СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен Торговля Реклама

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен Торговля Реклама конспект урока по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Обмен Торговля Реклама»

Конспект урока обществознания по теме:

«Обмен, торговля, реклама»

Класс: 7

Дата:________

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

Задачи:

а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт.

б) воспитательная – воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, уважение к экономической сфере в жизни общества;

в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, приводить примеры, относящиеся к теме урока, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма проведения: комбинированный.

Используемые технологии: критического мышления, диалогового общения.

Методы:

Словесные – объяснение нового материала, беседа;

Наглядные – тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама»;

Практические – тематический тест по пройденной теме, карточки – задания с дополнительным материалом.

Проблемный – задания с проблемной ситуацией.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, тематическая презентация «Обмен, торговля, реклама», тематический тест по пройденному материалу, карточки – задания с дополнительным материалом, поурочная разработка для преподавателя по обществознанию по учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс.

Новые понятия: обмен, экономический продукт, товар, рынок, конкуренция, стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая и розничная торговля, реклама, продавец, потребитель.

Ход урока:

l. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

ll. Введение в тему урока.

Учитель: Ребята я предлагаю вам просмотреть видеоролик. (Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»). Скажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм? Где старик продавал корову? Почему старик не мог продать корову? Кто ему помог? Почему старик не захотел отдавать свою коровенку? (эвристическая беседа с детьми).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на этом уроке исходя из нашей беседы? (учащиеся предлагают свои варианты).

Запишем тему урока на доске: «Обмен, торговля, реклама».

Дети, давайте определим цель и задачи на этот урок.

Сегодня мы с вами ознакомимся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на ваш жизненный опыт. Разберём причины возникновения обмена между людьми, узнаем об экономической выгоде обмена для всех его участников, о роли торговли и рекламы в жизни современного общества. Эти знания помогут вам при изучении следующей темы, а также в будущем вы сможете применить эти знания на практике в нашем современном мире. Но прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала, мы должны вспомнить, что изучали ранее по разделу экономика.

lll. Проверка домашнего задания.

(Индивидуально-дифференцированный подход):

1)Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (выборочно) (Приложение 1).

2)Учащимся предлагается поработать с основными понятиями и терминами раздела «Экономика» (Приложение 2).

  • Карточка №1

Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

  • Карточка №2

Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);

  • Карточка №3

Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

3) Учащимся предлагается создать синквейн со словами (на выбор): экономика, труд, профессия.

lV. Изучение нового.

Посмотрите на доску. Здесь размещены пословицы и поговорки: «Дорожиться – товар залежится, продешевить – барыша не нажить», «Без ума торговать – долги наживать», «Хороший товар сам себя кормит», «Купил не купил, а поторговаться можно», «Лучше торговать, чем воровать», «Меняю шило на мыло». О чем эти пословицы и поговорки? А как вы думаете, зачем вам нужны знания о торговле? А хотели бы вы узнать по этой теме больше? Давайте разберемся вместе.

Просмотр видеоролика Ералаш «Давай меняться».

О чем этот ролик? Зачем люди меняются?

Экскурс в прошлое. Рассказ учителя о бартере в древние времена, о появление денег.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

  1. Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

Зачем люди обмениваются?

Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Работа с термином – ОБМЕН, БАРТЕР. Перед вами термин, подумайте и попробуйте сами сформулировать к нему определение. Сверимся с текстом учебника.

Обмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена появляется торговля, а из нее - рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры: от местного до международного, от небольшого рыночка до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Склонность к обмену – одна из черт человеческой природы, отличающая человека от других живых существ земли. Она играет огромную роль в экономическом механизме. Обмен создаёт богатство в каждой из торговых сделок.

Учащиеся делятся на пары (можно по партам). Каждой паре выдается карточка с наименованием товара. (Приложение 3)

Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар. У вас есть 3 минуты.

Беседа по вопросам:

  • У кого произошел обмен?

  • Какой товар вы обменивали?

  • Какой товар приобрели в результате обмена?

  • Почему у вас произошел обмен?

  • Что вы предприняли для этого? У кого не произошел обмен? Почему?

Прочитайте материал рубрики «Жил на свете человек» и ответьте на вопрос: Какую роль, по мнению А. Смита, в экономике играет обмен? Согласны ли вы с автором? Свой ответ аргументируйте.

2. Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё для одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей - торговли.

Работа с термином. Точный ответ, что такое торговля мы найдём в учебнике на стр. 130. Давайте прочитаем и выпишем. Торговля – обмен товарами и услугами путём купли-продаджи.

