II. Актуализация знаний и мотивация: Чтение стихотворения двух заранее подготовленных учениц. Слово учителя. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Как вы думаете, что мы должны сегодня с вами сделать? Какова цель нашего урока? Цели урока (назвать). - Ваш труд обязательно будет оценен. Критерии оценивания 5 жетонов и более – “отлично”. 4 жетона – “хорошо”. 3 жетона – “удовлетворительно”. Каждый из вас должен знать, что конечный результат нашего урока – орфографическая и пунктуационная грамотность. Готовясь к уроку, вы работали в группах, делали записи в тетрадях. В ходе работы на уроке вы должны будете сделать проект группы. Еще одна цель, которую вы должны достичь в дальнейшем, - это делать самостоятельные выводы и даже маленькие исследования. 3. - Какой литературой вы пользовались, готовясь к уроку? - Этот урок мы проведем по тем вопросам, которые заранее были даны. | В большом доме светло, Там огни горят. Здесь наречия живут, Все время говорят: «Мы не склоняемся И не спрягаемся, Попробуй нас изменить. Ярко, светло и весело – Вот так мы любим жить!» На прогулке возле лавки Повстречались им приставки: В- и с-, из- и за-, А еще до- и на-. И наречия сказали: «Станьте нашими друзьями». А приставки им: «Друзья, Сразу всем дружить нельзя. Дело в том, что можно нам Лишь дружить по правилам. Чтобы с вами быть, смотри, Мы разделимся по три: Три приставки: в-, на-, за- Отправляются в кино И с ними те наречия Чей суффикс будет -о-. Другие же наречия Чей суффикс будет -а-. Возьмут приставки с-, из-, до- И поспешат туда, Где в домике красивом, Просторном, как во дворце, Живет другое правило С шипящим на конце. То правило наречиям Велит все делать так: После шипящих, кроме «ж» Писать им мягкий знак. Но вот наречие «настежь» Придется исключить, В нем «ь» вдруг после «ж» Смог слово потеснить. Так пролетел денечек, Минуты пронеслись. Приставки и наречия Вновь вместе собрались. Уж наступает ночка, Пора ложиться спать. А мы не станем с вами Тех правил забывать, Которые в диктанте Нам смогут услужить, Наречие с приставкой И с суффиксом сдружить. - Тема урока: «Повторение изученного по теме «Наречие». Ученики пытаются сформулировать цели урока. - (Ответы учащихся) |
IV.Игра. Конкурс капитанов. «Разбиралочка». (Капитаны получают карточки, им необходимо назвать количество наречий в двух предложениях) 1 группа Очень давно у нас в Туле жила кошка. Кошка эта ловила мышей удивительно искусно. 2 группа Совершенно по-человечески знала, что поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она появлялась с мышью в зубах и как-то особенно мурлыкала.
3 группа Мама одобрительно гладила кошку по голове; кошка настойчиво пихала голову под ее руку, чтоб еще раз погладили. Потом она бросила мышь и равнодушно ушла.
4 группа Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. А теперь немного поиграем и займемся творчеством. Перед вами находятся задания, выполнив которые, у вас должен получиться рисунок. Станция «Теория». Перед вами город Теория, но попасть в него вы сможете только тогда, когда вспомните правила, которые мы изучали. Из предложенных ответов вы должны выбрать правильный. Дать определение наречию как части речи. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?) Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? и т.д.) Гласные в суффиксах наречий. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце наречий обычно пишется А. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце наречий обычно пишется О. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце наречий обычно пишется О. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце наречий обычно пишется А. Правописание А и О на конце наречий не зависит от приставок) Гласные после шипящих на конце наречий. На конце наречий после шипящих по ударением пишется О, без ударения – Е. На конце наречий после шипящих по ударением пишется Е, без ударения – О. Написание О и Е после шипящих в наречиях не зависит от места ударения в слове) Не с наречиями. Написание наречий 2. Станция «Ошибочка вышла». Перед вами карточки с заданиями, вы должны исправить ошибки. (У каждой группы свой текст, в котором наречия записаны с ошибками, учащиеся должны найти и исправить ошибки) Физкультурная пауза. К солнцу вверх все потянулись, И друг другу улыбнулись! Вправо, влево наклонились, Другу низко поклонились! Поприветствовали дружно, А теперь работать нужно! 4. Станция «Лексическая». - Замените фразеологизм наречием: краснеть до корней волос;
спит как убитый;
скакать во весь опор;
бежать во весь дух, во все лопатки, сломя голову; кричать во все горло, во всю Ивановскую; знать как свои пять пальцев; яблоку негде упасть; хоть глаз выколи; кот наплакал; чуть свет, ни свет ни заря; рукой подать;
Станция «Точка, точка, запятая». Подчеркните наречия как члены предложения. 1 группа Сосновый дождь Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые 2 группа Ночные звуки На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад. Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь. Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника. 3 группа Загостившаяся осень Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег. Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег. А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень. 4 группа Проселки Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам. | Капитаны работают с карточками и называют количество наречий. 1 группа. Очень давно у нас в Туле жила кошка. Кошка эта ловила мышей удивительно искусно. (4 наречия) 2 группа Совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она появлялась с мышью в зубах и как-то особенно мурлыкала. (4 наречия) 3 группа Мама одобрительно гладила кошку по голове; кошка настойчиво пихала голову под ее руку, чтоб еще раз погладили. Потом она бросила мышь и равнодушно ушла. (5 наречий) 4 группа Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? и т.д.)
2. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце наречий обычно пишется А. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце наречий обычно пишется О.
3. На конце наречий после шипящих по ударением пишется О, без ударения – Е.
Сильно (краснеть) – до корней волос;
Крепко (спит) – как убитый;
Быстро (скакать) – во весь опор;
Быстро (бежать) – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;
Громко (кричать) – во все горло, во всю Ивановскую;
Хорошо (знать) – как свои пять пальцев;
Тесно – яблоку негде упасть;
Темно – хоть глаз выколи;
Мало – кот наплакал;
Рано – чуть свет, ни свет ни заря;
Близко – рукой подать;
Плохо – из рук вон, никуда не годится. |