СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий опыт "Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена развитию креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано; будет полезна педагогам, работающим с детьми подготовительного и первого классов специального фортепиано в музыкальных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий опыт "Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Белоберезковская детская музыкальная школа»







ОБОБЩАЮЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Методическая разработка










автор

СКРИННИК МАРИЯ ВИКТОРОВНА










2016 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка посвящена развитию креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано; будет полезна педагогам, работающим с детьми подготовительного и первого классов специального фортепиано в музыкальных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Основная цель заключается в том, чтобы показать практические игровые приёмы, способствующие развитию креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: развитие творческого потенциала каждого ребёнка и приобщение к активной деятельности в области искусства; развитие психо-эмоциональных процессов обучающихся (воображение, фантазия, внимание, память, мышление); развитие музыкального слуха; обучение навыкам игры на фортепиано; воспитание коммуникативных качеств (внимание, доброжелательность); формирование устойчивого интереса к музыкальному творчеству.

Предлагаемые в настоящем опыте методические приёмы развития креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано направлены не только на выявление и отбор детей, обладающих этим видом одарённости, но и её развитие у всех учащихся без исключения.

Многолетний опыт убеждает автора в том, что развитие ребёнка во многом зависит от того, как рано начинается погружение в мир музыки. Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Перед детьми открывается таинственный и прекрасный мир музыки, помогающий рождению настоящих, полноценных, гармоничных людей.

Внимание к душевному состоянию ребёнка - непременное условие работы с детьми.

Дети нуждаются в поощрении во время занятий. Необходим большой выбор игр, они придают уроку динамику.

Оглавление

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА 4

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА 5

3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА 6

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 7

5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12











  1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белоберезковская ДМШ» работает без малого 51 год, являясь центром музыкального и эстетического образования детей посёлка. Работа педагогического коллектива Белоберезковской ДМШ объединена единой целью – повышение интереса учащихся к обучению и максимальному развитию их творческих способностей.

Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, автор опыта пришла к выводу, что дети, обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

В основе любого вида деятельности лежит интерес к получению результата. Так как обучение ребёнка на музыкальном инструменте процесс сложный и длительный, а результат обучения проявляется не сразу, дети очень часто теряют интерес к таким занятиям.

Цель педагогической деятельности: создание оптимальных условий для развития творческой личности обучающихся, испытывающих удовольствие от умственной работы, процесса мышления, творчества, решение задач с сохранением здоровья.

Автора опыта заинтересовала проблема изучения развития креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. После поступления в школу на первые уроки дети приходят с большим интересом, но за годы учебы у многих этот интерес пропадает. У детей, подходящих к этому рубежу, часто возникает мысль бросить школу.

И здесь задача педагога перейти на новую ступень в образовательном процессе. Посмотреть на урок, включающий в себя и игры и творческие задания, не много с другой стороны, чтобы постоянно подпитывать интерес учащихся к музыкальным занятиям. Повышая, эмоциональную отзывчивость на музыку, привитие интереса и любви к ней посредством развития креативного мышления.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Креативность – универсальная способность, которая содействует успешному творческому мышлению. Значимость новых подходов в развитии креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения вызывает необходимость поиска новых методов в педагогической деятельности.

В современных социальных условиях развитие креативных способностей учащихся является одним из основных требований, которые общество предъявляет к образованию. Креативность понимается как способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе креативности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Творческая инициатива помогает разобраться в потоке информации, выстоять перед прессингом телевидения и сформироваться как личность. Предлагаемые в настоящем опыте методические приемы, направлены не только на выявление и отбор детей, обладающих этим видом одаренности, но и ее развитие у всех учащихся без исключения, что делает их актуальными для современного обучения и воспитания.

Прежде чем приступить к практической деятельности была изучена специальная литература по излагаемой теме, теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев,); рассмотрены психологические аспекты творчества (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, ,), изучена проблема творческой активности (Н. Коган).

Проведены наблюдения за детьми в процессе самостоятельной деятельности, проведены беседы с родителями.

В процессе работы над темой были поставлены и максимально реализованы передовые задачи: использовать интересный музыкальный материал, обогащенный яркими образами, вызвать у детей интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений; развить креативное мышление с применением наглядных пособий, интересного реквизита, шумовых инструментов и т. д.; научить применять неожиданные решения к обыденным ситуациям.

