СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Основные вехи в истории России XVI-XVIII веков"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обобщает знания учащихся за весь период истории XVI-XVIII веков (7 класса). Урок проводится в виде путешествия. Дети сами выбирают, куда им сначало пойти в "огромном городе". Каждый ученик отправляется в путешествие отдельно. Набирает баллы (жетоны). В конце урока ученики сами делают выводы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Основные вехи в истории России XVI-XVIII веков"»

Тема урока «Основные вехи в истории России XVI-XVIII веков»

Цели и задачи:

- повторение и обобщение пройденного материала;

- развитие умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы;

- воспитание объективности в самооценки, стремление самоутверждения личности;

- подведение итогов изучения темы;


Оборудование урока: карта путешествия, карточки с заданиями, рыбки и удочка для игры «Историческая рыбалка», жетоны, карта самоконтроля и предложений учащихся.


План урока:

  1. Сообщение темы и задач урока.

Инструктаж по условиям урока-игры.


  1. Проведение игры-путешествия:

  1. Замок исторических вопросов.

  2. Замок исторических дат.

  3. Озеро исторических задач.

  4. Град исторических терминов.

  5. Ярмарочная площадь.

  6. Град юбилейный.

  7. Роща загадок.


  1. Подведение итогов урока.


На протяжении нескольких месяцев мы изучали историю России XVI – XVIII веков. На этом уроке вы должны повторить и в определенной степени обобщить учебный материал по данной теме, также закрепить в памяти исторические понятия, необходимые факты, даты. Все это будет проходить в форме игры - исторического путешествия. И у меня сегодня к вам просьба – прежде всего, поиграть от души, со спортивным азартом. На доске маршрут нашего путешествия по государству “История”, в нем каждый камешек, каждая березка в роще связана с историей нашей страны.

Уже в старину на границах Российского государства были учреждены таможенные избы, где со всех проезжающих брали “мыт” - или пошлину. В нашей игре мыт – это ваши ответы на вопросы. За каждый правильный ответ – вы будете получать баллы. Если к концу нашего путешествия вы наберете: - 23 – 24 балла – то ваша оценка “5”.

- 18 – 22 балла – то ваша оценка “4”.

- 17 – 12 баллов – то ваша оценка “3”.

Если вы наберете меньше 12 баллов – то вам придется повторить путешествие.

Все письменные задания необходимо выполнять за определенное время, если вы не успеете, то будете оштрафованы. А если наоборот – сделаете быстрее, то получите возможность заработать дополнительные баллы. За устные ответы вы будете получать деньгу: 1 деньга = 1 баллу. В конце путешествия подсчитаем баллы, которые Вы наберете! Ну что, ребята, готовы? Тогда в путь!

1 станция нашего путешествия – “Замок исторических вопросов”.

1). Кто является первым русским царем? (Иван IV).

2). Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак).

3). Когда в России оформилось крепостное право? (1649г., Соборное уложение).

4). Сколько самозванцев было в России? (2).

5). С какого года в России начинает править династия Романовых? (с 1613г.)

6). Как звали первого представителя династии Романовых? (Михаил).

7). Почему современники называли XVII век – “бунташным”?

8). Сколько лет длилась Северная война? (21 год).

9). Что произошло раньше: восстание под руководством Степана Разина или Емельяна Пугачева?

10). Какое главное событие решило исход Северной войны?

11). С какой целью и при каком царе происходила Северная война?

12). Назовите императоров и императриц, правивших в XVIII веке?

13). Что такое импорт?

14). Что такое экспорт?

15). Назовите известных Вам полководцев и флотоводцев XVIII века?

2 станция нашего путешествия – “Замок дат”.

