Обобщающий урок-игра по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели:
обучающая: способствовать формированию навыков обобщения знаний, умений по изученной теме, умения пользоваться основными единицами синтаксиса – «словосочетание», «предложение», «текст», умения отличать словосочетание от предложения, совершенствовать умения выполнять синтаксический разбор, расставлять знаки препинания;
развивающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи обучающихся посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;
воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.
Планируемые результаты:
предметные:
знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены.
уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
метапредметные:
умение осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владеть ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (тесты для самостоятельной деятельности обучающихся, карточки с предложениями), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией С.И. Львовой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Игра "Отгадай слово" (слайд 1)
На доске: ………. и пунктуация.
Учитель:
Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы по повторению. Каждый вопрос заключает в себе букву этого слова.
1.Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет (С).
2.С какой буквы пишем название падежа, который узнаём по вопросам кто? что? (И).
3.С какой буквы начинается название неизменяемой части речи, которая отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? (Н).
4.Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопросы кем? чем? (Т).
5.Третья буква в названии части речи, обозначающей действие (А).
6.Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета (К).
7.Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием (С).
8.Эта буква – самый распространённый союз (И).
9.Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ (С).
Какое же слово у вас получилось? (Синтаксис)
Запишите тему урока "Синтаксис и пунктуация".
Сегодня мы будем повторять, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме "Синтаксис и пунктуация”.
Вы уже знаете, что синтаксис и пунктуация - это разделы русского языка.
Что изучает каждый из этих разделов?
Что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение.)
Что изучает пунктуация? (Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания при письме.)
III. Учитель:
Я прошу обратить внимание на слайд (слайд 2).
Легко ли прочить высказывание? Почему? Что затрудняет чтение?
(Нет пробелов и знаков препинания.)
Запишите высказывание, разделяя его на слова, расставьте знаки препинания.
Паустовскийписалязыкумыучимсяидолжныучитьсянепрерывно
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Обучающимися осуществляется взаимопроверка. Комментарий предложения.
После проверки на слайде появляется правильный текст.
Паустовский писал: « Языку мы учимся и должны учиться непрерывно».
Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
IV. Следующее задание «Заполни пропуски» (слайд 3). Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.
1. Главные члены предложения – это …… и ……(Подлежащее и сказуемое).
2. ………. - сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
3. …......... – это разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
(Три ученика у доски записывают полученные предложения)
V. Игра «Найди лишнее» (слайд 4). Найдите лишнее в каждой группе и обоснуйте свой выбор. 1. а) Природа
б) Красивый цветок
в) Встреча
2.
а) Выглянуло солнышко
б) Прогулка по парку
в) Быстро бежать
3.
а) Воздух чист и прозрачен.
б) Летом пчёлы гудят в листве и собирают с цветков душистый нектар.
в) Таял последний снег и текли весёлые ручьи.
(В 1 задании лишним является вариант б, так как это словосочетание;
во 2 задании – вариант а, так как это предложение;
в 3 задании – вариант в, так как это сложное предложение, и в нём нужно поставить запятую.)
Дополнительное задание: выпишете четыре словосочетания в соответствии с приведёнными схемами:
x x x x
прил.+сущ.; сущ.+сущ.; глагол+ сущ.; глагол+ наречие; обозначьте главное слово, определите вид словосочетания.
Ребята, а теперь
VI. «Мозговой штурм» (слайд 5).
Что такое словосочетание?
Назовите типы словосочетаний.
Что такое предложение?
Назовите отличия предложения от словосочетания.
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Какими бывают предложения по интонации?
Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
Чем может быть осложнено простое предложение?
Что такое однородные члены предложения?
Что такое обращение?
Чем отличаются простые предложения от сложных?
VII. «Дружная семейка» (слайд 6). Составьте предложение, взяв из каждого предложения определенное слово. Запишите его.
1) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок. Из данного предложения возьмите определение, поставив его в именительном падеже, ж.р., ед. числе.
2) Ночью земля покрылась пушистым снегом. Выпишете обстоятельство, употребив его как подлежащее.
3) Мама тихо опустилась на диван. Из данного предложения добавьте сказуемое.
4) Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. Выпишете обстоятельство.
(Тихая ночь опустилась над городом.) Сделайте синтаксический разбор полученного предложения.
VIII. «Королевство ошибок» (слайд7).
Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. (Работа по вариантам)
1вариант. Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машит белой веткой вишня Растем товарищи растем!
2вариант. Вдрук ямщик стал посматривать всторону снял шабку, оборотившись ко мне, скозал Барин неприкажишь ли воротится? Взаимопроверка. Два человека записывают получившиеся предложения на доске и объясняют исправления.
(Правильно: Ручей в овражке еле слышно поёт о чем-то о своём, и машет белой веткой вишня: «Растём, товарищи, растём!»
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону, снял шапку, оборотившись ко мне, сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»)
IX. Домашнее задание: упражнение 500.
X. Работаем корректором (слайд8, 9).
Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст.
Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: леопардами, обезьянами, медведями и даже... овцой.
Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их.
Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей?
С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески.
И «говорили» эти люди-звери не на каком-либо человеческом языке, а по-звериному.
Работа в парах: меняются и проверяют чужую работу.
Проверка.
(Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей? Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: леопардами, обезьянами, медведями и даже... овцой. И «говорили» эти люди-звери не на каком-либо человеческом языке, а по-звериному. Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их. С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески.)
Задание к тексту. Озаглавьте текст. Какова основная мысль этого текста?
XI. «Страна схем» (слайд 10). Составьте схемы предложений. Работа выполняется по рядам. У доски три человека составляют схемы. У учеников, которые работают у доски, карточки с этими предложениями.
1ряд 1.В парке продавали красные и синие шары. 2.Наступила зима, и выпал первый снег. 3.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.
2ряд 1. Вокруг костра сидят туристы и поют песни. 2.Дождь закончился, и мы продолжили свой путь. 3.Спой светик не стыдись!
3ряд 1.Это моё красное солнышко отвечала Баба-Яга. 2.Вдруг кто-то с палубы крикнул акула. 3.Бор шумит порывисто и глухо.
XII. Самостоятельная работа (решение тестов по вариантам).
XIII. Рефлексия.
Какую тему мы сегодня обобщили?
Что же изучают эти науки?
Что ещё мы вспомнили?
Как вы думаете, нужно ли заниматься изучением синтаксиса и пунктуации?
XIV. Выставление оценок.