноценной, красивой, гармоничной, полной высокого содержания, творческой радости. Именно стремление к идеалу порождает неисчерпаемую энергию, героизм, мужество — все то прекрасное, что мы ценим в моральном лице человека.
Благоприятным периодом формирования личности является подростковый возраст, который отмечается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой психологических структур и возникновением новообразований. Именно в это время закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок личности. Умение адекватно оценивать и корректировать свои поступки прививаются в подростковом возрасте, потому что моральные качества в этом возрасте становятся выразительнее. В этот период возникает интерес к своему внутреннему миру, потребность в самоанализе. Подростки уязвимы к восприятию оценки и критики со стороны взрослых и сверстников. Все это вместе с растущими психологическими возможностями подростка обусловливает переход к сознательному выбору нравственного идеала, к формированию собственного взгляда на мир и определения в нем.
Только весь комплекс чувств, соединенных с ответственными убеждениями, создает морально целостную личность, воспитывает у подрастающего поколения нравственное сознание, нравственные чувства, нравственный идеал, а главное — формирует нравственное поведение.
Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.
Мур Дж. Э. Природа моральной философии / пер. с англ. Л. В. Коноваловой. М.: Республика, 1999. 351 с.
Симонова С. А. Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2008. 224 с.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 1. 892 с.
Фетисов В. П. Солнце не заходит: труды по нравственной философии. Воронеж: ВГЛТА, 2011. 518 с.