Творческая деятельность должна поддерживаться по возможности на всех этапах обучения игре на фортепиано.

  1. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Ведущая педагогическая идея опыта – направить процесс обучения игре на инструменте по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своем музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Все это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребенка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить в виде интересной игры. Важно, чтобы ребенок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме.

Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желание музицировать и творчески выражаться с помощью фортепиано, развивать художественный вкус и эрудицию.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Изучив много подобающей литературы, автор опыта пришла к выводу, что повысить уровень музыкального восприятия, творческого – креативного мышления, самооценки, настойчивости, активности возможно только при условии использования соответствующих наглядных пособий, ритмических движений, музыкальных образов, а главное правильно подобранный репертуар. Обучающий и развивающий процесс обязательно должен включать в себя: дидактические игры; наглядные пособия; сказки; аудиозаписи; живое исполнение музыкальных произведений; тесты.

В своем исследовании автор опыта рассматривает развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано через установку на творческое выполнение заданий и развитие творческого мышления и воображения.

Рассмотрим, как творчество влияет на развитие креативности. Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на уроке почти полностью должна быть творчеством. Когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, сразу важно говорить о креативности его развития. Для этого детям предлагаются различные творческие задания. Творческие задания существенным образом влияют на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Они помогают в формировании музыкального мышления детей. Для активизации инициативы младших школьников педагогом предлагается творческие задания в форме игр. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому, что в таких условиях наиболее полно раскрываются креативные возможности детей.

Все игры разделены на несколько групп: игры на развитие слуха ,на развитие метра, игры, которые дают представление о длительности звука и чувства ритма, игры на развитие памяти и образного мышления, игры на освоение клавиатуры и усвоения расположения нот на нотоносце.

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к учебному процессу и к самим заданиям.

Дидактическая игра «Громкая и тихая музыка» - развивает умение различать на слух динамические оттенки музыкальной речи: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).Ход игры. Играющим раздают карточки и объясняют их назначение (цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку). Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз ребёнок внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он выкладывает /или поднимает вверх/ квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Игра на развитие метра «Шаги великана, Тома и гнома».

Учитель предлагает ученику поиграть в сказочные шаги. Для этого понадобятся часы-будильник, ход которых, отчетливо слышен. Учитель изображает шаги мальчика Тома, который ходит спокойно – шаг на звук часов «тик» и приставной шаг на звук «так». Ученик, как маленький гном, подвижно и игриво - на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так – то же самое». Потом вместе учитель и ученик ходят степенно и важно, как великан – один шаг на ход часов «тик-так».

Игра на развитие внимание, память, ритмическую и интонационную

точность «Соло на ладошках».

Описание: Вариантов игры может быть несколько:

1) Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают

ритмослоги, повторяя интонацию учителя.

2) Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и

проговаривается остальными ребятами.

3) Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм.

4) Можно проговаривать целые словосочетания, к примеру:

- барабанит ёжик

Игра на развитие памяти.

Фотоаппарат. Эта игра развивает зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры. Ребёнку предлагается посмотреть на карточку с изображёнными на ней разными предметами одну минуту. Затем карточка убирается, и ребёнок должен быстро перечислить, что на ней было изображено.

Игра на развитие образного мышления«Укрась музыку».

Игру можно проводить как с одним учеником, так и с группой детей. Детям раздаются музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, дудочка, треугольник,). Преподаватель предлагает послушать музыку (звучит «Неаполитанская песня» П.И.Чайковского). Затем, под руководством преподавателя, дети на музыкальных инструментах оркеструют звучащую музыку. Учащимся предлагается проявить творческое воображение: украсить звучание. Где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение, пытаются подстроиться под определенный ритм, уловить малейшие его изменения и проявляют креативное мышление. Им кажется, что вся звучащая музыка – это их заслуга.

Игра на освоение клавиатуры

Артист-пианист” (автор идеи Г. Шатковский)

Цель: Уверенная игра этюдов на чёрных клавишах в заданном размере (начиная с самого низкого и, заканчивая самым высоким регистром).

