По сравнению с фортепиано, органом или инструментами симфонического оркестра, баян - инструмент молодой. Он находится в развитии, совершенствуются его конструкция и качество звучания. C каждым годом расширяется репертуар, другой становится сама эстетика звучания инструмента. Значительно усложняется и техника игры на современном концертном инструменте, поэтому главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, с первых шагов обучения.
Главная задача педагога - ввести начинающего музыканта в мир современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна, воспитать инициативную творческую личность.
С первых уроков нужно стремиться ввести ребенка в новый для него мир художественных образов. Очень важно, чтобы педагог и сам свободно владел инструментом. Вдохновенное исполнение оставляет глубокий след в душе ученика, оно становится примером для подражания и, что не менее важно, дополнительным стимулом для серьезной работы, требующей большой концентрации внимания. Замечательно, если атмосферу уроков постоянно пронизывает идея маленьких открытий: дети любят разыгрывать какие-то сценки, изображать те или иные персонажи, в том числе «учителя», «артиста» и т.п. Они с удовольствием угадывают различные музыкальные отрывки, подражают той или иной манере игры. Эти склонности учеников педагогу необходимо учитывать и обращать на пользу дела.
Просмотр содержимого документа
««О значении интонирования на начальном этапе обучения игре на аккордеоне»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств №2 г. Брянска»
Преподаватель МБОУ ДО ДШИ №2 Родионов Валерий Григорьевич
Методическая разработка «О значении интонирования на начальном этапе обучения игре на аккордеоне» (Данная разработка адресована педагогам по классу баяна и аккордеону в работе над музыкальными произведениями).
Брянск 2017
Содержание: 1. Введение 2. Интонация, как основа музыкального содержания. 3. Развитие интонационных навыков. 4. Возможности инструмента для воплощения художественного образа и развития музыкального слуха. 5. Заключение. 6. Используемая литература. 1.
Введение. Развитие музыкальных способностей ребенка, занимающегося в классе аккордеона, является определяющим условием на всех этапах обучения. Современная методика обучения игре на аккордеоне основывается на принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего аккордеониста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приучать ребенка вслушиваться внимательно в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Теория и практика музыкального развития детей и подростков, разработанная Д. Б. Кабалевским, ориентирует на то, чтобы научить: - любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров; - отличать в музыке хорошее от плохого; - владеть основами музыкальной грамотности; - постоянно развивать свои творческие возможности. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает музыканта - исполнителя на протяжении всей жизни. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей пристальное внимание. Музыка становится близкой и понятной в силу сходства с интонацией человеческой речи. При работе над мелодией, ребенку важно почувствовать характер основной интонации пьесы. Правильное ощущение характера интонации придаст движение развитию мелодической линии, поможет более рельефно показать и почувствовать фразировку, динамическое развитие. При этих условиях исполнение пьесы становится более эмоциональным и выразительным. Музыкальная интонация. Понятие музыкальной интонации - одно из важнейших в музыке. Правильное понимание интонации и умение с ней работать, является необходимым условием для достижения профессионального исполнительского уровня. Музыканты учатся передавать заложенную в интонации мысль. При разучивании музыкального произведения необходимо особое внимание уделять работе над мелодией. Рахманинов - величайший мелодист XX столетия, считал, что «мелодия - это музыка, главная основа всей музыки». Если основа музыки - мелодия, то основа мелодии – пение. Еще Серов говорил, что «всякая музыка… есть пение». В инструментальной музыке мелодия в большей степени связана с принципами вокального искусства, с естественными закономерностями человеческого дыхания. Без этих связей музыка становится невыразительной, мертвой. Певучесть при игре на инструменте включает в себя выразительность, эмоциональность, тепло человеческого голоса, передает интонации, свойственные человеческому голосу Что такое интонация? Интонация происходит от лат. (Intonatio, intono) произношу нараспев, запеваю, пою первые слова). 1. «Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, мысли», по высказыванию Б. Асафьева. Интонация – стала рассматриваться как фундамент, который лежит в основе музыкального образа произведения его содержания (в этом отличие музыки, например, от речи, где смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с тем очевидна общность происхождения музыкальной и речевой интонации). 2. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), а также степень акустической точности строя и тембра. Музыкальная интонация – это зерно музыкальной мысли и очень часто интонация зарождается и наиболее полно выражается в мотиве. Вся музыка состоит из составных элементов. Например, мотив – наиболее мелкая единица, и равен 1 такту, фраза - равна 1+1 (двум тактам). Мотив и интонация – важнейшие элементы музыкального языка, с которых необходимо начинать обучать ребенка музыке, слышать музыку - постигать ее интонационный смысл. Б.М. Теплов писал, что: «Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Интонация связывает музыку с поэзией, литературой, раскрывает смысл, заложенный в словах. В решении этой проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами и баянистами, используется опыт других исполнительских школ (скрипичной, фортепианной) и их приемы переносятся на аккордеон. Первые уроки имеют главное значение. Важно не отбить охоту и желание у ребенка заниматься музыкой, а заинтересовать, научить любить, понимать музыку, сделать ее частью его жизни. Именно в период начального обучения закладываются необходимые основы, связанные с формированием первоначальных слуховых представлений, навыков звукоизвлечения, метроритмической организации, аппликатурной дисциплины, которые имеют решающее значение для последующего развития музыкальных способностей и исполнительской техники учащихся. Занятия музыкой вносят в жизнь ребенка серьезные изменения, требующие выполнять большую работу в освоении инструмента, подчиняться требованиям педагога, сохранять активное внимание на протяжении всей работы в классе и при выполнении домашнего задания, уметь слушать учителя. Столкнувшись с большим объёмом и потоком новой информации, дети начинают понимать, что это труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и различных самоограничений. У некоторых наступает разочарование, пропадает интерес к занятиям, и одна из причин – однообразие изучаемого материала, преобладание инструктивных упражнений или теоретических заданий, оторванных от практических занятий на инструменте, а также завышение программы.