СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об организации домашних занятий на фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации родителям для домашних занятий по фортепиано

Просмотр содержимого документа
«Об организации домашних занятий на фортепиано»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №4 имени В.Г. Яковлева»

города Курска










Методический доклад

«Об организации домашних занятий на фортепиано»





Подготовила:

преподаватель

Рудич Светлана Вячеславовна

























Курск 2022

Самостоятельная работа является решающим фактором в освоении любой профессии. Профессия музыканта требует же от ученика особого усердия и дополнительных усилий.

Систематичность и результат _ вот главные критерии оценки индивидуальной самостоятельной работы за инструментом. Если это есть в домашней работе - ученик экономит время и будет результат, и наоборот- нет систематичности – нет результата.

  1. Как дома усадить ребѐнка заниматься на фортепиано?

Сядет ли ребѐнок заниматься фортепиано сам?

Наверное, многие из нас часто им задавались.

Давайте подумаем, в каком случае вообще ребѐнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру.

Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребѐнка приятно, он вспомнит о нѐм и без помощи родителей.

Что же это за занятия? У каждого ребѐнка свои увлечения: у кого-то рисование, у кого-то игра на компьютере, кому-то нравиться петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно.

Но! Только пока оно не напрягает!! Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещѐ ребенок делать не умеет! Ребѐнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придѐтся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнѐт напрягать. Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.

  1. Что сделать, чтобы ребѐнок сел за фортепиано?

Ребѐнку нужно попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано.

Это задача родителей. Если задания чѐтко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить ребенку, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.

Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребѐнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста. Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всѐ хорошо. Если нет, не исключено, что ваш ребенок играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания!!!

  1. Как правильно ребѐнку выбрать время для занятий музыкой?

Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.

Все ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всѐ заботы позади. Зависит и от того: «сова» вы или «жаворонок». А у ребѐнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент!

Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха. Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели над головой, которая нам нужна, свежей.

Занятия музыкой требуют невероятной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга.

Мозг даѐт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть». Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приѐмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев.

Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.

Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда Ваш ребѐнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего, тем более за фортепиано. И очень важно не лишать ребѐнка любимых увлечений из-за музыки.

Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой.

Если ребѐнок устал и раздражѐн, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.



4.Когда, как и с чего начать выполнять домашнюю работу?

Опыт показывает, что лучше всего сесть за инструмент как можно быстрее после общения с преподавателем - так сказать, по свежим следам, а не специально перед уроком.

В выходные дни целесообразно позаниматься перед завтраком. Не важно , сколько вы просидите за инструментом - полчаса или 15 минут.

В начале занятия прежде всего нужно задать себе вопрос: «Для чего я сел за инструмент и что хочу получить в результате игры на нем?»

Отсюда - цель занятия.

Нельзя заигрывать всю пьесу от начала до конца, особенно на начальном этапе ее изучения, когда еще не осознаны ни форма, ни содержание произведения. Это пустая трата времени.

Музыкальное произведение нужно собирать как конструкцию, по частям, предварительно оттачивая каждую деталь, осознавая ее роль и способ соединения с другими.

При таком подходе совсем не обязательно начинать учить пьесу с первого такта: зачастую приходится отрабатывать отдельные эпизоды из середины или заключительной части. Главное - выполнить поставленную задачу.

Советы ученикам: Никогда не занимайтесь «из-под палки», ради того, чтобы удовлетворить желание родителей или угодить учителю.

Играйте всегда для себя и тогда доставите удовольствие другим. Лучший контролер качества занятий - собственный слух, поэтому постоянно вслушивайтесь в то, что делаете за инструментом.

Проявляйте выдумку при поиске различных способов отработки трудных мест. Не гнушайтесь прибегать к «зубрежке», но только после того, как материал осознан.

Старайтесь не пропускать даже дня в своих занятиях, иначе потом придется наверстывать упущенное, а для этого нужно дополнительное время. Иногда полезно позаниматься не 1 раз в день, а несколько, но по «чуть-чуть».

Если наступило время заниматься, а вам этого очень не хочется, попробуйте все-таки сесть за инструмент и заставьте себя позаниматься минут десять: вы почувствуете, как начинаете втягиваться в процесс работы.

Советы родителям: Создайте ребенку необходимые условия для домашней работы (место и удобное время)

Следите за режимом занятий.

Будьте в курсе процесса обучения, заглядывайте в записи учителя – ребенок поймет, что его труд вам не безразличен.

Контролируйте не количество времени, которое провел ваш ребенок за инструментом, а конечный результат занятий.

В процессе игры ребенка реагируйте на качество звучания инструмента: поощряйте певучесть и выражайтесь недовольство по поводу пустой «долбежки».

Никогда не говорите: «Плохо!» Говорите: «Неплохо, но ты можешь лучше».

Роль домашних занятий в системе обучения игре на фортепиано чрезвычайно важна. Именно они являются основой для успешного обучения.

Индивидуальные занятия ребенка с преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе составляют 1,5-2 часа в неделю.

За это время преподаватель успевает объяснить новый материал, наметить направление в работе над пьесой, отработать несколько наиболее сложных моментов, дать указания для выполнения домашнего задания. Остальная работа над произведением осуществляется именно дома.

Продуктивность домашних занятий зависит от усидчивости ребенка, степени его заинтересованности в результате, а так же в степени заинтересованности родителей занятиями ребенка.

Родителям необходимо обеспечить ребенку комфортные условия для занятий музыкой дома.

1.Стул должен регулироваться по высоте таким образом, чтобы локти ребенка были на одном уровне с клавиатурой фортепиано.

2.Если ноги ребенка не достают до пола, необходимо позаботиться о подставке под ноги, чтобы стопа имела хорошую, устойчивую опору.

3.Крайне важно следить за осанкой ребенка во время занятий и освещенностью его рабочего места.

4. Длительность домашних занятий регламентируется по-разному для разных возрастов ребенка и в зависимости от степени его усидчивости. В младших классах (1-2 класс) время домашних занятий, как правило, не превышает 25-60 минут в день. Если ребенок быстро утомляется и его внимание становится рассеянным, то целесообразно проводить дробные занятия (например, два подхода по 15-30 минут).

5. Для достижения оптимальных результатов каждую пьесу (или фрагмент, заданный преподавателем) необходимо повторять не менее 5-10 раз, соблюдая рекомендации и замечания, данные на уроке и отраженные в домашнем задании.

Помните, что у пальцев есть собственная "мышечная" память, но для ее выработки нужны многократные повторения. Только при этом условии вырабатывается необходимая беглость пальцев, моторность и ловкость, необходимые для воплощения технической составляющей произведения. В домашних занятиях главное - регулярность и вера в достижение результата.

Пусть сегодня у ребенка домашние занятия не принесли желаемого результата - не надо огорчаться!

Продолжайте занятия и количество обязательно перерастет в качество.

Поддерживайте ребенка, хвалите его, побуждайте больше играть не только для себя, а и в гостях, на концертах.

Старайтесь вместе с ребенком больше посещать культурных мероприятий, ходите на концерты, в театр, оперу, просто слушайте больше классической музыки.

Это расширит кругозор ребенка, принесет массу положительных эмоций, приобщит к шедеврам мировой музыки, научит ценить и любить достижения мировой художественной культуры.

Спасибо за внимание!