Описание: Дети встают полукругом вокруг фортепиано так, чтобы хорошо видеть все клавиши. Далее, показать ученикам строение клавиатуры: лучше сделать это на чёрных клавишах. Педагог играет и попутно поясняет: вся клавиатура состоит из сплошных повторений: две чёрных клавиши, затем – три. Каждый из учеников играет этюд на чёрных клавишах левой и правой рукой попеременно. Играть необходимо с определённым ритмическим рисунком, в 2-х и 3-х дольном размере. В исполнение этюдов можно включать одновременное проговаривание известных детям стихов, текстов песен (напр.: “Наша Таня громко плачет”, ”Жил был у бабушки”, и др.). Ученик старается произносить стихи без растягивания слогов и, следовательно, играть ровно, без остановок.

Игровой момент

при запоминании расположения нот на нотном стане.

Можно легко научиться писать и узнавать ноты, если запомнить

стишок: На линейках МИ, СОЛЬ, СИ,

Между ними ФА, ЛЯ, ДО.

РЕ сосулькою висит,

ДО на веточке сидит

Представленные творческие задания, игры, преподаватель включал в организацию и содержание уроков. Необычность заданий, по сравнению с уже привычным традиционным уроком специальности, привлекло внимание ребят, вызвало интерес и творческую активность. Организуя эту работу, ставилась цель – учить детей самостоятельно воспринимать, осознавать, мыслить и объяснять предложенный репертуар по специальности. По мере накопления детьми опыта в этом виде музыкальной деятельности, количество неправильных и не осознанных ответов сокращалось, они научились действовать по принципу: слышу – осознаю – представляю – исполняю.

При работе с детьми рекомендуется придерживаться следующего:

акцентировать внимание на формирование умения учиться. Регулярно предоставлять возможность ученику выступать в роли учителя; использовать большое количество творческих заданий; исключить давление учителя, включать на занятии свободное общение; доставлять удовольствие ребёнку от учебы и общения; направить обучение и воспитание на самостоятельное добывание информации, уважать желания ребёнка работать самостоятельно; поощрять настойчивость и активность детей, не снижать самооценку ученика; каждый вид заданий должен последовательно развиваться и постепенно усложняться от урока к уроку.

  • Нужно чаще хвалить ребенка. О недостатках говорить спокойно, мягко и тактично, предварительно похвалив за хорошее.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализируя полученные результаты, автор опыта пришла к выводу, что дети стали более раскованы, свободней выражают свои идеи, эмоции. Дети легко определяют ритм музыки, подстраиваются под ее характер, улавливают изменения. После применения методических приемов на уроках специальности учащиеся стали свободнее выражать свои эмоции при игре произведений, прикосновение к звуку стало более понятным, штрих точным, смотря какого характера, исполнялись произведения, осознанно подходили к кульминации, контрастнее зазвучали динамические оттенки и т.д.

  • Из бесед с учителями, родителями автор выяснила, что дети стали более контактны в общении, проявляют больший интерес не только к урокам по специальности фортепиано, но и к учебным занятиям в целом.

  • Учащиеся стали более оригинальны в определении характера музыки, не испытывают затруднения в выборе терминов для характеристики эмоционального ее содержания.

  • Проявляя большую заинтересованность в уроке, ученики повысили успеваемость по другим предметам, стали общительней, лучше налаживают контакт со сверстниками.

Цель школы – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в музыкальной школе. Каждый из детей сможет стать подлинным любителем музыки, активным слушателем, участником студенческого и домашнего музицирования.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Анисимов В.П. диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

  2. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. СПб.: Композитор, 1999.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

  4. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // Начальная школа. – 1990. - № 5. С.17 – 23.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – СПб: Союз, 1997. – 96 с.

  6. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 489 с.

  7. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303 с.

  8. Силютина Э.М. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности. / Э.М.Силютина // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С. 15-16.

  9. Стародубцева, Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки : дис. канд. пед. на-ук / Стародубцева Татьяна Евгеньевна. – Липецк, 2001. – 170 с.

  10. Туркина Е. Котенок на клавишах. СПб.: Композитор, 2005.

  11. Королев Е. «Азбука музыки в скайзках, стихах и картинках». Ихд. «Владос», 2001 г. Москва.

  12. 12 Королькова И. «Крохе-музыканту». Мзд. «Феникс», 2005 г. Ростов- на- Дону.

  13. Перунов Н. «Музыкальная азбука». Изд. 1990 г. Ленинград.