СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе»

Аёшина Татьяна Валерьевна, педагог – психолог ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Аёшина Татьяна Валерьевна, педагог – психолог ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. В то же время деятельность предполагает наличие соответствующей среды [1]. Соответственно, при изучении возможностей личностного развития субъекта обучения образовательная среда выступает в качестве важнейшего фактора, подлежащего оценке.

Развитие человека в значительной степени обусловлено деятельностью, которой человек занимается. В то же время деятельность предполагает наличие соответствующей среды [1]. Соответственно, при изучении возможностей личностного развития субъекта обучения образовательная среда выступает в качестве важнейшего фактора, подлежащего оценке.

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.   Образовательная среда  – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.   Образовательная среда  – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных Факторами риска в образовательной среде могут быть:   - недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,  - низкая активность учащихся и педагогов,   - несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. 

В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.  Образовательная среда  – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.  Образовательная среда  – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Факторами риска в образовательной среде могут быть:  - недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, - низкая активность учащихся и педагогов,  - несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. 

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как: 1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп; 2. состояние сохранности психики человека; 3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз; 4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников  [14] ; 5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп;

2. состояние сохранности психики человека;

3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз;

4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников  [14] ;

5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Здоровье – это одна из главнейших ценностей человеческой жизни. И его сохранение – актуальная задача общеобразовательных учреждений XXI века. Важно, чтобы каждый урок не только давал знания, но и преумножал здоровье, причем как обучающихся, так и преподавателя. 

Здоровье – это одна из главнейших ценностей человеческой жизни. И его сохранение – актуальная задача общеобразовательных учреждений XXI века. Важно, чтобы каждый урок не только давал знания, но и преумножал здоровье, причем как обучающихся, так и преподавателя. 

Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутри среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель – ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями.

Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутри среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель – ученик» - это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями.

Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Участники конфликта должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации.

Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Участники конфликта должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации.

  Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Такие занятия оказываются очень полезными, дают возможность свободно выражать свои чувства, высказывать свое мнение, делиться и проявлять негативные эмоции, которые вызывают агрессию, возможность «выплеснуть» эту агрессию, не причиняя вред другим людям, и находя при этом понимание и поддержку товарищей и психолога, внимание группы акцентируется на поступках, а не на личности.

  Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Такие занятия оказываются очень полезными, дают возможность свободно выражать свои чувства, высказывать свое мнение, делиться и проявлять негативные эмоции, которые вызывают агрессию, возможность «выплеснуть» эту агрессию, не причиняя вред другим людям, и находя при этом понимание и поддержку товарищей и психолога, внимание группы акцентируется на поступках, а не на личности.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. В связи с ростом всеобщей напряжённости, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья и имуществу, особую актуальность приобретает проблема обеспечения личной безопасности человека, как взрослого, так и ребёнка, подростка. Поэтому приоритетным направлением в работе техникума должно стать обучение подрастающего поколения методам обеспечения личной безопасности.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

В связи с ростом всеобщей напряжённости, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья и имуществу, особую актуальность приобретает проблема обеспечения личной безопасности человека, как взрослого, так и ребёнка, подростка. Поэтому приоритетным направлением в работе техникума должно стать обучение подрастающего поколения методам обеспечения личной безопасности.

  «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей». Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри техникума порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, авторитаризма, так и на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов и любви.

  «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».

Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри техникума порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, авторитаризма, так и на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов и любви.

Используемая литература: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. С. 59-71. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, Спб: Питер, 1998.

Используемая литература:

  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. С. 59-71.
  • Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
  • Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, Спб: Питер, 1998.