Ребята, а как вы считаете почему возникла торговля ?

Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом может изготовить лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществе, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте. Торговля, как и обмен возникла на рынке ещё в древности в V в. до н.э., на границах расселения различных племён. Что же изменилось сейчас? Где происходит торговля?

Виды торговли:

  • Оптовая

  • Розничная

  • Внутренняя

  • Внешняя

  • Торговля играет огромную роль в жизни общества. Она всегда выступает важным источником экономического благополучия страны, роста её доходов и богатства граждан. Она заставляет народы дружить или враждовать, способствует их разорению или обогащению.

  • Без чего не может существовать торговля? Загадка: Угадай, как то зовётся, что за деньги продаётся.

  • Работа с термином. Товар – продукт труда, произведённый для обмена (продажи)

  • Без товаров торговли просто не может быть. Люди удовлетворяют свои потребности с помощью торговли. При этом цели у покупателя и продавца совершенно разные. Покупатель стремиться приобрести как можно больше качественных товаров и за меньшую стоимость, продавец же стремиться продать свой товар подороже и побольше. Продажа товаров должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу.

  • Различают следующие виды товаров. Потребительские, производственные, краткого и длительного пользования и …. дополните самостоятельно, приведите примеры к каждой из групп товаров (работа с учебником стр ).

  • 3. В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы. Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот:

  • - Реклама – великая сила!
    - Как вы можете это доказать?
    - Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
    - Ну и что?
    - А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!

  • ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

  • Реклама – двигатель торговли

  • Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

  • Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.

  • Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов.

  • Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

  • Творческое задание: (работа в парах) вам предлагается придумать слоган к рекламе какого либо предмета находящегося у вас на столе, так чтобы она заинтересовала покупателей. Не забудьте, что реклама должна быть лаконичной, но в тоже время содержательной. (3 минуты)

  • V. Закрепление изученного. (фронтальный опрос).

  • Сегодня мы на уроке работали с тремя понятиями: обмен, торговля, реклама. Как они связаны между собой?

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Что такое обмен? Зачем он нужен?

  2. Что необходимо для выгодного обмена?

  3. Что такое торговля? Зачем люди и страны торгуют?

  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?

  5. Что такое реклама? Для чего нужна реклама товаров и услуг?

  6. Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

  • Vl. Рефлексия. Подведение итогов, оценивание.

  • Закончи предложения:

  • Мне понравилось на уроке…

  • Я хотел бы…

  • Я начал задумываться….

  • Постараюсь никогда….

  • Vll. Домашнее задание: параграф № 16 , подготовить рекламные проекты товаров для школы.

  • Приложение I

  • Тест:

  1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:

  • А) натуральное хозяйство;

  • Б) товарное хозяйство;

  • В) производительность труда.

  1. Основным элементом экономики является:

  • А) судопроизводство;

  • Б) потребление;

  • В) общение.

  1. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:

  • А) услуга;

  • Б) реклама;

  • В) товар.

  1. Человек создающий экономические продукты:

  • А) покупатель;

  • Б) потребитель;

  • В) производитель.

  1. Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:

  • А) прибыль и постоянные затраты;

  • Б) доход и прибыль;

  • В) прибыль и переменные затраты.

  1. Предприниматель – это:

  • А) управляющий делами на крупной фабрике;

  • Б) инженер, на собственные деньги открывший мастерскую по ремонту бытовой техники.

  1. Стоимость на рынке, выраженная в денежной форме:

  • А) бартер;

  • Б) обмен;

  • В) цена.

  • Приложение №2

  • Карточка №1

  • Учащемуся предлагается термин или понятие, значение которого он должен раскрыть. (экономика, производитель, заработная плата, прибыль);

  • Карточка №2

  • Учащемуся предлагается значение термина, но сам термин не оглашается, его должен назвать сам ребёнок (бизнес, производство, квалификация работника);

  • Карточка №3

  • Учащемуся предлагается решить задачу. (Производство. Задача: одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500 р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60 р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала её за 700 р. Она потратила на нитки 300р. и на бисер 120р. Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему её размеры различаются.)

  • Приложение №3

  • Задание: У вас есть товар (Книга, Карандаш, Куртка, Велосипед, Рюкзак, Пальто, Ручка, Фотоальбом, Сапоги, Костюм, Телевизор, Магнитофон, Шарф, Лыжи, Кроссовки, Утюг, Фен, Косынка). Вам нужно его обменять на другой товар.