МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Дагнинская ООШ»
«Четырехугольники»
Учитель математики: Шахбанов Эскер Алифович
2018г Обобщающий урок по теме: "Четырехугольники"
Цели:
Обучающие:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Четырехугольники» с использованием средств мультимедиа;
Закрепление основных понятий базового и развивающего уровня;
Контроль и оценка знаний учащихся по разделу «Четырёхугольники»;
Развивающие:
Развитие мыслительной деятельности при практической работе с интерактивной доской;
Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся;
Переносить знания в новую ситуацию;
Воспитательные:
Воспитание интеллектуально развитой личности посредством информационно-коммуникационных форм деятельности
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения темы «Ромб. Квадрат. Решение задач».
Технология: ИКТ, личностно – ориентированная, игровая технология.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся
Вид урока: урок – игра ( путешествие в страну четырехугольников), занятие
ориентированное.на действие на основе дидактических задач
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, применяется уровневая
дифференциация, коллективная; устная, письменная.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, в т.ч. с изображением озера, тигра, дремучего леса - персонажей сказки,
дидактический материал: для каждого ученика папка, содержащая разработанное МДО (методико-дидактическое обеспечение)
План урока:
Оргмомент. Сообщение темы и постановка целей урока. Эпиграф.
Актуализация знаний учащихся.
Усвоение новых знаний.
Проверка понимания изученного материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Ход урока: Слайд 1. 1. ОМ. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Впереди нас ждет интересное путешествие в страну четырехугольников.
Слайд 2.
Пусть сегодня эпиграфом нашего урока послужат слова Томаса Эдисона «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда».
Изучив тему четырёхугольники, мы постараемся применить ваши знания в различных ситуациях и попробуем оценить происходящее в конце урока. Итак, удачи вам и вперёд!
Слайд 3.
Разминка: «Строим школу!», Кто лишний в семье…?
Слайд 4.
1.Станция «Дидактическая задача»
Урок начинается с постановки дидактической задачи практического характера (Лист Д1). Через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.
Учитель: Внимание! Мы сейчас находимся на станции «Дидактическая задача».
Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились.
Вопросы:
Кто стал королём?
Кто был основным соперником?
Кто первым вышел из соревнования?
На этот вопрос мы ответим, если хорошо знаем свойства и признаки четырехугольников.
К этому вопросу мы вернемся позднее. А сейчас…отправляемся.
Чтобы решить проблему, возникает информационный дефицит. Поэтому
нам необходимо повторить некоторые свойства и признаки четырехугольников. Нужную информацию вы получите на следующей станции.
Слайд5 .
2. Станция «Информационная»
Учащиеся с помощью имеющихся знаний и умений могут решить данную задачу, но прежде повторяют предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.
| Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | | | | |
2. Все стороны равны | | | | |
3. Противолежащие углы равны | | | | |
4. Все углы прямые | | | | |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | | | | |
6. Диагонали равны | | | | |
7. Диагонали взаимно перпендикулярны | | | | |
Постройте фигуру (для каждого варианта свой чертеж) | | | | |
Слайд 6.
| Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
1. Противолежащие стороны параллельны и равны | + | + | + | + |
2. Все стороны равны | | | + | + |
3. Противолежащие углы равны | + | + | + | + |
4. Все углы прямые | | + | | + |
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + | + | + | + |
6. Диагонали равны | | + | | + |
7. Диагонали взаимно перпендикулярны | | | + | + |
Постройте фигуру (для каждого варианта свой чертеж) | | | | |
А теперь мы можем решить проблему, поставленную в начале урока.
Кто же станет королем? На этот вопрос мы ответим, если хорошо знаем свойства и признаки четырехугольников.
Слайд 7.
Рано утром отправились все четырехугольники в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалось озеро, которое сказало: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам»
Часть четырёхугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. (Переплыли параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат)
Слайд 8.
На пути им встретился говорящий тигр, который сказал, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.
Несколько путешественников осталось перед тигром, остальные продолжили путь. Тигр спокойно их пропустил. ( прошли прямоугольник и квадрат)
Слайд 9.
Дошли до дремучего леса, где была узкая тропинка. Лес сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.
По тропинке через лес прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём. (Квадрат)
Вопросы:
Кто стал королём?
Кто был основным соперником?
Кто первым вышел из соревнования?
Конечно же квадрат!
Молодцы ребята!
Едим дальше.
Устали? Тогда дружно встали! Снять перенапряжение поможет нам …
3. Станция « Веселая Физкультминутка»
1.) Если верно – то хлопаем , если неверно – топаем
у четырехугольника 5 вершин. - нет
диагонали прямоугольника равны - да
стороны ромба равны - да
углы квадрата острые - нет
Диагонали ромба перпендикулярны - да
диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам? - да
Найти сумму длин всех сторон - значит вычислить периметр? - да
квадрат является ромбом? - да
диагонали ромба равны? - нет
Слайд 10.
5.Станция «Вычислительная»
Задача 1. Найдите периметр прямоугольника АВСД, если биссектриса угла А делит сторону ВС на отрезки 16 и 12.
Задача 2. Найдите неизвестные углы:
Задача 3. Докажите , что четырехугольник параллелограмм.
Выполните решение задач, применяя полученные знания. (по вариантам)
Найдите неизвестные величины:
1 вариант
1. | 2. |
3. | По горизонтали: 1.Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. (14 букв) - параллелограмм 2. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. (8 букв) -трапеция 3. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (13 букв) –прямоугольник 4. Точка пересечения сторон четырехугольника. (7 букв) -вершина |
2 вариант
1. | 2. |
3. | По вертикали: 5. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырёхугольника. (9 букв)-диагональ 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (7 букв) -квадрат 7. Параллелограмм, у которого все стороны равны. (4 буквы)-ромб 8. Отрезок, соединяющий соседние вершины четырёхугольника.(7 букв) -сторона |
4.Дополнительные задания « От простого к сложному»
1. Угол ромба равен 36°. Найдите углы, которые образует его сторона с диагоналями.
2.Угол между диагоналями прямоугольника равен 80°. Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.
3.В ромбе АВСD биссектриса угла ВАС пересекает сторону ВС и диагональ ВD соответственно в точках М и N. Найдите угол АNВ, если угол АМС равен 120°.
4.Через точку пересечения диагоналей квадрата проведены две взаимно перпендикулярные прямые. Докажите, что точки пересечения этих прямых со сторонами квадрата являются вершинами еще одного квадрата.
Решение задач самостоятельной работы
| 1. В ромбе диагонали являются биссектрисами его углов, то есть :2 = 36°:2 = 18°. В ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, треугольник АОВ- прямоугольный, = 90° - 18° = 72°. Ответ: |
| 2. Диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам, значит ВО = BD/2 = AC/2 = AO и АОВ- равнобедренный, тогда . В прямоугольнике все углы прямые, тогда . Ответ: 500, 400. |
5.Станция «Конечная»
*Подведение итогов урока.
Учитель: Какие темы мы повторили на уроке? Что нового узнали?
По результатам урока самые активные ученики поощряются отметками. Подводятся итоги урока.
*Домашнее задание.
Повторить п. 39–46, подготовиться к контрольной работе
Спасибо за урок!