СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О роли педагога дополнительного образования в формитовании личности обучающегося в ходе учебно – исследовательской деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья написана в помощь педагогам, которые занимаются  с обучающимися исследовательской деятельностью. в статье раскрываются вопросы взаимодействия педагога дополнительного образования и обучающихся в ходе учебно-исследовательской деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«О роли педагога дополнительного образования в формитовании личности обучающегося в ходе учебно – исследовательской деятельности»

О РОЛИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИТОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ХОДЕ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Комарова

МБУДО Дворец творчества детей и молодёжи(г.Воронеж)

????фамилия на англ. и электронн. адрес

Т.Н. Марек

МБУДО Дворец творчества детей и молодёжи(г.Воронеж)

????фамилия на англ. иэ лектронн. адрес

В.С. Паринова

МБУДО Дворец творчества детей и молодёжи(г.Воронеж)

????фамилия на англ. и электронн. Адрес

Аннотация: в статье раскрываются вопросы взаимодействия педагога дополнительного образования и обучающихся в ходе учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: сотрудничество, учебно-исследовательская деятельность, самореализация, самоактуализация, личностное развитие.



С позиций гуманистической парадигмы конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному, ответственному выбору. Отсюда и современная Концепция дополнительного образования, основываясь на гуманистической парадигме, определяет, что одними из важных целей дополнительного образования являются: «…обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования…» [2].

В связи с этим «…приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с воспитания мотивации к познанию, творчеству…» [2].

Одной из продуктивных технологий наиболее способствующих развитию личности обучающихся является технология учебно-исследовательской деятельности, которая в настоящее время активно реализуется в рамках дополнительного образования. В центре внимания – познавательная деятельность обучающегося, а также отношения сотрудничества педагога и обучающегося в ходе учебно-исследовательской деятельности.

Главная функция педагога в реализации проектно-исследовательской деятельности - управление самостоятельной познавательной деятельностью ребенка. Он сопровождает его работу над учебным исследованием, реализуя двойственную позицию - и как участника и как организатора совместной деятельности. Педагог побуждает ребёнка искать, размышлять, самостоятельно решать задачи, выдвигать идеи, добиваться намеченного результата. Создаёт ситуации для достижения успеха и ощущения ответственности каждым ребёнком. Важно уяснить, что в ходе работы обучающегося по теме исследования педагог не дает готовые знания, а создаёт условия для развития мышления обучающихся, их самообразования и саморазвития, стимулируя их самостоятельную познавательную активность. Обучающийся оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определённых трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Роль обучающегося в процессе учебно-исследовательской деятельности изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельности. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решения, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность.

В учебно-исследовотельской деятельности не менее важен индивидуальный подход к обучающимся, так как в каждом коллективе есть дети с различными способностями и возможностями. Успешность учебно-исследовательской деятельности базируется на знании особенностей каждого ребёнка, умении педагога подсказать ему и привести к принятию собственного решения. Хорошо подготовленные обучающиеся могут выполнить более глубокие исследования, используя разнообразный источниковый материал. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны педагога.

Учебное исследование или исследовательский проект для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

То есть учебно- исследовательская работа для обучающегося – это средство для саморазвития и самореализации. Поэтому работа над учебным исследованием от замысла до итога ценна постольку, поскольку даёт возможность обучающемуся проявить себя во всём своеобразии и неповторимости. Отсюда, и процесс работы будет продвигаться более успешно, а значит более личностно значимыми будут для ребенка его цель и результат. Также особенно важно, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребёнка и стимулировать его мотив на всех этапах работы над учебным исследованием, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать и направлять его работу - в этом и заключается мастерство педагога.

Подводя итоги, следует отметить, что взаимодействия педагога и обучающегося в ходе совместной деятельности даёт возможность раскрытию не только индивидуальных особенностей ребенка, но и способствует формированию личностного развития обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф.Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154 с.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года включительно. Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. - http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf. Дата обращения 27.02.2018.

  3. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А.В. Леонтович, А.С. Саввичева; под. ред. А.В. Леонтовича. – Москва: ВАКО, 2014. – 160 с.