В течение учебного года мы изучили их большое количество. И сейчас Вам предстоит выполнить задание, установить соответствие между событиями и датами. На своих листах Вы должны написать цифры (означающие событие), а рядом букву (означающую дату этого события). Кто раньше справится с заданиями – получит возможность выполнить дополнительное задание.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

1

Полтавская битва

А

1700-1721

2

Разделы Речи Посполитой

Б

1709

3

Северная война

В

1682 – 1725

4

Царствование Екатерины II

Г

1772, 1793, 1795

5

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

Д

1773 - 1775

6

Швейцарский и итальянский походы А.В.Суворова

Е

1714

7

Сражение при Гангуте

Ж

1799

8

Царствование Петра I

З

1762 - 1796

3 станция нашего путешествия – “Озеро исторических задач”. В нем плавают рыбки, на которых написаны краткие характеристики людей, живших в XVIII веке. Вы должны догадаться, о ком так говорили.

РЫБКИ – ВОПРОСЫ:

1). “Работник на троне” (Петр I)

2). “Великий помор” (М.В.Ломоносов)

3). “Державный младенец” (Иван VI)

4). “Просвещенная императрица” (Екатерина II)

5). “Амператор Петр III ” (Е.И.Пугачев)

6). “Бунтовщик хуже Пугачева” (А.Н.Радищев)

Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Продолжаем путешествие.

4 станция – “Град исторических терминов”.

Возьмите листочек с заданиями и в течение 6 минут, раскройте содержание 6 терминов. Кто быстрее справиться с заданиями, может получить возможность заработать дополнительные баллы.

ТЕРМИНЫ:

- Абсолютная монархия;

- Крепостное право;

- Мануфактура;

- Меркантилизм;

- Сословия;

- Рекрутский набор.

5 станция – “Ярмарочная площадь”

Сейчас Вы должны будете рассмотреть картинки, символы и догадаться, каким историческим событиям они посвящены.

1). Ножницы

2). Новогодняя ёлка

3). Собачья голова и метла

4). Трубка, картофель, томаты

5). Крестьянские лапти, вилы, топор, костер

6). Держава, окруженная семью боярскими шапками.

6 станция – “Град юбилейный”.

Эпиграф:

“…Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменит другую

Спешит, дав ночи полчаса….”

А.С.Пушкин.

Возьмите листочки и ответьте на 4 вопроса, посвященных юбилею Санкт – Петербурга.

ВОПРОСЫ:

1). Назовите дату основания Санкт – Петербурга.

2). Назовите первое здание, построенное в Санкт – Петербурге.

3). Назовите главную улицу города.

4). Перечислите известные Вам памятники архитектуры и скульптуры Санкт – Петербурга.

Наше путешествие подходит к окончанию и нам, осталось проехать через последнюю станцию.

7 станция - “Роща загадок”.

Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Наши предки понимали, что бы подружится с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они испытывали человека с помощью упражнений на сообразительность. Сейчас я проведу подобное испытание с вами.

ЗАГАДКИ:

1)Под дубком, дубком

Свернулась клубком –

И с хвостиком.

( Репа)

2)Красна, а не девка,

С хвостом, а не мышь.

( Морковь)

3)Промеж грядок,

Лежит гусь, гладок.

( Огурец).

4)Комковато, ноздревато

И мягко, и ломко

И всех милей.

( Хлеб).

5)Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд.

От рогатого берут

И живулькам дают.

( Молоко).

6)Красненькие сапожки

В земле и лукошке.

( Свекла).

7)В воде родится,

А воды боится.

( Соль).



Вот и подошло к концу наше путешествие. И в завершение его мне хочется прочитать такое стихотворение:

“Времена теперь другие

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия от страны

Какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Слава русской старине

Слава нашей стороне!"

Сейчас наши консультанты подсчитают количество баллов, которое Вы набрали. А Вы заполните карту самоконтроля и предложений.

Моменты урока, вызвавшие интерес.

Что не понравилось на уроке.

Моя оценка за урок по пятибалльной системе.

Мои предложения по уроку.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Готовиться к контрольному тестированию по всему материалу.